Дидактические игры в работе учителя-логопеда

О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский, А.С Макаренко. Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлении детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры эффективно используются -помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополнить и активизировать словарь, развить связную речь, учат правильно выражать свои мысли. Дидактические игры помогают развитию как родовых, так и видовых понятий.

 Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры, их можно разделить на игры с

- с предметами,

- настольно-печатные,

- словесные,

- игры с движениями,

- сюжетные,

- ролевые игры,

- игры-драматизации.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается, а качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- постановке и автоматизации звуков входе игры;

- овладению звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

- развитию лексико- грамматических средств речи в рамках определённых тем;

- развитию сенсорных представлений;

- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

- сплочению детского коллектива.

Также игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие. По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

 Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

1. Игра "Шумные погремушки (баночки)".

Вместе с ребенком насыпьте в баночки крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри. Насыпаем парные банки, ребенок ищет одинаковые по шуму.

 2. Игра "Похлопаем-потопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок, можно прохлопать или протопать. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

3. Игра «Шифровальщик.»

Нужно определить первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово. Оборудование: предметные картинки.

4.Подбери слова

Логопед хлопает в ладоши, а дети должны подобрать слова с количеством слогов по количеству хлопков. Учить делить слова на слоги.

5. «Поезд»

Ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону (начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

6. «Рассели слова в домики»

Логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить слово в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

7. «Лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

 С каждой картинкой также можно поиграть в игры «Один – много». «Назови ласково», «Мой, моя, моё, мои».

8. «Измени слово».

А) Добавить звук (рот-крот)

Б) изменить один звук слова (сом- сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон)

В) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке (нос- сон, кот-ток);

Г) какой звук убежал? (крот-кот, лампа-лапа)

Д) найти общий звук в словах: луна - стул, кино- игла;

Е) составить новые слова из букв одного слова.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

«Кто это или что это?»

«Один - много»

«Какой? Какая? Какое?

«Скажи ласково»

«Посчитай»

«Продолжи ряд».

 1. «Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка предмет, называют материал, из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

2. «Составь предложение с данным словом.»

Дети составляют предложение, обязательно потребив заданный глагол. 

3. «Найди родственные слова.»

Дети выделяют корень и подбирают однокоренные слова, используя различные части речи.

Вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство - это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. 

Дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.



Новые публикации

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство –...

Читайте также

Перспективно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

Перспективно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

Использование игровой деятельности в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста

Использование игровой деятельности в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста Науч. рук. - канд. пед.наук,доц. Миннуллина Розалия Фаизовна. В воспитании дошкольников особую...

Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста 22 августа 2021 г. наша Республика Коми отметила свой 100 -...

Комментарии

  • Татьяна
    Очень интересная игра. Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...





В блогах

Этическая беседа

Этическая беседа с детьми «Будь вежливым». Цель: формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство вежливости, справедливости, ответственности, доброты, честности. Задачи: 1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. 2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в...

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода»

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода» Цель: Организация профилактических мероприятий по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма; воспитание законопослушных участников дорожного движения и привлечение внимания родителей и общественности к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах. Задачи: 1.Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах...

Методическая разработка. Тема: Туши пожар, пока в беду не попал.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»   Методическая разработка Тема: Туши пожар, пока в беду не попал...

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери"

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери" Актуальность: В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, бабушке, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы...