Логопедическое занятие в подготовительной группе
«Путешествие в страну Лапландию»

Пояснительная записка.

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Об этом свидетельствуют статистические данные. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – воспитание правильного звукопроизношения у детей.

Для достижения наибольшей эффективности осуществлять коррекционную работу необходимо с использованием игр и игровых приемов. С помощью них можно закреплять правильное произношение поставленных звуков, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, воображение, моторные навыки, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, то есть решать различные коррекционные задачи.

Представленный конспект проводится на этапе автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках в подготовительной группе.

Занятие построено по принципу от простого к сложному с использованием различных видов деятельности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, объяснения, игровой, используется ТСО.

 

Цель: закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Уточнять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках;
  • Упражнять в определении наличия звука [Л] в словах;
  • Расширять глагольный словарь;

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать интонационную выразительность;
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику;
  • Развивать коммуникативные навыки.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям, стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: буквы, браслеты с изображением буквы Л, большая картинка с изображением буквы Л, символы для характеристики звука и чтения слогов, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, схема предложения, иллюстрации и мнемодорожки к скороговоркам, заготовка для изготовления аппликации «цветок», шаблоны, листы цветной бумаги, клей, карандаши, ножницы, клеёнки, музыка для проведения артикуляционной гимнастики и физминутки.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Сегодня мы отправляемся в волшебную страну Лапландию. В именах жителей этой страны, в названиях окружающих предметов есть звук Л.

- Чтобы отправиться в путешествие, нам нужны специальные браслеты. Получить его сможет тот, кто среди букв найдет букву Л. (на столе разложены буквы, дети находят нужную букву, логопед одевает браслеты). Можем отправляться!

Раз, два – потянись,

Вокруг себя ты обернись,

В стране Лапландия очутись.

 

II. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Смотрите, нас встречает хозяйка этой страны (картинка с изображением буквы Л).

- Давайте расскажем, что мы знаем о хозяйке страны.

(Дети по символам рассказывают).

Когда мы произносим звук [л], губы – улыбаются, зубы – разомкнуты, язык – вверху, воздушная струя – теплая. Это согласный звук, звонкий, твердый.

 

III. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы научиться говорить этот звук наш язычок много тренировался. Вспомним некоторые упражнения.

«Лошадка», «Иголка», «Лопатка».

Гимнастика проводится под музыку (диск: «Артикуляционная гимнастика под музыку»):

1. Белогривые лошадки

2. Пестрый колпачок

3. Антошка

 

IV. Произношение изолированного звука Л.

- Теперь мы можем петь как юла. Л – Л – Л.

- Гудеть, как самолет - Л – Л – Л.

 

V. Закрепление произношения звука Л в слогах.

- Вспомним любимые песни жителей страны Лапландии.

(Чтение слогов при помощи символов)

Ла, ло, лу, лы, лэ, ал, ол, ул, ыл, эл.

 

VI. Закрепление произношения звука Л в словах.

1. - Посмотрите, сколько всего интересного можно увидеть в этой удивительной стране.

На наборном полотне предметные картинки: молоток, мыло, лошадь, молоко, ладонь, подсолнух, ландыш, лук, скакалка, лопата, палатка, шкатулка, вилка, бокал, посылка, стул, стол, белка.

(Дети называют картинки).

2. Игра «Угадай-ка».

- Попробуйте догадаться, какой предмет я загадала.

А) Дикое животное (белка).

Б) Стеклянная посуда (бокал).

В) Инструмент для забивания гвоздей (молоток).

Г) Коробка для хранения драгоценностей (шкатулка).

Д) Весенний цветок (ландыш).

3. Игра «Ассоциации».

- Что может делать ландыш? (Расти, распускаться, вянуть, пить, засыхать, радовать, пахнуть, тянуться, качаться.)

- Что еще может расти? (Подсолнух, лук, лошадь, белка.)

- Для чего нам нужен лук? (добавлять его в блюда, для профилактики простудных заболеваний).

- Что еще нам понадобится на кухне? (молоко, вилка, бокал, стул, стол)

 

Музыкальная физминутка.

 

VII. Закрепление произношения звука Л в предложении.

- Посчитайте сколько слов в предложении, которое я составила.

Лёня забил молотком гвоздь.

(открывается схема предложения)

- Произнести предложение, выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. (Важное слово выделяю фишкой.)

Лёня забил молотком гвоздь.

Лёня забил молотком гвоздь.

Лёня забил молотком гвоздь.

Лёня забил молотком гвоздь.

VIII. Закрепление произношения звука Л в скороговорках.

- А еще в Лапландии очень любят скороговорки. А ведь мы тоже их немало знаем.

(Дети произносят скороговорки по мнемодорожкам.)

Лампа упала и сразу разбилась.

Мышь испугалась и в угол забилась.

Кот убежал и забыл про дела.

Лара осколки метлой подмела.

 

Подошел к лотку Лука,

Лук Лука купил с лотка.

 

Молоко пролили Антошка.

Молоко лакала кошка.

Все лакала и лакала,

Пока лужа не пропала.

 

Кот на кресле полежал,

Уронил на пол журнал,

Съел колбаски полкило

И лакает молоко.

 

IX. Игра «Собери цветок».

- Ребята, я предлагаю для жителей этой замечательной страны приготовить подарок и подарить его.

- Сделаем для них цветок, но необычный. Все лепестки будут разного цвета. В названиях оттенков лепестков должен быть звук Л.

На столе разложены листы цветной бумаги. Дети выбирают только те, в названиях оттенков которых есть звук [л]. (Желтый, салатовый, голубой, белый, золотистый).

Дети изготавливают цветок. Вырезают по шаблону лепестки и приклеивают.

 

X. Итог.

Дарим цветок хозяйке страны.

- А вам на память о нашем путешествии остаются браслеты, чтобы вы всегда могли вернуться в страну Лапландию и никогда не забывали про звук Л.

 

Литература:

1. Т.А.Куликовская «Люлим в стихах». М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2011г.

2. В.П.Лапковская, Н.П.Володькова «Речевые развлечения в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Жарнал «Логопед» № 5/2009г.

4. О.В.Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия», Издательство «Учитель», 2012г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару»

Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару» Дидактическая игра «Кто где живёт – найди пару», предназначена для детей 3-6 лет. Игра...

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...