Тематический план работы платной образовательной услуги по коррекции речи детей дошкольного возраста 5-7 лет на 2012-2013 учебный год
Сроки проведения |
Задачи коррекции звукопроизношения, развития фонетико-фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза |
Содержание работы |
Формирование и совершенствование лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи |
Сентябрь 1 - 2 неделя |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев Цель: развитие мелкой моторики. Задачи: способствовать развитию речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти. Познакомить детей с понятием речевые и неречевые звуки |
Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика Развитие мелких движений кистей рук и l) Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Веер» проба «ребро - кулак - ладонь». 2) Обведение шаблонов 3) Разбор по сортам семян, мозаик - по цвету. 4) Лепка, штриховка, рисование по пунктиру Игры: «Угадай, что звучит?» «Угадай, чей голос?» «Четвертый лишний» «Собери картинку» «Чего не стало?» «Забавные палочки» выкладывание по образцу «Услышь свое имя» |
Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов, обогащать словарный запас детей. Закрепить навыки правильного звукопроизношения сохранных звуков, употребления различных слоговых структур и слов доступного звукового состава. Формировать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Учит детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам, в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений); определять количество слов в предложении, (два-три-четыре). Совершенствовать навыки составления рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок, заучивания потешек, стихотворений.
|
Сентябрь 3 –4 неделя |
Гласные звуки Цель: развитие фонематического восприятия. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. 2. Активизировать движения речевого аппарата. 3. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. 4. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Уточнить артикуляцию гласных звуков [а,у, и, о,э] 5. Определение позиции гласных звуков в слове ( начало, середина, конец) 6. Обогащение словарного запаса.. |
Массаж пальцев рук с использованием колючего коврика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Игры: «Поймай звук А, И, О, У», « Назови первый звук в словах» « Найди, где в слове спрятался звук» «Поймай рыбку» «Четвертый лишний» «Угадай, чей голос?» «Что изменилось?» «Веселый поезд»-определение позиции звука |
|
Октябрь 1-3 неделя |
Свистящий звук [c] Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Постановка и закрепление произношения звуков [с ,с ,] 3. Выделение звуков [c,с,] из ряда звуков, слогов, слов. 4. Автоматизация звука в слогах. 5. Закреплять умение различать на слух гласные звуки. 6. Определение позиции звука в слове. 7. Уточнить понятие согласный звук. 8. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов. |
Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Повтори не ошибись» «Поймай звук» «Четвертый лишний»( по наличии звука в слове) «Определи позицию звука в слове» «Добавь звук» «Кому, что?» «Найди отличия» зрительное восприятие Штриховка, рисование по пунктиру
|
|
Октябрь
4-неделя
Ноябрь
1-2 неделя |
Свистящий звук [c] Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Автоматизация звука в словах, предложениях. 2. Определение позиции звука в слове. 3. Подбор слов со звуком[c] к схемам(звук в разных позициях). 4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности со звуком [c]. 5. Заучивание стихов , насыщенных звуком [с] |
Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Поймай звук» «Назови место звука в слове» «Четвертый лишний» - миска-киска- Кот –рот- работа- ток «Отгадай загадки» «Отгадай как зовут девочек»(по первым звукам) «Веселый счет» Разукрашивание зашумленной буквы С. |
|
Ноябрь 3 неделя |
Свистящий звук [c] Цель: формирование связной речи. Задачи: 1. Учить составлять связный рассказ по картине. 2. Пересказ небольшого рассказа 3. Обогащение словарного запаса. |
|
|
Ноябрь 4 неделя
Декабрь 1-2 неделя |
Шипящий звук [ш]. Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Задачи: 1. Знакомство с артикуляцией звука [ш]. 2. Постановка и закрепление произношения звука [ш]. 3. Выделение звуков [ш] из ряда звуков, слогов, слов. 4. Закреплять навык употребления слов различной слоговой структуры. 5. Формировать умение различать на слух согласные звуки по признакам: глухости-звонкости; твердости - мягкости . |
Массаж пальцев рук с использованием колючего коврика. Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика для шипящих. Дыхательные упражнения Игры: «Добавь звук» «Замени первый звук» «Подбери слово к схеме» «Определи позицию звука в слове» «Кому, что?» Выкладывание буквы Ш из палочек |
|
Декабрь 3-4 неделя |
Шипящий звук [ш]. Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Задачи: 1. Автоматизация звука в словах, предложениях. 2. Определение позиции звука в слове. 3. Подбор слов со звуком[ш] к схемам(звук в разных позициях). 4. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слов. |
Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Цепочки слов» «Веселый поезд» «Повтори чистоговорку» «Кто больше придумает слов?» «Забавные палочки» выкладывание из палочек «Веселый счет» Разукрашивание зашумленной буквы Ш. |
Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище), дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше), сложные составные прилагательные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный). Закреплять у детей навык составления педложений по вопросам, по картинке, по моделям.
|
Январь 2 неделя |
Шипящий звук [ш]. Цель: формирование связной речи. Задачи: 1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. 2. Чтеие небольших рассказов, насыщенных звуком[ш]-работа с текстом. 3. Обогащение словарного запаса. |
Рисование сюжета к рассказу. |
|
Январь 3-4неделя |
Свистящий звук [з] Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Постановка и закрепление произношения звуков [з ,з ,] 3. Выделение звуков [c,с,] из ряда звуков, слогов, слов. 4. Совершенствоватьнавык звукового анализа и синтеза слогов, слов.
|
Самомассаж пальцев рук. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Повтори цепочку слогов, слов» «Добавь звук» «Вставь пропущенный звук» «Подбери слово к схеме» «Определи позицию звука в слове» «Кому, что?» «Кто больше ?» придумать слова с заданным звуком Вылепливание буквы З из пластилина |
|
Февраль 1-2 неделя |
Свистящий звук [з] Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Задачи: 1. Автоматизация звука в словах, предложениях. 2. Определение позиции звука в слове. 3. Подбор слов со звуком[з] к схемам(звук в разных позициях). 4. Развивать умение запоминать и воспроизводить цепочки слов. |
Самомассаж пальцев рук. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Кто больше придумает слов» «Подбери слово» «Чего не стало?» |
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал- подъехал-въехал-съехал). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения (книголюб, пчеловод …) Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках. Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги. |
Февраль 3-4неделя |
Свистящие звуки [ с] – [з]. Цель: развитие фонематического восприятия, формирования навыка звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Дифференцирование звуков [С-З]. 2. Подбор слов со звуками [С-З] к схемам. 2. «Объясни словечко» |
Пальчиковая гимнастика Игры: «Повтори цепочку слогов» «Поймай звук» «Замени звук» «Кого, как зовут» «Что Соне, а что, Зое?» «Скажи наоборот» |
|
Март 1 неделя |
Шипящий звук [ж]. Цель: развитие фонематического восприятия, формирования навыка звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Постановка звука[ж]. 2. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. 3. Определение позиции звука в слове. |
Массаж пальцев рук с использованием колючего коврика. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика для шипящих. Игры: «Подбери слова к схеме» «Веселый поезд» «Доскажи словечко» Выкладывание буквы ж из палочек. |
|
Март 2-3 неделя |
Шипящие звуки [ш] – [ж]. Цель: развитие фонематического восприятия, формирования навыка звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Дифференцирование звуков [ш-ж]. 2.Подбор слов со звуками [ш-ж] к схемам. 2. «Объясни словечко» (шарить- жарить) |
Массаж пальцев рук с использованием колючего мячика. Игры: «Запомни повтори» «Поймай звук» «Подбери слова к схеме» «Веселый поезд» «Кому , что?» |
|
Март 4 неделя |
Звуки [с] –[ ш]. Цель: развитие фонематического восприятия, формирования навыка звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Дифференцирование звуков на слух [с-ш]. 2. Подбор слов со звуками [с -ш] к схемам. 2. «Объясни словечко» |
Самомассаж пальцев рук. Игры: «Четвертый лишний» (по наличии звука в слове) «Исправь ошибку» « Что Соне, а что Шуре» «Подбери слова к схеме» Пальчиковые игры |
Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Совершенствовать навыки пересказа , с опорой на картинный, вопросный планы. Учить составлять предложения с противительным союзом «а»;сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что). Развивать навык передачи в речи последовательности событий наблюдений за серией выполняемых детьмидействий. Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнения эпизодов, изменение начала, конца рассказа). |
Апрель 1-2 неделя |
Соноры. Звук [л]. Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Постановка и закрепление произношения звука [л] 3. Выделение звука [л] из ряда звуков, слогов, слов. 4. Совершенствоватьнавык звукового анализа и синтеза слогов, слов. |
Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Поймай звук» «Вставь пропущенный звук» Разукрашивание зашумленной буквы
|
|
Апрель 3 неделя |
Соноры. Звук [л]. Цель: формирование связной речи. Задачи: 1. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. 2. Чтеие небольших рассказов, насыщенных звуком [л]-работа с текстом. |
Пальчиковые игры. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков. Игры: «Назови слова со звуком [л]-, которые ты услышишь в тексте» «Кто больше назовет слов со звуком [л]» |
|
Апрель 4 неделя
Май 1-2 неделя |
Соноры. Звук [р]. Цель: развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Знакомство с артикуляцией звука. 2. Постановка и закрепление произношения звука [р] 3. Выделение звука [р] из ряда звуков, слогов, слов. 4. Совершенствоватьнавык звукового анализа и синтеза слогов, слов. |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков. Дыхательные упражнения Игры: «Запомни повтори» «Поймай звук»- топни если услышишь звук [р] «Кто больше» назвать слова со звуком [р] Разукрашивание зашумленной буквы |
|
Май 3 неделя |
Соноры. Звуки [р-р,]. Цель: развитие фонематического восприятия, формирования навыка звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Дифференцирование звуков на слух [р-р,]. 2. Подбор слов со звуками [р-р,] к схемам. |
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков. Пальчиковая гимнастика. Игры: «Что Рите, а что Роме?» «Поймай рыбку» - твердый или мягкий звук «К какой схеме картинка?» |
|
Май 4 неделя |
Соноры. Звуки [ р -л] , [ л,-р,]. Цель: развитие фонематического восприятия, формирования навыка звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Задачи: 1. Дифференцирование звуков на слух [р]-[л], [ р,]- [ л,] в слогах, словах. 2.Подбор слов со звуками [р]-[л], [ р,]- [ л,] к схемам. 2. «Объясни словечко» |
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков. Пальчиковая гимнастика . Игры: « Топни если услышишь звук –[р], хлопни-[ л]» « Что Рите, а что Лене?» « Веселый поезд»
|
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее:
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно);
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
Цель: устранение речевого дефекта у детей, предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Задачи:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
4. Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении.
5. Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.
6. Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
7. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Форма проведения: подгрупповые и индивидуальные занятия (для детей 5-7 лет)
Периодичность проведения - 2 раза в неделю во второй половине дня
Продолжительность занятий – 20-25 минут.
Читайте также |
---|
Мастер – класс на тему «Ежик». Пластилинография с использованием гуашевых…
Мастер – класс на тему «Ежик» Пластилинография с использованием гуашевых красок и природного материала семечек Описание материала: мастер-класс для детей старшего...
«Весенние цветы»
«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...
«Магазинчик»
«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...