Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с общим недоразвитием речи на тему:
«Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» с опорой на серию сюжетных картинок»
Цель: Способствовать развитию связной монологической речи.
Задачи:
1. Образовательная область «Коммуникация».
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.
Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста; словами- признаками, путем подбора признаков к предметам. Развивать навык текстообразования.
2. Образовательная область «Познание».
Закрепить представления о временах года.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
4. Образовательная область «Физическая культура».
Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.
5. Образовательная область «Музыка».
Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.
6. Образовательная область «Социализация».
Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: Сюжетные картинки:
Старик и старуха грустные сидят.
Старик и старуха лепят Снегурочку.
Снегурочка-помощница по дому.
Снегурочка грустит весной.
Снегурочка идет в лес с подружками.
Снегурочка прыгает через костер.
Снегурочка превращается в облачко и улетает.
Костюм весны (для педагога), костюм Снегурочки (для ребенка 6-7 лет), силуэты Снегурочки для штриховки.
Магнитофон. Аудиозапись мелодий: «Весенние шумы», «Зимняя стужа».
Лингвистический материал: Слова: снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снежки, снежные и др.
Текст русской народной сказки «Снегурочка».
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с воспитателем.
Ход НОД.
1 часть. Организационный момент.
(Включается аудиозапись мелодии «Весенние шумы»)
Логопед: Здравствуйте, дети! Сейчас я вам загадаю загадку. Внимательно послушайте и постарайтесь ее отгадать.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
Дети: Весна.
Логопед: Молодцы, наступило время года - весна, сейчас идет второй весенний месяц…
Дети: Апрель.
Логопед: Посмотрите внимательно на экран. Вот он - Апрель.
Логопед: А какое время года было перед весной?
Дети: Зима.
Логопед: Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.
Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нем слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши .
Будьте внимательны.
«Идет снег . Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки».
Логопед: Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.
2 часть. Основная часть.
(Включается аудиозапись мелодии «Зимняя стужа»).
(Раздается стук в дверь, входит девочка из подготовительной к школе группы, одетая в костюм Снегурочки, здоровается с детьми).
Логопед: Кто это пожаловал к нам в гости?
Дети: Это Снегурочка.
Логопед: Верно. Здравствуй, Снегурочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать вам русскую народную сказку о себе, которая так и называется «Снегурочка». Садись, Снегурочка, расскажи сказку, порадуй ребят. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать. (Приложение 1).
Логопед: Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Снегурочка.
Логопед: Почему сказка называется «Снегурочка»?
Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».
Логопед: Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?
Дети: У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.
Логопед: Чему радовались старик со старухой?
Дети: Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.
Логопед: Какая была Снегурочка?
Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.
Логопед: Какая Снегурочка стала весной?
Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.
Логопед: Почему Снегурочка стала весной грустная?
Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.
Логопед: Куда пошла Снегурочка с подружками?
Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.
Логопед: Что с ней случилось в лесу?
Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.
Логопед: Почему она растаяла?
Дети: Потому что она из снега была сделана.
Логопед: Эта сказка веселая или грустная?
Дети: Сначала веселая, а в конце грустная.
Логопед: Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».
Дети: Да.
3 часть. Динамическая пауза
(Дети выходят на палас и встают в круг)
Логопед: Ребята, давайте расскажем и покажем, как просыпается природа в апреле.
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель! По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. |
Медленный бег.
Ходьба мелкими шагами.
Двигаются как медведи.
Взмахи руками. Разводят руки в стороны, вверх. |
Логопед: Посмотрите, какой красивый подснежник у нас расцвел.
Продолжение основной части
Логопед: Молодцы, садитесь. Продолжаем занятие.
Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.
Логопед: На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.
- Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха грустные сидят.
Логопед: Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.
Дети: Горе у старика со старухой было: детей у них не было.
Логопед: Что изображено на этой картинке?
Дети: Старик и старуха лепят девочку.
Логопед: Вспомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Говорит старик старухе:
- А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?
А старуха в ответ:
- Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.
Логопед: А вот и следующая картинка, что на ней изображено?
Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.
Логопед: А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?
Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в реках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Логопед: Что вы видите на следующей картинке?
Дети: Снегурочка сидит и грустит весной.
Логопед: А как это в сказке описывается?
Дети: Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.
Логопед: На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?
Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут:
- Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: - Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.
Логопед: А что вы видите на этой картинке?
Дети: Снегурочка прыгает через костер.
Логопед: Припомните, как об этом в сказке говорится?
Дети: Когда солнце за лесами спряталось, разожгли они костер из хворосту, да давай по очереди через огонь прыгать-скакать, да желания загадывать. До Снегурочки последней очередь дошла. Неохота прыгать Снегурочке, да пристали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!. Разбежалась Снегурочка и прыгнула.
Логопед: А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии?
Дети: Обернулась облачком белым и в небо уплыла. Растаяла Снегурочка.
Логопед: Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.
Давайте теперь все вместе попробуем рассказать сказку, глядя на экран. Я буду вам помогать, старайтесь, будьте внимательными.
«Жили-были …»
Дети: старик со старухою.
Логопед: Все у них шло ладно, и жили они…
Дети: дружно.
Логопед: Все бы хорошо, да одно горе…
Дети: Бог детей не дал.
(Таким образом, с помощью договаривания фраз, начатых логопедом, дети пересказывают сказку).
Логопед: Молодцы. Кто пойдет и перескажет нам сказку, можно смотреть и опираться на картинки.
(Логопед предлагает пересказать сказку 2-3 детям. При необходимости оказывает помощь: подсказ нужных слов, фраз)
- Ребята, вам понравилась, как Саша пересказал сказку?
Дети: Да, Саша очень подробно пересказал сказку, но забыл сказать, во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер.
Логопед: Вы очень внимательные, напомните Саше, во что превратилась Снегурочка?
Дети: Стала белым облачком и уплыла в небо.
(Логопед привлекает детей к анализу каждого пересказа. Дети тактично учатся отмечать достоинства и ошибки пересказов. )
Логопед: Молодца ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. Вы старались пересказывать близко к тексту, пользуясь красивыми (образными) выражениями, описанными в тексте сказки. А тебе Снегурочка понравилось как ребята пересказывали сказку?
Снегурочка: Очень понравилась.
Логопед: Ребята, какое родственное слово к слову снег вы могли бы еще назвать. После знакомства со сказкой «Снегурочка?»
Дети: Снегурочка!
Логопед: Верно, вы очень внимательные.
3 часть: Итог .
Логопед: -Ребята, какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать?
Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка».
Логопед: Верно. На память о встречи с вами Снегурочка хочет подарить каждому из вас силуэт Снегурочки, который нужно будет дома раскрасить.
(Снегурочка раздает детям силуэты Снегурочек, по желанию предлагает детям раскрасить их).
Снегурочка: А сейчас мне в лес пора, до встречи, ребята!
(Дети прощаются со Снегурочкой).
Логопед: Не забудьте дома своим родителям и друзьям пересказать полюбившуюся сказку «Снегурочка».
А сейчас давайте друг другу улыбнемся и похлопаем.
Читайте также |
---|
Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе
Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...
Проект профориентация «Пожарные – МЧС»
Проект профориентация «Пожарные – МЧС»
Программа профессионального развития педагогов
Программа профессионального развития педагогов