Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности
«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
(по мотивам мультипликационного фильма «Винни Пух, а с ним и Тигра»)
Цели: развивать умение правильно произносить звук [р] в слогах, словах с прямыми слогами в начале слова; формировать умение правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах пяти; способствовать формированию фонематического слуха; активизировать биологически активные зоны; развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, готовность прийти на помощь.
Средства: «коробка-посылка от Винни Пуха», компьютерная технология «Игры для Тигры», дидактическая игра «Испорченные конфеты», ноутбук, конструктор, клей-карандаш, лист картона.
Предварительная работа:
1. Развитие фонематического восприятия через игры и упражнения.
2. Постановка звука [Р].
3. Автоматизация звука [р] в слогах (игры «Здравствуйте, пальчики», «Звукослоговое пианино»).
4. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
- Чистоговорки;
- Игры: «Доскажи словечко», «Запомни, повтори», «Числовая лесенка», «Назови картинки», «Улитка», «Лото», «Домино», «Отгадай загадку», «Окошечки» (определение места звука в слове), «Обезьянка» (эмоционально-мимическое упражнение), «Заяц» (упражнение на смену темпа и ритма речи).
5. Применение ИКТ («Игры для Тигры»).
Способы:
Сюрпризный момент – посылка от Тигры.
Игровая мотивация – помочь Тигре добраться в гости к Винни Пуху.
Вопросы проблемного характера.
Показ артикуляционных упражнений логопедом.
Напоминание об имеющихся знаниях ребёнку.
Обращение к имеющемуся опыту ребёнка.
Поощрение.
Советы.
Осуществление индивидуального подхода.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:
1. Организационнй момент.
Л: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Сегодня нам пришла какая-то посылка. Догадайся, от кого она. Вот загадка:
У меня есть друг - медведь.
Я люблю с ним песни петь!
Прыгаю я на хвосте!
Полосатый я везде!
Кто это?
Р: Тигр.
Л: Правильно, но это не обычный тигр. Это друг Винни Пуха - Тигра. Послушай, какой звук я выделила?
Р: Звук (Р).
Л: Молодец! Скажи, а какой это звук?
Р: Согласный, твёрдый, звонкий.
Л: Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя сильная, а кончик языка – дрожит.
2. Основная часть.
Массаж биологически активных зон и артикуляционная гимнастика (презентация)
Л: Чтобы открыть посылку, нужны силы. Сделаем самомассаж и гимнастику.
Выполняются движения соответствующие строчкам стихотворения.
Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки.
А теперь погладим пальцами мы щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуём мы, чтобы улыбались («Улыбка»)
Мы почистим зубки («Почистить зубки»)
Сядем на качели, чтобы покачаться(«Качели»)
Громко в барабаны мы вот так играем («Барабаншик»)
С чашечки подуем, чёлку поднимаем («Чашечка»)
Скачем на лошадке. Цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. («Лошадка»),
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать. («Грибок»)
Посмотри, в посылке какая-то записка. Давай прочитаем?
«Здравствуй! Меня зовут Тигра. Я собираюсь навестить своего друга Винни Пуха. Только вот я забыл, где он живёт. Пожалуйста, помоги мне до него добраться. А ещё я приготовил для него подарок –целый пакет конфет, но я так торопился, что перепутал настоящие конфеты с пластилиновыми. Прошу тебя помоги их рассортировать. На настоящих конфетах написан слог с буквой Р в начале слова, а на пластилиновых буква Р написана в конце. Да, и ещё Винни Пух любит различные подарки, если хочешь можешь сделать для него открытку я думаю, что он будет рад, а я обязательно передам.» Что будем делать? Поможем Тигре? (Да.) Для начала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук.)
Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и
Умные мальчишки. вращать ими.)
Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние
пальцы.)
только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об друга.)
Ну, а вы, малыши, (Сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их.)
Обнимитесь от души. (Попеременно, то один палец сверху, то другой.)
Разбирают конфеты.
Модуль «Дыхание» («Игры для Тигры»)
Л: А теперь отправляемся с Тигрой в путешествие. Посмотри какие ветряные мельницы. Нужно помочь ветерку раскрутить лопасти мельниц. Для этого необходимо сделать сильный выдох через рот. Вот так (показ).
Р: Выдох.
Л: Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмём,
Да и сильно дуть начнём: Р-Р-Р.
Р: РРРР. (Повтор ребёнком.)
Л: Молодец! Идём дальше. Пред нами целая поляна с одуванчиками. Давай поможем Тигре сдуть все «парашютики». При этом мы будем произносить слоги: Ра-ра-ра, Ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры.
Р: Ра-ра-ра,ро-ро-ро, ру-ру-ру,ры-ры-ры.
Модуль «Слитность» («Игры для Тигры»)
Л: Молодец! Наши глазки хотят отдохнуть, давай сделаем для них такое упражнение.
(Профилактические упражнения для глаз.)
Руки за спинку, головку назад
Руки за спинку, головку назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головку опустим — на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там божья коровка летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И дальше шагаем. Немного еще.
Ты любишь наблюдать за рыбками в аквариуме?
Р: Да.
Л: Посмотри какая красивая рыбка живёт у Тигры, но рыбка эта непростая, она плавает только тогда, когда с ней разговаривают. Попробуем с ней пообщаться? Я буду говорить слова, а ты за мной повторять.
Рак, рано, рама, ранка, радио, работа, радуга, ракета, раковина, ранний, равный.
Рот, рой, рог, робот, Родина, родинка.
Руки, Русь, русский.
Рыба, рыбка, рынок, рысь, рытвина.
Молодец! Понравилось разговаривать с рыбкой?
Р: Да.
Л: Посмотри, а Тигра уже успел купить мыльные пузыри. Только, что –то у него не очень получается с ними поиграть. Может мы ему поможем? Если ты будешь плавно произносить слова, то тигрёнок сможет выдувать мыльные пузыри. Согласна?
Р: Да.
Л: Повторяй за мной: рама-ракета-радуга
Робот-рот-Рома; рыба-рысь-рыбак; рука-рукав-рубанок.
Умница! А теперь немного подвигаемся (физкультминутка).
Повторяй за мной:
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ра-ра-ра - глубокая нора.
Ро-ро-ро - мы нашли перо.
Ру-ру-ру - скачет кенгуру.
Ры-ры-ры - укрылись от жары.
Тигра предлагает тебе поиграть в игру «1-2-5». Согласна?
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова! (показ презентации «1-2-5»)
Р: (одна) рыба, рама;
(две) рыбы, рамы;
(пять) рыб, рам.
1- рак, 2-рака, 5-раков.
(Ребёнок проговаривает.)
Тигра приготовил для тебя загадки. Послушай. (Показ слайдов с чтением загадок.)
Р: Радуга, ранец, рысь.
Развитие фонематического слуха
Л: – Сейчас я буду называть слоги, если среди них ты услышишь слог со звуком [Р] поднимай Тигру вверх: МА, НА, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА, КУ, РЭ.
Л: А теперь играем также со словами: если услышишь слово со звуком [Р] подними Тигру вверх: рыба, губы, рак, зубы, букет, радуга, голос, ракета, лапа, рысь, голубь, руки, укол, роза.
3. Заключительная часть.
Л: Молодец. Ой! (Имя реб.) Мы же забыли сделать подарок для Винни Пуха.
Давай мы изготовим для него открытку, на которой будет изображена буква? Согласна?
Р. Да.
(Изготовление открытки.)
Л: Посмотри кто это (показ игрушек)? Да это же Тигра вместе с Винни Пухом. Наконец они встретились!
Л: Наше путешествие закончилось. Надо возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова. Закрой глазки. «Направо, налево – повернись. В детском садике очутись».
С каким звуком мы сегодня работали? Назови слова со звуком [Р], которые ты запомнила.
Литература:
1. Т. Денисова Компьютер в дошкольном учреждении. //Дошкольное воспитание. - 2011.- № 2.
2. Л. Фомина Рисуем с помощью текстового редактора MW //Дошкольное воспитание,- 2011, № 2.
3. Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры».
Читайте также |
---|
Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста
Пример утреннего круга для детей младшего дошкольного возраста Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй (дети встали в круг) Собрались все дети в...
Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ
Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий...
Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для…
Квест-игра в старшей группе «Мы лучше города не знаем, для нас он самый дорогой» - Ребята, давайте встанем в круг. Скажите...