Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»

Цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»

Коррекционно-образовательные задачи.

1. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень»

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, согласовывать существительные с прилагательными).

3. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять предложения по картинкам).

4. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развивать диалогическую речь.

2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

3. Развивать диафрагмальное дыхание с элементами релаксации.

4. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: доска, картинки с изображениями примет осени, игра «Времена года», чистые листы бумаги для проведения игры «Назови ласково», цветные карандаши, мяч, ширма.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент (создание эмоционального настроения, объявление темы).

Дети входят по музыку Ф. Мендельсона «Осенняя песня» и встают в круг.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Кто это время года знает?

Дети: (хором) Это осень!

Раздается чей-то голос.

Логопед: Ой, дети, кто это? (Входит осень).

Дети: Осень!

Логопед: Для нас осень приготовила загадки, давайте их разгадаем.

Осень читает загадки: Без рук, без ног, а деревья гнет. (Ветер)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Осень: Молодцы ребята. Все мои загадки разгадали.

Логопед: Давайте вспомним приметы осени, но сначала мы с вами сделаем зарядку с язычком, чтобы он хорошо говорил.

Дети подходят к столам, на которых стоят зеркала.

 

2. Игра «К бабушке в гости приехали внуки»

Развитие артикуляционной моторики

Толстые внуки приехали в гости

надуваем щёки,

С ними худые - лишь кожа да кости

втягиваем щеки,

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать они всех потянулись

губы тянутся вперед,

Утром проснулись - в улыбочку губы

снова широкая улыбка,

Чистили мы свои верхние зубы

широкий язык за верхними зубами,

Вправо и влево, внутри и снаружи

соответствующие движения широким языком,

С нижними зубками тоже мы дружим

повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами,

Губы сожмем мы, и рот прополощем

поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи

одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот.

 

3. Упражнение «Расскажи об осени»

Совершенствование синтаксической стороны речи, составление стереотипных предложений о весне по картинкам.

На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети берут картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют свою картинку и рассказывают примете осени, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «осенью … » (Например: «Осенью дует сильный ветер», «Осенью опадают листья», «Осенью птицы улетают в тёплые края» и т. д.)

 

4. Упражнение «Раздели слово на слоги»

Совершенствование слогового анализа и синтеза.

Логопед: Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети: Слоги.

Логопед: Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.

Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах: листопад, ветер, птицы, овощи, грибы, небо, холод.

 

5. Игра с мячом. «Найди родственника»

Образование однокоренных слов.

Логопед: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «осенний».

Например: день - осенний день; погода - осенняя погода, солнце - осеннее солнце.

Слова: настроение, листопад, утро, месяцы, лес, трава, небо и т. д.

 

6. Упражнение «Есть у нас игра такая»

Релаксация, развитие диафрагмального дыхания.

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на стульчики.

Логопед: (тихим голосом, в замедленном темпе, с паузами между словами)

Есть у нас игра такая,

Очень легкая, простая.

На каждое слово дети соединяют

поочередно большой палец с

мизинцем, безымянным, средним

и указательным пальцами,

сначала на правой руке, затем на

левой, затем обе руки вместе.

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье...

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

Логопед: Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь о спинки, руки

свободно положите на колени, закройте глазки... Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох – выдох, вдох - выдох... Молодцы!

 

7. Игра с элементами рисования «Назови ласково»

Развитие мелкой моторики, внимания и мышления.

Логопед: Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас дам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я загадаю загадки, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.

 

Без дров и огня, и светит и греет.
Без рук, без ног, только с рогами,
А ходит под небесами. (Солнышко)

Белая вата летит куда-то.
Хоть лови, не лови - не изловишь.               (Облачко)

Без крыльев, а летает.
Никто не бьёт, а плачет. (Тучка)

Весной - веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Деревце)

 

Логопед: Молодцы! А теперь давайте с вами немного отдохнем.

«Золотая осень»

 

8. Подвижная игра с речевым сопровождением «Собирайся, детвора!»

Развитие общей моторики.

Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр, логопед выполняет упражнения вместе с детьми.

Логопед:

Собирайся, детвора!

Осень зовет: «Гулять пора!»

Хлопают в ладоши

Будем по лесу гулять,

Свежим воздухом дышать.

Шагают на месте.

Останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдем.

Поворачиваются вправо и идут друг

за другом на носочках, держа руки на поясе.

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдем.

Идут друг за другом, высоко

поднимая колени и держа руки за спиной

Встали елки на пути.

Нам их нужно обойти.

Идите, дети, осторожно:

О ветки уколоться можно.

 

Идут змейкой друг за другом.

Вот сороки пролетели,

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки - белобоки:

- Осень идёт! Осень идёт!

 

Бегут по кругу на носочках,

плавно взмахивая руками вверх-вниз.

За осенью вслед пойдем,

Будем танцевать,

Осень красную встречать!

Идут по кругу, взявшись за руки,

останавливаются, поднимают руки

вверх, выполняют поклон.

 

9. Игра «Что перепутал художник?»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которой висит картина.

Логопед:Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена осень. Только все ли правильно он изобразил?

Осенью дети загорают на солнце.

Осенью нет листопада.

Осенью садят картошку.

Осенью дети купаются в речке.

Осенью ловят бабочек.

Осенью снимают теплую одежду.

Детиисправляют ошибки художника.

Логопед: Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая осень. Молодцы!

 

10. Итог занятия.

Логопед: Вот мы и закончили играть вместе с Осенью. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Дети: Говорили о приметах осени, делили слова на слоги, играли с мячом, учились правильно дышать, учились осторожно ходить по лесным тропинкам.

Логопед: А что вам больше всего понравилось? Вы все хорошо запомнили. Мы с Осенью вами очень довольны. И поэтому вместе с ней приготовили вам подарки. (Логопед и Осень раздает детям подарки).





Новые публикации

Мастер класс

Мастер класс

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста через русские народные сказки с…

Адаптация детей раннего дошкольного возраста через русские народные сказки с применением дидактических игр и природного материала Главная цель сказок в адаптационный...

Читайте также

Конкурс чтецов «Бабушка любимая моя»

Конкурс чтецов «Бабушка любимая моя» Место проведения: музыкальный зал ДОУ. Участники: воспитанники средней, старшей и подготовительной групп, педагоги групп, учитель-логопед, музыкальный работник, администрация ДОУ. Цель: актуализация проблемы формирования...

Консультация на тему: «Народная сказка в системе воспитания дошкольника»

Консультация на тему: «Народная сказка в системе воспитания дошкольника» Сказка в системе профилактики педагогической запущенности. С понятием «педагогическая запущенность» педагоги и родители чаще всего сталкиваются, когда дети...

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей детей "Ритмические минутки"

Дорогие мамы и бабушки! Уважаемые коллеги! Если вашему малышу три или четыре года и он с трудом учит слова, плохо двигается и не умеет рисовать. То воспользуйтесь следующими рекомендациями: - стихи и песенки лучше запоминать, если под них делать различные...

Консультация для родителей детей с нарушениями слуха "Ритмические минутки"

Данная консультация опробирована в течении последних лет в  общей работе над развитием основного тона певческого голоса детей с нарушениями слуха, перенёсших операцию по КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Результаты работы позволили обучить детей  более сложным ( и по тексту, и по звуковысотности) мелодекламациям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Вода и ее свойства» с использованием…

Цель : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Задачи : – Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества. 2. Уточнить знания детей...

Конспект НОД «Осенний лес» с использованием нетрадиционной техники рисования

Цель : развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования.  Задачи :  – образовательные: формировать навыки и умения детей в рисовании деревьев ватной палочкой и пузырчатой плёнкой; побуждать детей передавать особенности  осеннего леса , добиваясь выразительности с помощью цвета; повторить  «палитру ...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство