Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи и рисованию
«Поздняя осень»

Цель: Закрепление представлений детей об осени, её характерных признаках, периодах (золотая, поздняя), посредствам обогащения словарного запаса детей и рисования.

Задачи:

1. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. (Коммуникация).

2. Обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами. (Коммуникация).

3. Продолжать учить подбирать слова – антонимы. (Коммуникация).

4. Учить образовывать относительные прилагательные. (Коммуникация).

5. Продолжать развивать логическое мышление. (Коммуникация).

6. Продолжать развивать фонематические процессы. (Коммуникация).

7. Учить пользоваться тычком. Развивать эстетические чувства. (Художественное творчество).

8. Углублять пространственные представления по ориентации в схеме своего тела. (Здоровье)

9. Воспитывать понимание, доброжелательность и дружеские взаимоотношения между детьми. (Социализация).

Оборудование: письмо от Лунтика, картинки по теме «Осень», осенние листочки, карточки с буквами, картинки с осенними листочками, мяч, тычки, баночки с водой, картинки с солнышком.

 

Ход занятия.

Поздоровайтесь с гостями,                         А теперь соседу справа,

Улыбнитесь всем вокруг,                             Мячик, ты передавай,

Руку дайте другу слева,                             Друга называй по имени,

И скорей вставайте в круг.                          Утра доброго желай!

Ребята, сегодня утром в детский сад пришел почтальон и принес письмо. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать от кого оно.

Я родился на луне,

Оказался на земле.

Много здесь завел друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я……. (Лунтик).

Лунтик нам написал письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте дорогие ребята! Я слышал, что вы готовитесь к школе: учите буквы, играете в разные словесные игры, разгадываете ребусы и вообще много всего знаете. В конце осени у меня день рождение. Но я ничего не знаю об этом времени года. Помогите мне, пожалуйста, расскажите про осень, про осенние приметы, что знаете. Жду вашего ответа. Лунтик».

Ребята, я предлагаю вам подарить на день рождение Лунатику осеннюю картину. У меня есть лист бумаги. Картина оживет, если вы правильно ответите на мои вопросы.

Но, прежде, чем мы с вами начнем оживлять картину, давайте сделаем гимнастику для язычка, чтобы нам с вами правильно и красиво говорить.

Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Болтушка».

Ну, что, вы готовы отвечать на мои вопросы?

  • Какое у нас сейчас время года?
  • А какие осенние месяцы вы знаете?
  • Какой бывает осень? (ранняя, поздняя, золотая).
  • Сейчас какая осень?

Давайте вспомним приметы поздней осени:

Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?   (ноябрь)

«Ноябрь – ворота зимы» - так гласит русская народная пословица.

К концу осени солнечных дней становится мало.

  • Как греет солнце поздней осенью?
  • Небо, поздней осенью какое?
  • Что происходит с деревьями поздней осенью?
  • Что происходит поздней осенью с птицами?
  • А как называют этих птиц, которые улетают на юг?
  • Как осенью звери в лесу готовятся к зиме?

А еще поздней осенью часто идут дожди и дуют ветра.

  • Ветер поздней осенью, какой?
  • А что происходит с реками и озерами поздней осенью?
  • Что происходит с землей поздней осенью?

Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась с приметами поздней осени.

Эту картину мы с вами отправим Лунтику. Чтобы он познакомился с осенними приметами и знал их также хорошо, как вы.

А сейчас я предлагаю вам поиграть с осенними листочками, вспомнить тот период осени, который называют «золотым». У каждого из вас есть осенний листочек. Я буду называть слова. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимаете листочек вверх. (Опадают, поспевают, расцветают, хмурая, зеленеют, золотая, жарко, дождливая, тает, теплеет, улетают.) Молодцы!

Знаете, ребята, я обнаружила что – то интересное. Давайте поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

Сентябрь – первый звук в слове [C]

Октябрь – первый звук в слове [О]

Ноябрь – первый звук в слове [Н]

Давайте прочитаем, что у нас получилось? (СОН).

  • Сколько звуков в слове сон?
  • Назовите гласный звук.
  • Назовите согласные звуки.

Я думаю, что это не случайно, ведь осенью вся природа засыпает, готовится ко сну, к отдыху. Деревья сбрасывают свою листву. Вот попробуйте узнать с какого дерева листок:

  • Лист с березы – значит он какой? – березовый;
  • Лист с дуба, – какой? -…
  • Лист с липы, – какой? -…
  • Лист клена, – какой? -…

А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы называете слова противоположные по смыслу:

  • Осень ранняя – осень поздняя;
  • День веселый – день грустный;
  • День солнечный – день пасмурный;
  • Погода холодная – погода жаркая;
  • Погода хорошая – погода плохая;
  • Солнце высоко – солнце низко;
  • Дождь начался – дождь закончился.

Физкультминутка (ориентировка в схеме собственного тела).

Логопед: ребята, послушайте стихотворение:

Миновало лето

Осень наступила.

На полях и рощах,

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны – темны ночи.

Ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (скучное, грустное). Верно, стихи про осень чаще всего грустные, печальные. Грустно нам, что природа засыпает, теряет многообразие и яркость красок. Но эта грусть светлая, прекрасная. И чтобы нам не заканчивать занятие на этой грустной ноте, давайте мы с вами вспомним пору золотой осени и изобразим красивые разноцветные деревья и еще раз на них полюбуемся, поднимем себе и гостям настроение.

Я предлагаю нарисовать вам листочки с помощью тычка. (Работа детей за столами).

Посмотрите, какие яркие красивые деревья у вас получились! Когда ваши работы высохнут, мы вместе с картиной отправим их в подарок Лунтику.

- Ребята, о каком времени года мы говорили?

- А про какую осень говорили? (про позднюю).

Ребята, я предлагаю вам самим оценить свою работу на занятии. Я приготовила для вас вот такие солнышки. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились, вам было легко, то выберите картинку с солнышком, а если считаете, что с чем – то не справились, какие – то задания у вас вызывали трудности, то выберите солнышко с тучкой.

Спасибо за работу, за старание и труд!

 

Список литературы:

1. Стихотворение «Осеняя песенка» А Плещеев.

2. http://dohcolonoc.ru/logopedu/4860-konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-luntik-i-ego-druzya.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей…

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного...

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Читайте также

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...