Конспект НОД в подготовительной логопедической группе
«Как в лесной школе гласные звуки изучали»

Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков А, И, У.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки А, У, И и производить их слухо-произносительную дифференциацию;
  • Учить делить слова на слоги и определять ударный гласный звук в слове;
  • Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепить графические образы букв А, У, И.
  • Закрепить понятия «дикие» и «домашние» животные, упражнять в их дифференциации.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие и слух;
  • Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией;

Оборудование: собачка-рукавичка, «звукарики», символические обозначения трех поросят, бейджик «сова», три дорожки для шагов, экран с 9 карманами, буквы гласных звуков; картинки демонстрационные: рысь, белка, зайка, барсук, лис, лось; сюжетная картинка (волк лежит у пенька на перднем плане, а на заднем – зайчонок, ежонок и бельчонок идут в школу); картинки раздаточные: лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, волк, волчица, волчонок, конь, лошадь, жеребенок,; материал на каждого ребёнка: по три ритмических рисунка из трех элементов, указка-колечко, буквы А, У, И, пакетики с цветными конфетками, спрятанные в разборный белый шар.

 

Ход занятия

Дети стоят перед ширмой кукольного театра. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Удивитесь такому событию – У, обрадуйтесь – А, улыбнитесь им – И. постарайтесь больше не отвлекаться, хорошо заниматься, чтобы не огорчать гостей.

Жили-были в лесу три поросенка…

- Как вы думаете, так может начинаться сказка или быль?

- Почему вы так считаете? (В лесу поросята не живут, потому что это домашние, а не дикие животные или звери, которые живут в лесу).

- Так начинается сказка «Три поросенка». А вы любите придумывать сказки? А давайте сочиним сказку, про то, как в одной школе учились вместе детеныши домашних и диких животных.

- Где может стоять такая школа? На опушке леса животные устроили школу для своих детенышей.

- Кто из домашних животных не боится ходить в лес? (собака) Отважный пес бегал утром по лесу и приглашал зверей в школу. Он так старался, что однажды потерял голос. Может, вы поможете ему громко позвать зверей? Ребенок, надев на руку собачку-рукавичку, уходит за ширму и произносит слово громко, открывая рот собачки на ударный звук: - Зайка!

- Какой гласный звук прозвучал в слове громче и дольше остальных? (А)

Да, зайка сначала испугался, услышав собаку, и широко открыл рот, но потом понял, что его зовут в школу и, успокоившись, произнес: А.

Лось обрадовался, открыл, округлив рот, и произнес: О!

Барсук удивился и, вытянув губы трубочкой, произнес: У!

Белка, сидя высоко на ветке дерева, слегка подразнила собаку, произнеся: Э!

Рысь, спрыгнула с ветки под ноги пса и чуть не напугала его: Ы!

Лис, хитро улыбнулся, потянув уголки губ к ушам и произнес: И!

Пёс вспомнил, что три поросенка боялись проспать первый урок, и помчалась к их домикам. Вспомните, как зовут поросят и помогите их позвать по кличкам. (дети произносят: Наф!, Нуф! Ниф!) Выбежали из домиков поросята. (выставляются символические поросята) Как же узнать, как кого зовут? (У поросят по-разному открыты рты, как у звукариков).

Поросята завизжали от радости, узнав, что в школе животные собираются изучать гласные звуки, которые есть в их именах. Какие это звуки? (А,У,И) Дети выбирают символы звуков. Давайте и мы сходим с ними в школу на уроки. Дети подходят к партам и садятся. - Сядьте красиво, спинку держите прямо, слушаем внимательно, продолжаем сочинять нашу сказку.

Урок в школе вела мудрая сова: Лиза, давай ты начнешь за сову вести урок. (надеть бейджик) Расскажи, какие это звуки.

- Звуки А, У, И – гласные звуки. Они поются голосом, воздушная струя не встречая преграды, свободно проходит через рот.

Продолжит вести урок сова – Арина. (надеть бейджик)

- Из звуков состоят слова. Звук в слове может находиться в начале, середине или конце слова. Какой из этих звуков есть в слове книги? Где он находится? (урок, школа).

- Звуки А, У, И, как и все гласные, можно тянуть и произносить коротко. Пододвиньте к себе такие же дорожки. Наденьте на указательный палец красное колечко и проведите по верхней дорожке звук А, по средней звук – У, а по нижней дорожке звук - И. Дети выполняют задание, проводя пальчиком по схемам.

Никита продолжи урок, расскажи, о чем нам говорят схемы в этой клетке?

- Слова делятся на части (слоги). В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

В слове важен гласный звук –

Это знают все вокруг.

Он с согласными играет,

В слоги их объединяет.

Слова делим мы на слоги

По дорожкам дружно ходим!

Возьмите в руки картинки с портретами животных (лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, конь, лошадь, жеребенок, волк, волчица, волчонок) и подойдите к дорожкам.

Встаем у ковра, расстилаем на ковре дорожки с клетками.

Мамы и папы решили проводить своих малышей в школу. Малыш шагал по центральной дорожке, слева от него шел папа, а справа – мама. Подойдите к началу дорожек представители лисьей семьи, прошагай по дорожке папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок. Положите картинку справа от дорожки.

Подойдите к дорожкам представители волчьей семьи прошагайте по дорожке, положите картинки. Заем кошачьей и лошадиной семьи.

- Кто больше лис или лисенок?

- Какое слово длиннее лис или лисенок?

- В каком слове больше слогов, чем в остальных?

- Кто из родителей дальше всех проводил ребенка?

Собери, Максим, картинки с домашними животными, а Даша, с дикими.

Зазвенел в классе звонок, позвал животных на урок.

Раз, два, три, четыре - зверей грамоте учили.

Чтоб уметь читать, писать, надо буквы им узнать.

Прочитайте букву с той интонацией, о которой сообщает нам знак после буквы. У! А? И.

Восклицательный стоит – звук громко, радостно кричит! (прочитай Даша (Илья) У!)

Изогнулся вопросительный – спросить, о чем-то, не хотите ли? (прочитай Максим (Аркаша) А?)

Спокойно что-то скажет звук, значит, точка стоит тут. (прочитаем все вместе И.)

Три поросенка сели в ряд – свои буквы изучать. (Надеть маски)

И сказала им сова, очень мудрые слова:

Это дети буква И, ты, Ниф-Ниф, ее бери. (выходит ребёнок с маской Ниф-Нифа и берёт буква И)

Это всем известно – А, она, Наф-Наф, твоя. (выходит ребёнок с маской Наф-Нафа и берёт буква А)

Нуф-Нуф сказал: «Осталось У, я её себе беру!» (выходит ребёнок с маской Нуф-НУфа и берёт буква У)

Если буквы встанут в ряд - можно слово прочитать.

Те поросятки встаньте в ряд, чьи звуки в слове Иа звучат. (Держа буквы встают Ниф и Наф. Дети проверяют, правильно ли составлено слово).

Все в лесу АУ кричат, встаньте буквы в новый ряд. (Встают Наф и Нуф. Дети читают получившееся слово.)

Перемена. (проводит Соня, показывая движения по тексту)

Три смелых поросенка купаются в пруду:

Три пухлых поросенка играют в чехарду.

Три ловких поросенка роют пятачком,

Затем они виляют хвостиком-крючком.

Три умных поросенка на урок идут

Весело шагают и песенку поют:

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…

Зазвенел звонок опять, надо научить зверей предложенья составлять.

Гласные А,И,У могут быть отдельными словами, пусть маленькими, но очень нужными помощниками для объединения значимых слов в предложение.

Рассказать у какой мамы кто детеныш нам поможет слово-гномик У. Дети составляют предложения по схеме с предлогом У в начале предложения. (У лисы лисенок.)

Подружить слова в предложении нам помогает слово-гномик И.

Дети по картинке составляют предложение, отвечая на вопрос:

Кто идет в школу? (Зайчонок и ежонок идут в школу.)

Слово-гномик А, наоборот любит сравнивать. Посмотрите на картинку и расскажите, что делает бельчонок, а что делает волк?

(Бельчонок идет в школу, а волк лежит под деревом.) Поросята хотят учиться, а волк любит … (лениться)

Сделаем волка из пальцев рук. Рассердился волк: Я злой и страшный серый волк, зубами щёлк!

Закончились уроки, побежали поросята домой, напевая свою песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…» По дороге они решили поиграть в снежки. А один снежок нам с вами бросили, давайте посмотрим, что там внутри. (пакетики с конфетками: 2синие, 1 красная, 1 зеленая).

Вспомните первое слово в песенке поросят. (НАМ) Составьте схему слова НАМ. Назовите первый звук в слове. (Н) Он какой? (согласный, звонкий твердый) Какого цвета кружок мы поставим первым? (синий) После звука Н в слове НАМ слышится какой звук? (А) Он какой? (гласный) Кружок какого цвета мы поставим вторым? (красный) Какой звук последний в слове НАМ? (М) Он какой? (согласный, звонки, твердый) Кружок какого цвета поставим третьим (синего) Сколько звуков в слове НАМ? (В слове нам три звука) Какого цвета круг остался? (зеленого). Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (мягкие) Какое слово получится, если заменить твердый звук Н на мягкий НЬ? (НЯМ).

Итог: Эти конфетки в пакетиках поросята дарят вам, в благодарность за помощь. Понравилась вам наша сказка? После занятия можно будет съесть конфетки, только не забудьте вымыть руки, мы же не поросятки. Занятие закончено, всем спасибо.

 

маски

Маски-подвески поросят (Наф, Нуф, Ниф)

 

Модели «Звукарики»

Модели «Звукарики» (гласные звуки) с магнитными ручками

 

Экран с карманами для схем

Экран с карманами для схем, используемых в ходе занятия

 

«Снежок» с конфетками

«Снежок» с конфетками для звукового анализа слов

 

Литература:

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.

2. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (I, II, III период) / С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3. Три поросёнка. С. Михалков.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в…

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в дошкольном учреждении Идея образовательного события возникла спонтанно, она появилась благодаря инициативе...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе. Тема «Путешествие в…

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема «Путешествие в страну веселых гномов» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие). Цель: развивать художественно-творческих...

Читайте также

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...