Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности
«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

(по мотивам мультипликационного фильма «Винни Пух, а с ним и Тигра»)

 

Цели: развивать умение правильно произносить звук [р] в слогах, словах с прямыми слогами в начале слова; формировать умение правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах пяти; способствовать формированию фонематического слуха; активизировать биологически активные зоны; развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, готовность прийти на помощь.

Средства: «коробка-посылка от Винни Пуха», компьютерная технология «Игры для Тигры», дидактическая игра «Испорченные конфеты», ноутбук, конструктор, клей-карандаш, лист картона.

Предварительная работа:

1. Развитие фонематического восприятия через игры и упражнения.

2. Постановка звука [Р].

3. Автоматизация звука [р] в слогах (игры «Здравствуйте, пальчики», «Звукослоговое пианино»).

4. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

  • Чистоговорки;
  • Игры: «Доскажи словечко», «Запомни, повтори», «Числовая лесенка», «Назови картинки», «Улитка», «Лото», «Домино», «Отгадай загадку», «Окошечки» (определение места звука в слове), «Обезьянка» (эмоционально-мимическое упражнение), «Заяц» (упражнение на смену темпа и ритма речи).

5. Применение ИКТ («Игры для Тигры»).

Способы:

Сюрпризный момент – посылка от Тигры.

Игровая мотивация – помочь Тигре добраться в гости к Винни Пуху.

Вопросы проблемного характера.

Показ артикуляционных упражнений логопедом.

Напоминание об имеющихся знаниях ребёнку.

Обращение к имеющемуся опыту ребёнка.

Поощрение.

Советы.

Осуществление индивидуального подхода.

 

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:

1. Организационнй момент.

Л: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Сегодня нам пришла какая-то посылка. Догадайся, от кого она. Вот загадка:

У меня есть друг - медведь.
Я люблю с ним песни петь!
Прыгаю я на хвосте!
Полосатый я везде!

Кто это?

Р: Тигр.

Л: Правильно, но это не обычный тигр. Это друг Винни Пуха - Тигра. Послушай, какой звук я выделила?

Р: Звук (Р).

Л: Молодец! Скажи, а какой это звук?

Р: Согласный, твёрдый, звонкий.

Л: Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя сильная, а кончик языка – дрожит.

 

2. Основная часть.

Массаж биологически активных зон и артикуляционная гимнастика (презентация)

Л: Чтобы открыть посылку, нужны силы. Сделаем самомассаж и гимнастику.

Выполняются движения соответствующие строчкам стихотворения.

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальцами мы щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуём мы, чтобы улыбались («Улыбка»)

Мы почистим зубки («Почистить зубки»)

Сядем на качели, чтобы покачаться(«Качели»)

Громко в барабаны мы вот так играем («Барабаншик»)

С чашечки подуем, чёлку поднимаем («Чашечка»)

Скачем на лошадке. Цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. («Лошадка»),

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать. («Грибок»)

Посмотри, в посылке какая-то записка. Давай прочитаем?

«Здравствуй! Меня зовут Тигра. Я собираюсь навестить своего друга Винни Пуха. Только вот я забыл, где он живёт. Пожалуйста, помоги мне до него добраться. А ещё я приготовил для него подарок –целый пакет конфет, но я так торопился, что перепутал настоящие конфеты с пластилиновыми. Прошу тебя помоги их рассортировать. На настоящих конфетах написан слог с буквой Р в начале слова, а на пластилиновых буква Р написана в конце. Да, и ещё Винни Пух любит различные подарки, если хочешь можешь сделать для него открытку я думаю, что он будет рад, а я обязательно передам.» Что будем делать? Поможем Тигре? (Да.) Для начала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук.)

Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и

Умные мальчишки. вращать ими.)

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние

пальцы.)

только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об  друга.)

Ну, а вы, малыши, (Сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их.)

Обнимитесь от души. (Попеременно, то один палец сверху, то другой.)

Разбирают конфеты.

Модуль «Дыхание» («Игры для Тигры»)

Л: А теперь отправляемся с Тигрой в путешествие. Посмотри какие ветряные мельницы. Нужно помочь ветерку раскрутить лопасти мельниц. Для этого необходимо сделать сильный выдох через рот. Вот так (показ).

Р: Выдох.

Л: Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём: Р-Р-Р.

Р: РРРР. (Повтор ребёнком.)

Л: Молодец! Идём дальше. Пред нами целая поляна с одуванчиками. Давай поможем Тигре сдуть все «парашютики». При этом мы будем произносить слоги: Ра-ра-ра, Ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры.

Р: Ра-ра-ра,ро-ро-ро, ру-ру-ру,ры-ры-ры.

Модуль «Слитность» («Игры для Тигры»)

Л: Молодец! Наши глазки хотят отдохнуть, давай сделаем для них такое упражнение.

(Профилактические упражнения для глаз.)

Руки за спинку, головку назад
Руки за спинку, головку назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головку опустим — на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там божья коровка летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И дальше шагаем. Немного еще.

Ты любишь наблюдать за рыбками в аквариуме?

Р: Да.

Л: Посмотри какая красивая рыбка живёт у Тигры, но рыбка эта непростая, она плавает только тогда, когда с ней разговаривают. Попробуем с ней пообщаться? Я буду говорить слова, а ты за мной повторять.

Рак, рано, рама, ранка, радио, работа, радуга, ракета, раковина, ранний, равный.

Рот, рой, рог, робот, Родина, родинка.

Руки, Русь, русский.

Рыба, рыбка, рынок, рысь, рытвина.

Молодец! Понравилось разговаривать с рыбкой?

Р: Да.

Л: Посмотри, а Тигра уже успел купить мыльные пузыри. Только, что –то у него не очень получается с ними поиграть. Может мы ему поможем? Если ты будешь плавно произносить слова, то тигрёнок сможет выдувать мыльные пузыри. Согласна?

Р: Да.

Л: Повторяй за мной: рама-ракета-радуга

Робот-рот-Рома; рыба-рысь-рыбак; рука-рукав-рубанок.

Умница! А теперь немного подвигаемся (физкультминутка).

Повторяй за мной:

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ра-ра-ра - глубокая нора.

Ро-ро-ро - мы нашли перо.

Ру-ру-ру - скачет кенгуру.

Ры-ры-ры - укрылись от жары.

Тигра предлагает тебе поиграть в игру «1-2-5». Согласна?

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова! (показ презентации «1-2-5»)

Р: (одна) рыба, рама;

(две) рыбы, рамы;

(пять) рыб, рам.

1- рак, 2-рака, 5-раков.

(Ребёнок проговаривает.)

Тигра приготовил для тебя загадки. Послушай. (Показ слайдов с чтением загадок.)

Р: Радуга, ранец, рысь.

Развитие фонематического слуха

Л: – Сейчас я буду называть слоги, если среди них ты услышишь слог со звуком [Р] поднимай Тигру вверх: МА, НА, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА, КУ, РЭ.

Л: А теперь играем также со словами: если услышишь слово со звуком [Р] подними Тигру вверх: рыба, губы, рак, зубы, букет, радуга, голос, ракета, лапа, рысь, голубь, руки, укол, роза.

 

3. Заключительная часть.

Л: Молодец. Ой! (Имя реб.) Мы же забыли сделать подарок для Винни Пуха.

Давай мы изготовим для него открытку, на которой будет изображена буква? Согласна?

Р. Да.

(Изготовление открытки.)

Л: Посмотри кто это (показ игрушек)? Да это же Тигра вместе с Винни Пухом. Наконец они встретились!

Л: Наше путешествие закончилось. Надо возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова. Закрой глазки. «Направо, налево – повернись. В детском садике очутись».

С каким звуком мы сегодня работали? Назови слова со звуком [Р], которые ты запомнила.

 

Литература:

1. Т. Денисова Компьютер в дошкольном учреждении. //Дошкольное воспитание. - 2011.- № 2.

2. Л. Фомина Рисуем с помощью текстового редактора MW //Дошкольное воспитание,- 2011, № 2.

3. Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры».



Новые публикации

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Читайте также

«Праздник музыки» - мероприятие в рамках тематической «Недели музыки»…

«Праздник музыки» - мероприятие в рамках тематической «Недели музыки», для детей старшего возраста Музыкальный руководитель: Без музыки, без музыки нельзя прожить никак, Ни...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной…

План–конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группеТема: «Мамин праздник» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»...

Тематическое планирование. Лепка 2 мл.группа

Тематическое планирование. Лепка 2 мл.группа Время проведения Цель НОД Цель НОД Цель НОД Цель НОД Интеграция образовательных областей 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 2 3 4 5 6                   Сентябрь «Орешки» Побуждать детей экспериментировать с пластилином...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по плаванию …

Средняя группа. Подготовила и провела: инструктор по плаванию Номировская Елена Николаевна. Цель:  используя оборудование, приобщать малышей к плаванию. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путём закаливания.  Задачи:  совершенствовать погружение под воду с головой, смело открывая глаза при этом...

Доклад на тему:«Использование современных образовательных технологий (с обоснованием эффективного применения здоровьесберегающих технологий) на занятиях по…

Подготовила инструктор по плаванию: Номировская Елена Николаевна. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие. Плавание – комплексный...

Сценарий осеннего развлечения "Пропавшая Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения «Пропавшая Осень» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Взрослые: Кикимора бесцветная Леший Мусорильда Осень Дети: Самовар Хозяюшки Паучок — кукла Дети под музыку парами входят в музыкальный зал, танцуют и становятся парами в шахматном порядке. Ведущий...

Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

15 октября 2021 года состоялось родительское собрание. Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»   Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.   Здоровый малыш — счастливый малыш. Народная мудрость    ...