Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  2. Активизация и расширение словаря с помощью глаголов и прилагательных.
  3. Развитие связной речи (пересказ сказки «Горка». Установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  4. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных:
  • образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
  • образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец»«-иц»«-ок»«-очк-».

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  2. Развитие речевого слуха.
  3. Развитие диалогической речи.
  4. Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
  6. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности и самостоятельности.
  2. Воспитание уважения к товарищам и внимание к собственной речи и к речи собеседника.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, презентация, Мозайка игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами («На горке»), раздаточный материал для тренировки руки к письму, цветные карандаши, ватные шарики.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

Логопед. Ребята, наше занятие мы начнем с загадки. Слушайте внимательно.

Замела я все вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела,

И надолго к вам пришла. (Зима.)

Говорить мы сегодня будем о зиме и о зимних забавах.

Логопед. - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)

- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)

- Ребята, какие признаки зимы Вы знаете. (Снег, холод, метель, ветер, мороз, вьюга, стужа, лед).

Логопед. Молодцы!

2. Тренировка руки к письму.

У Вас на столах лежат листочки и карандаши. Давайте проведем дорожки от снежинок к снеговикам. Тем самым потренируем наши руки и произношение некоторых звуков.

1

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- Если метет метель, то погода какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что сделала зима?»

Логопед: Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, что же сделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед:

Бегут полозки,

Задрав носки. (Лыжи.)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы. (Санки.)

6. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Ребята наши язычки устали, давайте немного ими поиграем.

- Наш язычок тоже может поиграть в зимнюю игру «Горка».

Правила выполнения упражнения:

Поставьте язычок за бугорки возле нижних передних зубов, выгнете сильно-сильно язычок, как большую крутую горку. Расслабьте язычок. Повторить 2-3 раза.

- А теперь вспомним и другие упражнения для артикуляционной гимнастики с язычком.

- В какую зимнюю игру, похожую на упражнение «футбол», мы можем поиграть зимой? (Хоккей.)

Правила выполнения упражнения:

  • кладём на стол скатанный из ваты шарик и делаем ворота, например, из карандашей;
  • приоткрываем рот и кладём широкий язык на нижнюю губу;
  • теперь забиваем гол: дуем на шарик, стараясь закатить его в ворота.

При выполнении упражнения обращайте внимание, чтобы щеки не надувались. Струя воздуха не должна быть прерывистой: старайтесь забивать гол на одном дыхании.

7. Пересказ сказки «Горка».

Логопед читает сказку «Горка» (Т.А.Куликовская «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей» выпуск 1. 5-7 лет). (Приложение 1).

Дети отвечают на вопросы по содержанию произведения.

  1. Что Миша сделал из снега?
  2. Чем Миша залил Горку?
  3. Зачем Оля сделала ступеньки?
  4. На чем и как дети катались с Горки?
  5. Кто вынес тяжелый снегокат?
  6. О чем дети попросили Никиту?
  7. Послушался ли их Никита?
  8. Почему испугалась горка?
  9. Зачем Горка сбросила Никиту?
  10. Что сказал Никита?
  11. Почему Горка для детей была самая лучшая?

Пересказывают сказку.

8. Релаксация.

Ребята, а сейчас мы пофантазируете с закрытыми глазами.

Закройте глаза. Представьте себе теплый зимний день. Снег слегка растаял и хорошо лепиться. У вас на руках теплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить все, что захочется. Вы лепите горку. Такую, какую хотите. Она может быть высокой, а может быть и низкой. Вам хочется съехать с горки. Вы садитесь на ледянку и катитесь вниз. Вам весело и радостно. Вы приглашаете своих друзей покататься с горки. Пусть веселятся с тобой вместе. Открываем глаза.

Расскажите, что Вам удалось представить с закрытыми глазами? (Ответы детей.)

9. Работа с мозайкой игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. И скажите мне, что изображено?

2

Сейчас я вам предлагаю повторить изображение у себя на столах. Для этого я вам даю набор деталей из мозайки. Молодцы.

Кто может рассказать историю по вашей картинке?

10. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?(Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

11. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

12. Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

 

Приложение

«Горка»

Т.А.Куликовская

«Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей»

Выпуск 1. 5-7 лет

Рано утром Миша вышел во двор. Кругом лежал белый снег.

Стал Миша снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Получилась высокая Горка. Залил Миша Горку водой и ушел.

Тут Оля из школы вернулась. Увидела Горку: «Хорошая горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Оля лопатку и сделала ровные ступеньки. А потом пошла домой. Уроки надо еще выучить. Быстро застыла Горка. Тут и Миша с Олей появились. Взяли ледянки и стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!

Через некоторое время пришел Никита. Он нес тяжелый снегокат. Горка испугалась: «Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе». Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: «Ишь ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовит!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».

А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами ее сделали!

 



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного…

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Звуки [з], [з’] {pdf=download/files/presentation/file651.pdf|90%|700|native}

Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной…

Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс...

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста…

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...