Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»
«Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему «Зима» предполагает интеграцию задач образовательных областей в контексте ФГТ – здоровье, художественное творчество, чтение худ. литературы, познание, музыка, коммуникация.
Цель: Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение составлять рассказ, передавая настроение картины,
описание природы, используя образные средства;
- Учить придерживаться структуры рассказа: название картины, начало, основная часть,
конец.
- Закрепить словарь признаков предметов;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, мелкую моторику пальцев рук,
общую моторику, дыхание, интонационную выразительность;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающие компетентности дошкольников;
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «зима».
Демонстрационный материал: магнитофон, компьютерная презентация, репродукция картин И. Шишкина, бумага, краски, кисточки, деревья, кустарники, сенсорно – графическая рамка, фрагменты картины, символы, снежинки, ширма.
Методические приёмы: Рассматривание картины, беседа, чтение стихов, игра, метод «эмпатии», художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.
Ход занятия.
Звучит музыка. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
1. «Приглашение в музей пейзажных картин И. Шишкина».
- Дети, сегодня я приглашаю вас в мини - музей картин одного из самых известных художников – Ивана Ивановича Шишкина. Который, когда был маленьким, очень любил рисовать. Отец ему очень много читал, книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников. Его произведения мы видим в нашем музее.
2. Д/у «О какой картине стихотворение?»
Дети читают стихи:
- Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пестрою стеной
Стоит над пестрою поляной. (Бунин).
- Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (С. Есенин)
- Мы глядим на поле,
Радости полны:
Будет хлеба вволю –
Пироги, блины.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок.
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
3. Д/и «Что лишнее?»
Если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему?
(Картина о зиме лишняя, потому что все остальные отображают осень)
4. Составление рассказа по картине с помощью плана (презентация).
1. Слайд (Картина И. Шишкина «Зима»)
Действительно, лишняя оказалась картина о волшебнице - зиме и написал её И.Шишкин.
- 2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).
- 3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима.)
- 4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали.)
- 5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство.).
- 6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый.)
- 7 слайд – облака. Посмотрите какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное.)
- 8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный.)
- 9 – 10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки.)
- 11 слайд – картина с сенсорно – графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам.
А хотели бы вы побывать в таком волшебном, зимнем царстве?
4. Экскурсия в зимний лес.
- Ой, в какой лес мы попали? (волшебный, зимний, холодный…).
- Давайте назовём «зимние» слова и сдуем каждый по снежинке.
- Поднимите глазки и посмотрите на белое, морозное небо. Улыбнитесь ему (улыбка - мимическое упр.).
- Вдохните свежий, чистый воздух всей грудью - выдохните (упражнения на дыхание).
- Послушайте голоса птиц, животных. Нам стало страшно в таком безмолвном лесу (испуг – мимическое упр.).
- Возьмите в руки бинокли и посмотрите на зимние деревья – они все укутаны в шали. (гимнастика для глаз). Выразите им своё восхищение (восхищение - мимическое упр.).
- Посмотрите, да здесь целая мастерская художника: и краски есть, и полотна и кисти. Давайте и мы попробуем нарисовать зимний, волшебный лес. Вокруг себя повернись и в художника превратись.
5. «Мы – художники» - зарисовка зимней картины в мастерской художника. Играет спокойная, тихая музыка, дети рисуют, а педагог повторяет рассказ, составленный детьми по картине.
Вокруг себя повернись и в ребятишек превратись.
Зима в лесу.
1. Пришла в лес волшебница зима.
2. Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали.
3. В лесу стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство.
4. Снег, как перина; мягкий, пушистый.
5. Воздух в зимнем царстве морозный, свежий.
6. По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль.
7. В таком лесу хорошо поиграть в снежки…
7. Итог. Спросить детей, что им понравилось на занятии, что не понравилось. Поблагодарить детей. Подарить рамочки для их зимних картин, чтобы они сделали в группе свою художественную выставку.
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам»
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам» Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Комплексное занятие: физкультуры, окружающий мир. Интеграция образовательных областей: познание, здоровье...
Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!»
Образовательная ситуация в средней группе «Посиделочки в гостях у Белочки!» Программные задачи: Продолжать формирование у детей элементарных представлений об осенних изменениях в...
Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»
Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...