Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет
«Звуки [Ч] - [С]. Буквы «Ч» - «С»

Задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация» (доминирующая):

  • Продолжать развивать у детей фонематический слух, как одно из средств формирования произносительной стороны речи;
  • Закреплять навыки правильного произнесения звуков: [С] и [Ч];
  • Закреплять умение характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
  • Содействовать развитию обще речевых навыков (ритма, темпа, интонации);
  • Участвовать в эмоционально-речевом общении с взрослыми и сверстниками в ходе непосредственно-организованной деятельности.

2) Образовательная область «Здоровье»:

  • Способствовать развитию у детей познавательной сферы с двигательно-координационными упражнениями;
  • Способствовать развитию произвольной памяти и внимания, словесно-логического мышления и различных видов восприятия;
  • Развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений.

3) Образовательная область «Познание»:

  • Совершенствовать навык чтения.

4) Образовательная отрасль «Социализация»:

  • Развивать навыки позитивного социального поведения.

5)  Образовательная отрасль «Физическая культура»:

  • Обогащение   двигательного опыта и снятие напряжения в ходе непосредственной образовательной деятельности.

Оборудование, игровые материалы:

  • таблица слов (с пропущенными буквами);
  • карточки к играм: «Слово рассыпалось», «Буква потерялась»;
  • наглядное пособие «Ребусы»;
  • магнитная доска;
  • мячи (красный и синий);
  • волшебная палочка;
  • карточка со словом «Чебурашка».

Ход занятия:

1) Логопед: Сегодня, на логопедическом занятии, мы будем различать звуки [ч] и [с].

Логопед: Сядут на стульчики девочки, которые назовут слова, начинающиеся на звук [ч], а мальчики назовут слова, которые заканчиваются на звук [с].

 

2) Упражнение на развитие внимания и координации движений кистей рук и языка: «Кошка ловит мышку». Руки на столе: одна сжата в кулак, другая лежит ладонью вниз. По очереди дети меняют положение рук, одновременно с движениями языка влево и вправо. Логопед выполняет упражнение вместе с детьми.

 

3) Дети сели за столы.

Сопоставление звуков [ч] и [с] по характеристике и артикуляции (сходства и различия)

По характеристике звуки [ч] и [с] – согласные и глухие, но звук [ч] – бывает только мягким, а звук [с] может быть и мягким, и твёрдым.

По артикуляции

[c] – губки в «улыбке», зубки «заборчиком», язычок за нижними зубками «горочкой».

[ч] – язык за верхними зубами «чашечкой», зубки приоткрыты, губы «рупором».

 

4) Воспроизведение слоговых рядов.

Дети повторяют цепочки слогов за логопедом.

ЧА-ЧА-СО-СА         ЧА-СА-ЧУ-СУ

СУ-СЫ-ЧА-ЧУ         СМА-СНА-ЧЛО

 

5) Преобразование слогов (слов). Замена [ч] на [с]:

Логопед: ЧА-ЧА             Дети: СА-СА

Логопед: АЧ-АЧ             Дети: АС-АС

Логопед: АЧ-ОЧ             Дети: АС-ОС

Логопед: ЧУ-ЧА             Дети: СУ-СА

Логопед: НОЧИ             Дети: НОСИ

Логопед: ОЧИ               Дети: ОСИ

Логопед: ЧЕМ               Дети: СЕМЬ

 

6) «Слоги перепутались»:

ДО-ЧУ           КА-ЧАЙ           ЛОК-ЧУ

КИ-ОЧ           СИ-ГУ             ХАР-СА

КА-БОЧ         КА-СУМ

 

7) Физ. минутка «Девочки и мальчики, прыгают как мячики…»

 

8) «Буква потерялась». Чтение слов по таблице.

Две команды (девочки и мальчики). Первый столбик читают – девочки, второй – мальчики.

…ЕРЕПАХА              …АШКА

ВРА…                       ГРА…

…УМКА                     …АХАР

ЛИ…А                       ПО…ТА

 

9) «Слово рассыпалось»

ЛСЫЧ         УСКАМ

ЖИЧИ         НКЧИАЙ

 

10) «Разноцветные мячики» (красный, синий).

Красный мяч – ребёнок считает в слове гласные звуки

Синий мяч – ребёнок считает в слове согласные звуки.

ЛИСА         ЧАШКА         САНКИ         СОК         ЧУДО

 

11) Дидактическая игра «Волшебная палочка».

Дети подбирают слова, начинающиеся на звук [C]. Первый ребёнок говорит своё слово, второй ребёнок говорит слово первого ребёнка, потом своё, третий ребёнок повторяет слова первого, второго ребёнка, потом своё и т.д.

 

12) «Закончи слово» (с мячом).

ЧА-ЧАЙ, ЧАЙНИК, ЧАШКА, ЧАСЫ

СА-САД, САХАР, САНКИ, САМОЛЁТ

ЧЕ-ЧЕРЕПАХА, ЧЕБУРАШКА, ЧЕРТЁНОК, ЧЕЛОВЕК

 

13) Дидактическая игра «Кто больше увидит и запомнит».

Логопед считает до 10, дети должны за это время увидеть и запомнить предметы, в названии которых 2 слога.

 

14) Игра «Сигнальщик».

Правила игры рассказывает ребёнок. Если звук [с] в начале слова, руки поднимаем вверх, если в середине слова, хлопок перед собой, если в конце слова, руки опущены вниз.

Логопед произносит слова, дети ловят хлопками звук [c].

Логопед: САД, ЛИСА, КОСА, СОБАКА, ЛОСЬ, ЛИСТ, РЫСЬ, СОК, ПАСТА.

 

15) Из букв слова ЧЕБУРАШКА составить новые маленькие слова (РАК, РАБ, ШАР, БРАК, КРАБ, ЧЕК, КАША, КУЧА, БАРАШЕК, ШУБА, РУБАШКА, ЧАШКА и т.д.)

 

16) Скороговорки со звуком [ч] и [с]:

  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
    Чертили чёрными чернилами чертёж.
  • Часы стучали и стучали

Час за часом отбивали.

  • Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Пёс шагает в гости к киске,

Как букет, несёт сосиски.

  • У насоса длинный нос,
    Он свистит, как пылесос.
  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 

17) Ребусы

ЧАЙКА’’ (ЧАЙ)                     ЧАЙКА (МАЙКА)

                                              Ч=М

‘‘‘‘ЧЕЛОВЕК (ВЕК)                    

18) Итог:

Логопед: Вспомните, какие звуки сегодня на занятии мы с вами различали.

Дети: [ч], [с].

Логопед: Какие задания вам показались интересными, трудными?

Логопед: Молодцы! Все ребята были активными и внимательными. Вы меня очень порадовали своими ответами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный…

Разработка театрализованной постановки в подготовительной группе «Красная Шапочка на современный лад» в рамках праздника, посвященного Дню Матери

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные»

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные» По плану одной их годовых задач В 2 мл. группе была проведена работа...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего…

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма» Цель:...

Читайте также

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного...

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Перспективное планирование физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста Дата Название Цели и задачи сентябрь «Дружба начинается с улыбки» Цель: развитие способности чествовать эмоциональное состояние другого...