Конспект фронтального лексико-грамматического занятия по теме «Зима»

для средней логопедической группы

Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Зима» на основе обобщения знаний об окружающем мире.

Задачи:

1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме «Зима», совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции, обучать правильной посадке.

2. Развивать связную речь, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.

3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.

Дидактический материал: на листах формата А4 демонстрационные картинки (лес, каменистая дорога, дом с забором, крыша с сосулькой, деревья, кочки, поле, сугробы, тропинка), конверт с письмом.

Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, мячи по количеству детей.

План занятия

1. Организационный момент. Чтение стихотворения «Наступили холода», сообщение темы занятия 2 мин.

2. Упражнение на дыхание «Погреем ручки» 1 мин.

3. Письмо Зимы 1 мин.

4. Признаки зимы (обсуждение и рассматривание картинок) 4 мин.

5. Подвижная игра «Погреемся» 1 мин.

6. Игра «Назови ласково» 2 мин.

7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» 2 мин.

8. Игра «Какой? Какая?» 3 мин.

9. Физкультминутка «Снежная баба» 2 мин.

10. Игра с мячом «Слушая внимательно слова, а потом повтори» 4 мин.

11. Итог и оценка работы детей на занятии 3 мин.

25 мин.

 

Ход занятия

1. Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.

Логопед: Ребята! Послушайте внимательно стихотворение «Наступили холода».

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой!

Логопед: Молодцы! А кто-нибудь догадался, о чем мы будем с вами разговаривать?

Дети: О зиме.

 

2. Логопед: Верно! Сегодня мы будем разговаривать о зиме. Но для начала давайте сделаем упражнение на дыхание «Погреем ручки». Встаньте все, руки поднесите к лицу. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом на кисти рук с призвуком «Ха-а-а».

Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.

 

3. Стук в дверь группы. Логопед подходит и получает «Письмо Зимы».

Логопед: Дети! Посмотрите! Нам пришло…А что это? Кто знает?

Дети: Письмо!

Логопед: Да! Это письмо. Давайте же прочитаем, что в нем написано. С не большой задержкой,

К нам пришло

Письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок -

Три снежинки,

А конверт -

Из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке:

- Скоро, скоро

К вам примчу,

На метели прилечу,

Запляшу и закружу,

Снегом землю наряжу,

И деревья и дома…

И подписано: «Зима».

Дети! Так от кого же пришло это письмо?

Дети: От зимы!

Логопед: Верно! Она уже вступила в свои права!

 

4. Логопед: К нам пришла зима. Что же изменилось вокруг? (в ходе беседы вывешиваются картинки).

Солнце светит, но плохо…

Дети: греет.

Логопед: Да, верно! А погода какая? На улице тепло?

Дети: Нет! На улице холодно, морозно, ветрено. Идет снег.

Логопед: Ребята! А вы заметили, что вечер наступает быстрее, а утром светлеет позже, чем летом?

Дети: Да!

Логопед: А на деревьях есть листья? А травка на земле?

Дети: Нет, на деревьях листьев нет, и травки тоже, вся земля покрыта белым снегом.

Логопед: Говорят, покрыта снегом как белым ковром или одеялом. А как живут зимой птицы и животные? Перелетные птицы улетают в теплые края, а хватает ли еды зимующим птицам?

Дети: Нет!

Логопед: Верно! Нет ни семян, ни насекомых и птицы голодают. Но им помогают. Как вы думаете кто и как?

Дети: Люди! Они строят им кормушки и подкармливают их.

Логопед: Молодцы! А вы помогаете голубям, воробьям, синичкам и другим зимующим птицам?

Дети отвечают на поставленный логопедом вопрос.

Логопед: Дети! А Что происходит с домашними животными? Она пасутся на лугах, щиплют травку?

Дети: Нет! Потому что холодно и травы нет.

Логопед: Верно! Домашние животные находятся в теплом хлеву. Хозяева кормят их…Чем? Кто знает, что дают вместо травы животным зимой?

Дети: Сено!

Логопед: Да! Их кормят сеном – это сушеная трава, ее заготавливают летом. А дикие животные? Барсук, ежик и медведь… Что они делают зимой?

Дети: Они спят до весны. Медведь спит и сосет лапу.

Логопед: Молодцы! Верно! Шерсть у животных зимой становится густой, теплой. Как вы думаете для чего?

Дети: Чтобы не замерзнуть от холода!

Логопед: Верно! А некоторые животные меняют цвет своей шубки. Кто и зачем?

Дети: Зайчик. Зимой у зайца не серая, а белая шубка, чтобы его не было видно среди белого снега. Он прячется от волка.

Логопед: А как люди себя ведут с приходом зимы? Как они готовятся к ней?

Дети: Люди одеваются в теплую зимнюю одежду, утепляют свои дома. В квартирах включают отопление, а в домах топят печь.

 

5. Логопед: Верно! А теперь давайте встанем и погреемся!

Мы погреемся немножко, (растирание кистей рук)

Мы похлопаем в ладошки, (4 хлопка)

Ножками потопаем (4 притопа ногами)

И себя похлопаем! (4 хлопка ладонями по предплечьям)

Дети выполняют знакомое им упражнение 3 раза. Садятся на стулья.

 

6. Логопед: Согрелись?

Дети: Да!

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я вам буду говорить слово, а вы мне должны будете назвать его ласково. Понятно?

Дети: Да!

Логопед: Снег.

1 ребенок: Снежочек.

Логопед: Лед.

2 ребенок: Льдинка.

Логопед: Солнце.

3 ребенок: Солнышко.

Логопед: Метель.

4 ребенок: Метелица.

Логопед: Сани.

5 ребенок: Саночки.

Логопед: Дед Мороз.

6 ребенок: Дедушка Мороз.

Логопед: Каток.

7 ребенок: Каточек.

Логопед: Горка.

8 ребенок: Горочка.

Логопед: Ветер.

9 ребенок: Ветерок.

Логопед: Холод.

10 ребенок: Холодок.

Логопед: Сугроб.

11 ребенок: Сугробик.

Логопед: Сосулька.

12 ребенок: Сосулечка.

Логопед: Снегурка.

13 ребенок: Снегурочка.

Логопед: И все это-зима!

14 ребенок: Зимушка.

 

7. Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами позанимаемся с пальчиками. Упражнение называется «Мы во двор пошли гулять!»

Один, два, три, четыре, пять! (загибание пальцев по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу пальцами)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя руками)

Птичек крошкам кормили, («крошат хлебушек» двумя руками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки

по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (оттряхивание ладоней друг о друга)

Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щеку)

Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с логопедом 3 раза, проговаривают ее.

 

8. Логопед: Умницы! А теперь мы поиграем в игру «Какой? Какая?»

Если зимой холодно, то она какая?

1 ребенок: Холодная!

Логопед: Да! Если зимой морозно, то она какая?

2 ребенок: Морозная!

Логопед: Верно! Если зима наступила поздно, то она какая?

3 ребенок: Поздняя!

Логопед: Молодец! А если наступила рано?

4 ребенок: Ранняя!

Логопед: Конечно! Если зимой много снега, то она какая?

5 ребенок: Снежная!

Логопед: Умница! Если снег блестит, то он какой?

6 ребенок: Блестящий!

Логопед: Да! А если искрится?

7 ребенок: Искрящийся!

Логопед: Верно! А если он как пушинки?

8 ребенок: Пушистый!

Логопед: Молодец! Если на улице мороз и он колет за щеки и нос, то он какой?

9 ребенок: Колючий!

Логопед: Конечно! Если зимой сильные ветра, то она какая?

10 ребенок: Ветреная!

Логопед: Умница! Если зимой много белого снега, то она какая?

11 ребенок: Белоснежная!

Логопед: Да! Если на горке скользко, то она какая?

12 ребенок: Скользкая!

Логопед: Верно! Если зима продлилась долго, то она какая?

13 ребенок: Долгая!

Логопед: Конечно! Если на дороге лед, то дорога какая?

14 ребенок: Ледяная!

 

9. Логопед: Молодцы! На все вопросы ответили! А теперь пойдемте на ковер и немного разомнемся! Выполним физкультминутку «Снежная баба».

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома. воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот. (рисуем указательными пальцами три

круга, начиная с верхнего маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет. (грозим указательным пальцем сначала

правой, а затем левой руки)

Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, взявшись за руки)

А жучка все лает:

«Чужой во дворе!» (говорит один ребенок)

Дети выполняют физкультминутку. После этого садятся на свои стульчики.

 

10. Логопед: А теперь пойдемте поиграем с мячами.

Логопед: А теперь все внимание на меня! Мы будем играть в игру «Повтори за мной». Слова тяжелые, поэтому нужно очень хорошо слушать.

Мы с мячами поиграем,

Слова про зиму называем:

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат,

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, снегурка, снеговики,

Валенки, шапки, пальто, рукавицы,

Дятел, сова, сорока, синицы.

Дети повторяют по одной строчке, на каждое слово один удар мяча о пол (по четыре удара на каждой строчке).

 

11. Логопед: Молодцы! Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?

Дети: Зиму.

Логопед: Да, Зиму. Во что играли, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.

Логопед называет тех детей, кто был активнее и внимательнее, хвалит их.

 

Список использованных источников:

1. http://forum.maminsite.ru/viewtopic.php?id=3956&p=3

2. http://razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

3. http://www.pozdravleniya.biz/zagadki/vremena_goda/0.html

4. Демьянов И.И. Ребятишкина книжка: стихи/ И.И.Демьянов; Рис. Б.Калаушина.-3-е изд.-Л., Дет. лит., 1987.-128с.

5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –– М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего…

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма» Цель:...

Читайте также

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка»

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка» Цель: закрепление математических знаний и умений детей. Задачи: - закрепить умение следовать плану и инструкции; - упражнять...