Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука
Тема: «Звук и буква [С] «Посуда»
Цель занятия: осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда».
Обучающие задачи занятия:
- закрепление знаний о механизмах образования данного звука - изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
- формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- формирование навыков чтения;
- обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.
Развивающие задачи занятия:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
- развитие неречевых психических процессов.
Воспитательные задачи занятия:
- воспитание интереса к содержанию занятия;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Коррекционные задачи занятия:
- устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
- преодоление речевого негативизма.
Оборудование:зеркало, материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, графическая модель (фишки), касса букв.
Речевой материал: стеклянный стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:
помидор, лук, стакан, слива;
яблоко, сковорода, груша, слива;
волк, медведь, кастрюля, лиса;
лебедь, утка, солонка, журавль.
Пирамидка, мяч, салфетница, кукла.
Дети объясняют, почему данная картинка — лишняя. Тот, кто дал ответ, садится на место. Затем садятся остальные.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки на фланелеграфе.
- Давайте вместе назовем их. (Называем). Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук С) Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно, произносить звук С.
Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах.
3. Анализ артикуляции звука.
Детям предлагаетсярассмотреть положение губ, зубов, языка, голосовых связок; определить характер воздушной струи.
- А теперь посмотрим на себя в зеркало и произнесем вместе «С-с-с».
- Что делают губы?
- В каком положении наши зубы?
- Что делает наш язычок?
- Что делают голосовые связки?
- Какая воздушная струя?
Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Язык упирается в нижние зубы.
Голосовые связки не работают. Воздушная струя сильная, плавная, направлена вниз, узкая
4. Характеристика звука.
А теперь давайте вспомним:
Звук С – гласный или согласный? Почему?
Звук С - звонкий или глухой?
Звук С – Твердый или мягкий? Почему?
Звук С какой? Это согласный звук. Потому, что язык соприкасается с нижними зубами.
Глухой, голосовые складки молчат. Твердый, потому что спинка языка опущена.
(Согласный, твердый, глухой).
5. Закрепление звука в изолированном виде.
Мама включила воду, чтоб помыть посуду и вода засвистела: С-С-С
Дети длительно произносят звук С.
6. Связь звука с буквой.
Звук С обозначаем буквой С. На что похожа буква С?
На месяц, на сосиску, на половину бублика.
7. Развитие фонематического слуха.
Ребята, мы уже с вами знаем, что все звуки любят прятаться. Где они от нас прячутся, ребята?
Они от нас прячутся в слогах и в словах.
Правильно. Вот и звук С очень любит прятаться.
Поймайте звук С, я буду называть звуки, а вы если услышите звук С - хлопните в ладоши.
Сейчас я буду называть слоги и слова, а вы, если в слове есть звук С, поднимете синий кружочек. Если нет – то кружок поднимать не надо.
Ам, ош, ос, та, зы, су, ус, ыш, ес; дом, нос, сок, рот, тапки, сын, майка, маска, сахар, пирог, кашка, ковер, каска, шутки, сутки, одеяло, сундук, олени, мальчик, кресло, помидор, капуста, морковь, сапоги, подснежник
Дети хлопают в ладоши когда слышат звук С.
8. Закрепление звука в слогах.
Дети прочитываются слоги:
обратные – АС, УС,ОС, ЫС, ИС;
прямые – СА, СО, СУ, СЫ.
Дети отраженно, сопряжено и индивидуально произносят слоги с изучаемым звуком с опорой на слоговые дорожки.
Проводится звуко-буквенный анализ слога СА и УС и графическая запись слогов.
Дети выкладывают фишками слоги, выделяя первый звук в слоге, потом последний звук в слоге.
9. Закрепление звука в словах.
Детям предлагаются слова по лексической теме «Посуда»: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.
Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слова: стакан.
Дети проводят звуко-слоговой анализ и выполняют графическое отображение слова: стакан.
10. Закрепление звука в предложении.
Составьте предложение со словом стакан с использованием предлогов: на, под, с, со.
Дети составляют предложения со словом и анализируют его.
11. Закрепление звука в тексте.
Давайте поможем Незнайке разобраться с посудой. Он говорит: Я сначала буду варить суп в сковороде. Потом его из сахарницы посолю. Положу его в салатник. Справа от него поставлю салфетницу с сухарями.
Дети, исправляют предложения и составляют правильный рассказ. Затем выделяют слова со звуком С из текста.
12. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились. Дайте характеристику звука С. Какие слова со звуком С запомнили.
Дети характеризуют звук, анализируют артикуляцию, произносится звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.
13. Оценка деятельности детей.
Молодцы ребята. Все были внимательные и поэтому справились с заданиями хорошо.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...