Дидактические игры в работе учителя-логопеда
О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский, А.С Макаренко. Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлении детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры эффективно используются -помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополнить и активизировать словарь, развить связную речь, учат правильно выражать свои мысли. Дидактические игры помогают развитию как родовых, так и видовых понятий.
Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры, их можно разделить на игры с
- с предметами,
- настольно-печатные,
- словесные,
- игры с движениями,
- сюжетные,
- ролевые игры,
- игры-драматизации.
Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается, а качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- постановке и автоматизации звуков входе игры;
- овладению звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;
- развитию лексико- грамматических средств речи в рамках определённых тем;
- развитию сенсорных представлений;
- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);
- сплочению детского коллектива.
Также игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие. По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.
Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
1. Игра "Шумные погремушки (баночки)".
Вместе с ребенком насыпьте в баночки крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри. Насыпаем парные банки, ребенок ищет одинаковые по шуму.
2. Игра "Похлопаем-потопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок, можно прохлопать или протопать. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
3. Игра «Шифровальщик.»
Нужно определить первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово. Оборудование: предметные картинки.
4.Подбери слова
Логопед хлопает в ладоши, а дети должны подобрать слова с количеством слогов по количеству хлопков. Учить делить слова на слоги.
5. «Поезд»
Ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону (начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.
6. «Рассели слова в домики»
Логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить слово в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.
7. «Лишний».
Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.
С каждой картинкой также можно поиграть в игры «Один – много». «Назови ласково», «Мой, моя, моё, мои».
8. «Измени слово».
А) Добавить звук (рот-крот)
Б) изменить один звук слова (сом- сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон)
В) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке (нос- сон, кот-ток);
Г) какой звук убежал? (крот-кот, лампа-лапа)
Д) найти общий звук в словах: луна - стул, кино- игла;
Е) составить новые слова из букв одного слова.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
«Кто это или что это?»
«Один - много»
«Какой? Какая? Какое?
«Скажи ласково»
«Посчитай»
«Продолжи ряд».
1. «Чудесный мешочек» Дети достают из мешочка предмет, называют материал, из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.
2. «Составь предложение с данным словом.»
Дети составляют предложение, обязательно потребив заданный глагол.
3. «Найди родственные слова.»
Дети выделяют корень и подбирают однокоренные слова, используя различные части речи.
Вопрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство - это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков.
Дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Читайте также |
---|
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста…
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению...
Новогодний утренник «Гости с разных стран»
Новогодний утренник «Гости с разных стран» Танец Зимний Вальс. Ведущий: С вьюгой, ветром и морозом Зимний праздник к нам идет. И конечно, Дед Мороз нам, Всем...
Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…
Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...