Дидактические игры в работе учителя-логопеда

О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский, А.С Макаренко. Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлении детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры эффективно используются -помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополнить и активизировать словарь, развить связную речь, учат правильно выражать свои мысли. Дидактические игры помогают развитию как родовых, так и видовых понятий.

 Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры, их можно разделить на игры с

- с предметами,

- настольно-печатные,

- словесные,

- игры с движениями,

- сюжетные,

- ролевые игры,

- игры-драматизации.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается, а качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- постановке и автоматизации звуков входе игры;

- овладению звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

- развитию лексико- грамматических средств речи в рамках определённых тем;

- развитию сенсорных представлений;

- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

- сплочению детского коллектива.

Также игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие. По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

 Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

1. Игра "Шумные погремушки (баночки)".

Вместе с ребенком насыпьте в баночки крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри. Насыпаем парные банки, ребенок ищет одинаковые по шуму.

 2. Игра "Похлопаем-потопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок, можно прохлопать или протопать. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

3. Игра «Шифровальщик.»

Нужно определить первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово. Оборудование: предметные картинки.

4.Подбери слова

Логопед хлопает в ладоши, а дети должны подобрать слова с количеством слогов по количеству хлопков. Учить делить слова на слоги.

5. «Поезд»

Ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону (начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

6. «Рассели слова в домики»

Логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить слово в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

7. «Лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

 С каждой картинкой также можно поиграть в игры «Один – много». «Назови ласково», «Мой, моя, моё, мои».

8. «Измени слово».

А) Добавить звук (рот-крот)

Б) изменить один звук слова (сом- сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон)

В) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке (нос- сон, кот-ток);

Г) какой звук убежал? (крот-кот, лампа-лапа)

Д) найти общий звук в словах: луна - стул, кино- игла;

Е) составить новые слова из букв одного слова.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

«Кто это или что это?»

«Один - много»

«Какой? Какая? Какое?

«Скажи ласково»

«Посчитай»

«Продолжи ряд».

 1. «Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка предмет, называют материал, из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

2. «Составь предложение с данным словом.»

Дети составляют предложение, обязательно потребив заданный глагол. 

3. «Найди родственные слова.»

Дети выделяют корень и подбирают однокоренные слова, используя различные части речи.

Вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство - это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. 

Дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста…

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению...

Новогодний утренник «Гости с разных стран»

Новогодний утренник «Гости с разных стран» Танец Зимний Вальс. Ведущий: С вьюгой, ветром и морозом Зимний праздник к нам идет. И конечно, Дед Мороз нам, Всем...

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна детям, начиная с младшего возраста. Данная игра направлена на формирование целостной...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...