Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах.
  2. Активизация и расширение словаря с помощью глаголов и прилагательных.
  3. Развитие связной речи (пересказ сказки «Горка». Установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  4. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных:
  • образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
  • образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец»«-иц»«-ок»«-очк-».

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  2. Развитие речевого слуха.
  3. Развитие диалогической речи.
  4. Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
  5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
  6. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности и самостоятельности.
  2. Воспитание уважения к товарищам и внимание к собственной речи и к речи собеседника.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, презентация, Мозайка игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами («На горке»), раздаточный материал для тренировки руки к письму, цветные карандаши, ватные шарики.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

Логопед. Ребята, наше занятие мы начнем с загадки. Слушайте внимательно.

Замела я все вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела,

И надолго к вам пришла. (Зима.)

Говорить мы сегодня будем о зиме и о зимних забавах.

Логопед. - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)

- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)

- Ребята, какие признаки зимы Вы знаете. (Снег, холод, метель, ветер, мороз, вьюга, стужа, лед).

Логопед. Молодцы!

2. Тренировка руки к письму.

У Вас на столах лежат листочки и карандаши. Давайте проведем дорожки от снежинок к снеговикам. Тем самым потренируем наши руки и произношение некоторых звуков.

1

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

- Если метет метель, то погода какая? (метельная)

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что сделала зима?»

Логопед: Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, что же сделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед:

Бегут полозки,

Задрав носки. (Лыжи.)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик.)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы. (Санки.)

6. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Ребята наши язычки устали, давайте немного ими поиграем.

- Наш язычок тоже может поиграть в зимнюю игру «Горка».

Правила выполнения упражнения:

Поставьте язычок за бугорки возле нижних передних зубов, выгнете сильно-сильно язычок, как большую крутую горку. Расслабьте язычок. Повторить 2-3 раза.

- А теперь вспомним и другие упражнения для артикуляционной гимнастики с язычком.

- В какую зимнюю игру, похожую на упражнение «футбол», мы можем поиграть зимой? (Хоккей.)

Правила выполнения упражнения:

  • кладём на стол скатанный из ваты шарик и делаем ворота, например, из карандашей;
  • приоткрываем рот и кладём широкий язык на нижнюю губу;
  • теперь забиваем гол: дуем на шарик, стараясь закатить его в ворота.

При выполнении упражнения обращайте внимание, чтобы щеки не надувались. Струя воздуха не должна быть прерывистой: старайтесь забивать гол на одном дыхании.

7. Пересказ сказки «Горка».

Логопед читает сказку «Горка» (Т.А.Куликовская «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей» выпуск 1. 5-7 лет). (Приложение 1).

Дети отвечают на вопросы по содержанию произведения.

  1. Что Миша сделал из снега?
  2. Чем Миша залил Горку?
  3. Зачем Оля сделала ступеньки?
  4. На чем и как дети катались с Горки?
  5. Кто вынес тяжелый снегокат?
  6. О чем дети попросили Никиту?
  7. Послушался ли их Никита?
  8. Почему испугалась горка?
  9. Зачем Горка сбросила Никиту?
  10. Что сказал Никита?
  11. Почему Горка для детей была самая лучшая?

Пересказывают сказку.

8. Релаксация.

Ребята, а сейчас мы пофантазируете с закрытыми глазами.

Закройте глаза. Представьте себе теплый зимний день. Снег слегка растаял и хорошо лепиться. У вас на руках теплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить все, что захочется. Вы лепите горку. Такую, какую хотите. Она может быть высокой, а может быть и низкой. Вам хочется съехать с горки. Вы садитесь на ледянку и катитесь вниз. Вам весело и радостно. Вы приглашаете своих друзей покататься с горки. Пусть веселятся с тобой вместе. Открываем глаза.

Расскажите, что Вам удалось представить с закрытыми глазами? (Ответы детей.)

9. Работа с мозайкой игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. И скажите мне, что изображено?

2

Сейчас я вам предлагаю повторить изображение у себя на столах. Для этого я вам даю набор деталей из мозайки. Молодцы.

Кто может рассказать историю по вашей картинке?

10. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?(Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

11. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

12. Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

 

Приложение

«Горка»

Т.А.Куликовская

«Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей»

Выпуск 1. 5-7 лет

Рано утром Миша вышел во двор. Кругом лежал белый снег.

Стал Миша снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Получилась высокая Горка. Залил Миша Горку водой и ушел.

Тут Оля из школы вернулась. Увидела Горку: «Хорошая горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Оля лопатку и сделала ровные ступеньки. А потом пошла домой. Уроки надо еще выучить. Быстро застыла Горка. Тут и Миша с Олей появились. Взяли ледянки и стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!

Через некоторое время пришел Никита. Он нес тяжелый снегокат. Горка испугалась: «Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе». Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: «Ишь ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовит!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».

А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами ее сделали!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Приобщение детей к экологической культуре

Приобщение детей к экологической культуре Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности...