Конспект фронтального лексико-грамматического занятия
«Дикие животные»
для старшей логопедической группы
Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные».
Задачи:
1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме «Дикие животные», совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции, обучать правильной посадке.
2. Развивать связную речь, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.
3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.
Дидактический материал: на листах формата А4 демонстрационные картинки (медведь, заяц, лиса, рысь, еж, барсук, олень, лось, волк, белка), раздаточные картинки (медведица с медвежонком, зайчиха с зайчонком, лисица с лисенком, рысь с рысенком, ежиха с ежонком, барсучиха с барсучонком, олениха с олененком, лосиха с лосенком, волчица с волчонком, белка с бельчонком), листы формата А5 с контуром медведя по количеству детей, конверты для них.
Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, мячи по количеству детей.
План занятия
1. Организационный момент. Объявления темы занятия 2 мин.
2. Упражнение на дыхание 1 мин.
3. Обсуждение и рассматривание картинок (внешний вид, образ
жизни животных), пересказ текста «Лиса» 5 мин.
4. Игра с мячом «Слушая внимательно, а потом повтори» 3 мин.
5. Игра «Мама-детёныш» 3 мин.
6. Игра «Какой? Какая?» 3 мин.
7. Физкультминутка «На водопой» 3 мин.
8. Пальчиковая гимнастика «Ушки длинные у зайки» 2 мин.
9. Задание на дом, итог и оценка работы детей на занятии 3 мин.
25 мин.
Ход занятия
1. Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.
Логопед: Ребята! Посмотрите на доску. Как мы можем назвать одним словом всех, кто здесь изображен?
Дети: Дикие животные.
2. Логопед: Да! Сегодня мы продолжим разговаривать с вами о диких животных. Но для начала давайте сделаем упражнение на дыхание. Встаньте все, руки опустите вниз. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом с поворотом головы влево, затем вправо.
Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.
3. Логопед: А теперь давайте посмотрим на наши картинки. Давайте назовем всех животных, которых вы видите.
Дети: Заяц, рысь, барсук, медведь, еж, лось, олень, волк, лиса, белка (хоровые ответы).
Логопед: Молодцы! Почему диких животных называют «дикими».
Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят дома и добывают пищу.
Логопед: Верно! А как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: Их шубка становится густой, пышной и теплой, чтобы они не замерзли.
Логопед: Да. А что еще делает заяц?
Дети: Он меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу.
Логопед: Правильно. А как готовятся медведь, еж и барсук?
Дети: Эти животные впадают в спячку до весны!
Логопед: Верно! А белка?
Дети: Она готовит запасы на зиму в своем дупле.
Логопед: А кто из этих животных рогатый и копытный?
Дети: Лось и олень!
Логопед: Да! А у кого тело покрыто не шерстью, а колючками?
Дети: У ежа.
Логопед: Правильно! А кого называют лесной кошкой?
Дети: Рысь!
Логопед: Верно! А теперь давайте-ка вспомним, кто из этих животных хищник?
Дети: Рысь, барсук, волк, лиса, медведь, еж.
Логопед: Верно, дети! А теперь послушайте меня внимательно. Я вам сейчас расскажу про лису, а вы запомните и расскажите потом мне. Лиса – дикое животное. Она живет в лесу. У лисы есть туловище и голова. На голове ушки и морда. На морде глаза, нос, пасть, усики. На туловище четыре ноги и пушистый длинный хвост. Лиса рыжая, хищная, хитрая. Она охотится. Лиса подкрадывается к добыче и хватает ее. А теперь вы мне так расскажите.
Дети пересказывают с помощью логопеда текст.
4. Логопед: Молодцы! А теперь давайте встанем и поиграем с мячами!
Мы с мячами поиграем,
Диких животных называем:
Барсук, лиса, зайчиха,
Медведь, олень, лосиха,
Белка, волк, еж и рысь-
Все слова нам удались!
Дети выполняют упражнение 2 раза. Садятся на стулья (где лежат конверты с картинками животного-мамы и ее детеныша).
5. Логопед: Ребята! Посмотрите, что у вас в конвертах (дети смотрят на свои картинки). А теперь вы должны назвать маму животного и ее детеныша, повесить на доску свою картинку.
Дети выполняют задание.
6. Логопед: Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, какие дикие животные. Что мы можем сказать о лисе. Какая она?
Дети: Рыжая, хитрая, ловкая, хищная.
Логопед: Да! А о волке?
Дети: Серый, злой, голодный, хищный.
Логопед: Молодцы! А какая белочка?
Дети: Рыжая, проворная, шустрая.
Логопед: А медведь?
Дети: Косолапый, большой, коричневый.
Логопед: А Заяц?
Дети: Беленький, трусливый, быстрый.
Логопед: Молодцы! А олень и лось?
Дети: Рогатые, большие, копытные.
Логопед: Да! А еж?
Дети: Маленький, колючий.
Логопед: Верно! А что можем сказать про рысь?
Дети: Хищная, короткохвостая.
Логопед: Молодцы! А барсук?
Дети: Полосатый, хищный.
7. Логопед: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте на ковер и немного разомнемся! Выполним физкультминутку «На водопой» (дети встают и идут на ковер).
Прохладным днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети выполняют задание вместе с логопедом 2 раза.
8. Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами поиграем с пальчиками. Упражнение называется «Ушки длинные у зайки»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с логопедом 3 раза, проговаривают ее.
9. Логопед: Умницы! А теперь пойдемте сядем на свои стульчики (дети возвращаются на свои места). Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?
Дети: Диких животных.
Логопед: Да, диких животных. Так почему их называют «дикими»?
Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят дома и добывают пищу.
Логопед: Верно! Ребята! Я вам сейчас раздам листики (логопед раздает листики с контуром медведя каждому ребенку). Кто на них изображен, как вы думаете?
Дети: Медведь!
Логопед: Верно! Это медведь. Обведите контур дома и раскрасьте его – это ваше домашнее задание. Во что играли, что вам больше всего понравилось?
Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.
Логопед называет тех детей, кто был активнее и внимательнее, хвалит их.
Логопед: На сегодня наше занятие окончено, поставьте стульчики на свои места.
Список использованных источников:
1. http://www.doumarx.ru/load/vospitatelju/fizminutki_v_stikhakh/2-1-0-49
Читайте также |
---|
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный…
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный лес» в средней группе Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного...
НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель:...
Квантум химия для дошкольников
Квантум химия для дошкольников