Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения на тему «Звук [р]» в старшей группе компенсирующего направления

Этап: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Цель: Закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательная: уточнить артикуляцию и характеристику звука [р], автоматизировать его произношение в слогах, словах и предложениях, закрепить умение образовывать форму множественного числа имен существительных в именительном падеже.

2. Коррекционная: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, зрительное восприятие.

3. Воспитательная: воспитывать у ребенка усидчивость и желание следить за правильным звукопроизношением.

Оборудование:

Звуковичок [р], плоскостные изображения вороны и зонтика, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, металофон, разноцветные фишки, дидактические игры «Один - много», «Вороньи фотографии».

Предварительная работа: Разучивание физминутки «Дождик».

План:

I. Организационный момент.

Приход в гости вороны.

II. Сообщение темы занятия.

III. Основная часть:

1. Артикуляционная гимнастика для звука [р]:

- «Улыбка»;

- «Лопатка»;

- «Парус»;

- «Чистим зубки»;

- «Лошадка».

2. Повторение артикуляции и характеристики звука [р].

3. Упражнение «Внимательные ушки» на развитие фонематического слуха и закрепление произношения звука [р] в изолированной позиции.

4. Дидактическая игра «Укрась зонтик» на закрепление произношения звука [р] в слогах.

5. Физминутка «Дождик» на закрепление общей моторики и координации речи с движением.

6. Дидактическая игра «Один – много» на закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных в именительном падеже.

7. Дидактическая игра «Вороньи фотографии» на закрепление произношения звука [р] в предложениях.

IV Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент

Ребенок заходит в кабинет и садится перед зеркалом.

Логопед. В одной маленькой сказочной стране жила-была необычная ворона. Необычная, потому что она умела красиво говорить, а не каркать, как другие вороны. Сегодня ворона захотела прилететь к тебе в гости. Ты хочешь ее увидеть? Чтобы она появилась, нужно сказать волшебные слова:

Раз, два, три!

Ворона в гости прилети!

Логопед ставит ворону на стол.

 

II. Сообщение темы занятия

Логопед. Посмотри, какая красивая ворона! Мне ворона шепнула на ушко, что хочет, чтобы ты исполнил некоторые желания. У нее есть цветик-семицветик. Как только она оторвет один лепесток, скажет волшебные слова, ты должен постараться выполнить ее пожелание. А заодно пусть ворона послушает, как ты умеешь красиво произносить звук [р].

 

III. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика для звука [р].

Логопед. Ворона придумала первое желание.

Логопед отрывает один лепесток, после чего произносит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша показал мне гимнастику для языка.

Логопед. Саша, покажем гимнастику для языка? Смотри, ворона, как Саша умеет!

Ребенок выполняет под счет от 1 до 5 следующие упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Парус», «Чистим зубки», «Лошадка». Логопед перед каждым упражнением показывает необходимую картинку и рассказывает стихотворение.

2. Повторение артикуляции и характеристики звука [р].

Логопед. Вороне очень понравилось, как ты делаешь гимнастику для языка. Но у нее появилось второе желание. Ворона отрывает второй лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша рассказал мне все о звуке [р].

Логопед. Чтобы рассказать о звуке [р], нам потребуется Звуковичок Р. Посмотри на него внимательно и скажи:

- звук [р] - гласный или согласный?

- звук [р] - звонкий или глухой?

- звук [р] - твердый или мягкий?

- каким цветом мы обозначаем звук [р]?

Ребенок дает полные ответы на вопросы.

Логопед. Ты все сказал правильно. А ещё, ворона, когда мы произносим звук [р], то наш рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка дрожит за верхними передними зубами.

3. Упражнение «Внимательные ушки».

Логопед. Ворона с собой принесла красивый металлофон (логопед ставит металлофон на стол). Она хочет, чтобы ты выполнил третье желание. Ворона отрывает третий лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша произнес звук [р] столько раз, сколько я постучу по металлофону.

Ребенок отворачивается. В это время логопед за спиной у ребенка стучит палочкой по металлофону. Ребенок внимательно слушает, запоминает, затем поворачивается и произносит звук [р] нужное количество раз.

4. Дидактическая игра «Укрась зонтик».

Логопед. Вороне очень понравилось, как ты красиво произносил звук [р], поэтому она решила показать тебе свой любимый зонтик.

Логопед показывает ребенку плоскостное изображение белого зонта.

Логопед. Ой! Ну что же случилось? Зонтик вороны совсем белый, а ведь он был в красивый разноцветный горошек. Наверное, когда ворона в последний раз гуляла под дождем, горошины на зонтике смыло. Ворона отрывает четвертый лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша починил мне зонтик.

Логопед. У меня есть разноцветные фишки, которыми ты можешь украсить зонтик. Чтобы получить одну фишку, тебе нужно правильно произнести два слога со звуком [р]. Ты готов помочь вороне?

Логопед произносит цепочки слогов: ар-ор, ор-ур, ур-ир, ир-ар, ра-ро, ро-ру, ру-ры, ры-ра, ара-оро, оро-уру. Ребенок повторяет и после каждой цепочке слогов получает одну фишку, которой украшает зонтик.

5. Физминутка «Дождик».

Логопед. Вороне очень нравится зонтик. У нее поднялось настроение, и она придумала еще одно интересное пожелание. Ворона отрывает пятый лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша показал для меня какие-нибудь движения под стихотворение.

Логопед. Давай покажем вороне физминутку «Дождик».

Логопед и ребенок выходят из-за стола в центр кабинета и выполняют физминутку.

Капля раз,                                       (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два.                                       (прыжок.)

Очень медленно сперва.                 (4 прыжка.)

А потом, потом, потом                     (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли                 (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли.                   (руки полукругом над головой.)

6. Дидактическая игра «Один – много».

Логопед. Ух, и развеселилась ворона! Она отрывает предпоследний лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша поиграл со мной в игру «Один – много».

Логопед. Ворона принесла картинки (логопед раскладывает на столе перед ребенком картинки с изображением нескольких предметов). Сейчас она будет показывать тебе по одной картинке. Тебе нужно ее назвать, найти ей пару, то есть такую картинку, на которой таких предметов несколько, назвать ее, а затем назвать обе картинки.

В ходе игры используются следующие пары картинок: корона – короны, гитара – гитары, ракета – ракеты, ворона – вороны, рыба – рыбы, сорока – сороки, роза – розы, корова – коровы. Ребенок выполняет задание.

7. Дидактическая игра «Вороньи фотографии».

Логопед. Вороне очень нравится, как ты выполняешь все ее желания. Поэтому она решила показать тебе свои фотографии (логопед раскладывает на столе картинки). Перечисли, что на них изображено.

Саша. Дорога, комары, гора, топоры, роботы, радуга.

Логопед. Эти фотографии ворона сделала совсем недавно. Она еще не успела поместить их в рамки. Об этом ворона хочет попросить тебя. Она отрывает последний лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша поместил все фотографии в рамки.

Ребенок выполняет задание.

Логопед. Саша, скажи, что у вороны на фото?

Саша. У вороны на фото роботы.

Аналогичная работа проводится со всеми картинками.

 

IV Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

Логопед. Молодец, Саша! Ты очень хорошо выполнил последнее задание вороны, все время старался красиво произносить звук [р]. Посмотри, у цветика-семицветика не осталось ни одного лепестка. Это говорит о том, что ты выполнил все пожелания вороны. За это она награждает тебя медалью. Вороне пора возвращаться в свою волшебную страну. Мои слова помогут вороне вернуться домой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора вороне улетать.

Логопед убирает ворону со стола, прощается с ребенком и провожает его в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Читайте также

Конспект НОД «Бабочка - красавица»

Конспект НОД «Бабочка - красавица» Цель: Воспитание осознанного отношения к природе через ознакомление с особенностями бабочки. Задачи: Формировать представление о бабочке, как представителя...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период…

Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период в детском саду» Содержание 1. Особенности летнего периода в детском саду. 2. Участок...