Дидактические игры в работе учителя-логопеда

О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский, А.С Макаренко. Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлении детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры эффективно используются -помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополнить и активизировать словарь, развить связную речь, учат правильно выражать свои мысли. Дидактические игры помогают развитию как родовых, так и видовых понятий.

 Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры, их можно разделить на игры с

- с предметами,

- настольно-печатные,

- словесные,

- игры с движениями,

- сюжетные,

- ролевые игры,

- игры-драматизации.

Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается, а качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- постановке и автоматизации звуков входе игры;

- овладению звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

- развитию лексико- грамматических средств речи в рамках определённых тем;

- развитию сенсорных представлений;

- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

- сплочению детского коллектива.

Также игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие. По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

 Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

1. Игра "Шумные погремушки (баночки)".

Вместе с ребенком насыпьте в баночки крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри. Насыпаем парные банки, ребенок ищет одинаковые по шуму.

 2. Игра "Похлопаем-потопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок, можно прохлопать или протопать. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

3. Игра «Шифровальщик.»

Нужно определить первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово. Оборудование: предметные картинки.

4.Подбери слова

Логопед хлопает в ладоши, а дети должны подобрать слова с количеством слогов по количеству хлопков. Учить делить слова на слоги.

5. «Поезд»

Ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону (начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

6. «Рассели слова в домики»

Логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить слово в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

7. «Лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

 С каждой картинкой также можно поиграть в игры «Один – много». «Назови ласково», «Мой, моя, моё, мои».

8. «Измени слово».

А) Добавить звук (рот-крот)

Б) изменить один звук слова (сом- сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон)

В) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке (нос- сон, кот-ток);

Г) какой звук убежал? (крот-кот, лампа-лапа)

Д) найти общий звук в словах: луна - стул, кино- игла;

Е) составить новые слова из букв одного слова.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

«Кто это или что это?»

«Один - много»

«Какой? Какая? Какое?

«Скажи ласково»

«Посчитай»

«Продолжи ряд».

 1. «Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка предмет, называют материал, из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

2. «Составь предложение с данным словом.»

Дети составляют предложение, обязательно потребив заданный глагол. 

3. «Найди родственные слова.»

Дети выделяют корень и подбирают однокоренные слова, используя различные части речи.

Вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство - это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. 

Дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Читайте также

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»