Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы на тему «Звук и буква Ж»
Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.
Задачи:
Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.
Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.
Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].
Ход занятия
I. Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).
Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.
Я живу - не тужу,
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Дети. Жук.
Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).
Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.
Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!
Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.
Дети дуют.
Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.
Ёжик
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)
4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)
Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.
А сейчас предлагаю поиграть в школу.
Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)
Жуки сядут за урок.
- Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.
- Начинается наш первый урок - грамота.
- Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?
Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.
Логопед: Какой звук издают жуки?
Дети: Ж-ж-ж.
II. Постановка звука..
Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?
Дети: округлены, в положении «рупор».
Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
Дети: разомкнуты.
Логопед: Где находится кончик языка?
Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?
Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).
Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?
Дети: горлышко дрожит.
Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].
Хоровое произношение
Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.
Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.
Жук летит, пыхтит, жужжит
И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)
Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).
Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?
Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.
Логопед: Потом пошел дождь.
Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.
Логопед: Наступила ночь.
Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.
Логопед: Наступило утро.
Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.
III. Закрепление звука [ж].
Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой , когда услышите звук [ж]. Задание понятно?
Начинаем.
Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж
Логопед: Теперь сложнее , услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.
Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.
Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)
Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)
Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)
Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!
Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?
Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?
Дети: нет таких слов и т.п.
Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].
IV. Знакомство с буквами Ж, ж
Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?
Дети: Буквой Ж (жэ).
Логопед: Из скольки элементов она состоит?
Дети: из пяти.
Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.
Дети: самостоятельно выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!
Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).
Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».
Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!
(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)
Логопед: Отлично все справились с заданием!
Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).
Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)
Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.
Давайте вернемся в группу.
Литература:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.
2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.
Читайте также |
---|
Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…
Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию»…
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по «Художественно-эстетическому развитию» с использованием ИКТ Тема: «Пробуждение весны» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная...
Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ
Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...