Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности»

Нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла, пропуски смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушение логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении заданий свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи играет первостепенную роль в общем комплексе коррекционных мероприятий. Особую значимость здесь приобретает организация театральной деятельности, способствующей, раскрепощению детей с нарушениями речи в живом общении.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах героев произведений (рассказов, сказок, инсценировок). Сюжетом театрализованной игры могут служить приключенческие истории, события из жизни. Такие игры имеют готовый сюжет, а это значит, что деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения, что позволяет ребенку избежать трудностей словесного творчества.

Участие детей в инсценировках обогащает словарный запас, развивает мышление, внимание, память, помогает их социализации, дает толчок эмоционального развития (дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, устанавливают причины того или иного поступка, осваивают способы построений моделей диалогов и монологов).

Важно то, что участие в инсценировках - это средство самовыражения и самореализации ребенка. Коллективных характер игры создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов положительно заряженного взаимодействия.

Действия, описанные в литературном произведении, надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. В создании игрового образа особенно велика роль слова. помогающего выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают ребенка думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Вследствие этого у детей улучшается диалогическая речь, грамматический строй речи, активизируется словарный запас.

Театрализованная деятельность способствует и развитию творчества детей, требуя от них внимания, сообразительности, быстроты реакций, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаться в него, живя его жизнью. В большинстве случаев дети хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, которое послужит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать его в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, поскольку сам ребенок испытывает при этом удовлетворенность и радость. Тематика театрализованных игр практически не ограничена (игры могут сопровождать каждую лексическую тему), она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Большая роль в организации театрализованных представлений принадлежит педагогу. Мастерски направляя совместную деятельность детей в нужное русло, не оставляя без внимания ни одного вопроса, педагог создает благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Здесь очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Благодаря театрализованной деятельности расширяется и активизируется словарь дошкольников, совершенствуется речевая культура, развиваются творческие способности, исчезает боязнь публичных выступлений.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Насекомые».

Цель: закрепить знания детей о насекомых.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме «Насекомые»;

- закрепить умение проводить звуковой анализ слов;

- учить употреблять существительные в нужном падеже;

- учить обосновывать и доказывать своё мнение, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах;

- учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные потребности.

Коррекционно-развивающие:

- выработать полноценные движения и переключаемость артикуляционных органов (упражнения для шипящих звуков);

- развитие мелкой моторики (координация речи с движением);

- развитие фонематических представлений;

- развитие зрительного/слухового внимания;

- развитие мышления;

- развитие лексики и грамматического строя;

- развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- создать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, магнитофон, проектор, компьютер, листы А5 с заданиями, тематические карточки, реквизит для сказки о трёх бабочках (венки с символами бабочек, цветов, солнца, тучки).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На доске прикреплены предметные картинки. Предварительная беседа о погоде и природных явлениях.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Кто у нас сегодня дежурный?

Дети называют дежурного, его фотография прикреплена на доске дежурных. Дежурный рассказывает рапорт: время года, день недели, число и месяц.

Логопед: Хорошо. Пододвиньте, пожалуйста к себе зеркала, выполним разминку для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

Общая артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

«Хомяк», «Кружок», «Толстячки-Худышки», «Шарики», «Самовар», «Накажем непослушный язычок», «Покусаем язык», «кусаем боковые края языка», «Чистим зубы снаружи», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Обезьянка - бульдог».

«Хомяк»

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

«Кружок»

Мой язык совсем не глуп-

Ходит кругом возле губ.

Чередование «Толстячки - Худышки»

Вот толстяк – надуты щёки,

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щёки впали:

Видно есть ему не дали.

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

«Самовар» («Паровозик»)

Щёки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

«Накажем непослушный язык»

А теперь уж не зубами –

Я пошлёпаю губами:

У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па.

«Покусаем язык»

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю всё проворней.

«Кусаем боковые края языка»

Горкой выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

«Загоним мяч в ворота»

Щёк своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

«Лопаточка»

Поперёк улыбки лёг –

Отдыхает язычок.

«Обезьянка» - «Бульдог»

Обезьянка и бульдог

Всех покажет язычок.

3. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Молодцы! Отодвиньте зеркала на край стола. А сейчас разомнём наши пальчики. Пододвиньте к себе листы, на которых изображены соты.

Берём лист с заданием на котором изображены крупные соты, и пальцы ребенка (указательный и средний) «ходят»—«летают» по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкой: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

4. Основная часть.

Логопед: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете их и попробуете определить тему сегодняшнего занятия.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.

Логопед:

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Логопед:

В городочке у пня —

Суета, беготня,

То народец рабочий

Снует и хлопочет.

Дети: Муравейник.

Логопед: Итак, какая тема сегодняшнего занятия?

Дети: Насекомые!

Логопед: Правильно. Сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм про насекомых.

На доске при помощи компьютера и проектора детям демонстрируется учебный фильм о насекомых, в котором даются изображения различных насекомых и проговариваются их названия (бабочка, пчела, комар, кузнечик, богомол, божья коровка, муравей, кузнечик, гусеница, улитка и др.).

Далее логопед поворачивает к детям доску другой стороной на которой прикреплены картинки с теми насекомыми, о которых был фильм.

Логопед: Сейчас проверим, каких насекомых вы запомнили. Но я усложню вам задание, вы не просто должны будете мне назвать насекомых, а позвать их ласково.

Например: комар – комарик.

гусеница — ...

пчела — ...

жук — ...

богомол — ...

муравей — ...

улитка — ...

блоха - …

муха - …

стрекоза - …

Дети: Гусеничка, пчёлка, жучок, богомольчик, муравьишка, улиточка, блошка, мушка, стрекозка.

5. Развитие психических процессов.

Логопед: И с этим заданием вы справились. Теперь пододвиньте к себе листы с заданием № 2. И мы поиграем с вами в игру «Какие насекомые спрятались на картинке?». Посмотрите внимательно на свои листы и скажите мне, каких насекомых вы нашли?

Дети называют насекомых: гусеница, стрекоза, муравей, кузнечик, комар, пчела, божья коровка, бабочка, жук.

Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?»

1

6. Развитие лексики и грамматического строя.

Словарь по теме.

Существительные:

Жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.

Глаголы:

Летать, виться, порхать, парить, нестись, откладывать, вить, зимовать, выводить.

Прилагательные:

Быстрый, трудолюбивый, проворный, дружный, заботливый.

Логопед: Молодцы! Сейчас новое задание для вас. Каждый из вас получит название какого-либо насекомого и должен будет сосчитать его до пяти.

Например: один мохнатый шмель, два мохнатых шмеля, три мохнатых шмеля, четыре мохнатых шмеля, пять мохнатых шмелей.

Одна изумрудная стрекоза...

Один майский жук...

Один толстый жук…

Один трудолюбивый муравей…

Один тонкий комарик…

Одна зелёная гусеница…

Один маленький кузнечик…

Одна божья коровка…

Один полосатый мотылёк…и т. д.

Дети поочереди считают насекомых.

7. Развитие связной речи.

Логопед: Хорошо! Послушайте, пожалуйста, я вам прочитаю предложения, а вы мне скажите правильно я их составили или нет.

Логопед читает предложения, а дети его исправляют.

Игра «Исправь предложения»

Червяк склевал скворца. – Скворец склевал червяка.

Мохнатая гусеница съела кукушку. – Кукушка съела мохнатую гусеницу.

Трава прыгает через кузнечика. – Кузнечик прыгает через траву.

8. Логоритмическая минутка.

«Пчёлки»

Домик маленький на ёлке (правая рука – «ёлка», левая делает кольцо у ладони правой).

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (правая рука накладывается на кольцо левой, смотрим в кольцо).

Надо в домик постучать: «Раз, два, три, четыре, пять!», (левая рука сжимается в кулак и стучит по ладони правой)

Я стучу, стучу по ёлке. (стучим кулаком левой руки по кулаку правой и наоборот).

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (правая и левая рука двигаются, изображая полёт пчёл).

«Раз, два, три, четыре, пять!».

9. Чтение, пересказ, инсценировка сказки «Три бабочки».

Логопед рассказывает сказку "Три бабочки", проводит беседу по содержанию; рассказывает сказку повторно. Затем дети пересказывают сказку самостоятельно с элементами драматизации, предварительно распределив роли.

«Три бабочки»

Жили-были три бабочки - белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно, если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды полил проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.

Добрались бабочки до синего колокольчика и говорят:

- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.

Колокольчик им в ответ:

- Так и быть, синюю бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.

Тут синяя бабочка ему и говорит:

- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

А дождь ещё пуще льет. Полетели бабочки к красному тюльпану и говорят:

- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Тюльпан им в ответ:

- Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а синяя и желтая пусть себе другое место ищут.

Тут красная бабочка ему и говорит:

- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

И полетели дальше.

Добрались бабочки до желтого одуванчика:

- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Одуванчик им в ответ:

- Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.

Тут желтая бабочка ей и говорит:

- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!

Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете верная дружба! И решило бабочкам помочь.

Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к колокольчику, тюльпану и одуванчику больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба - в любой беде опора.

По К. Ушинскому.

10. Подведение итогов занятия.

Логопед: О чем мы говорили на сегодняшнем занятии?

Дети: О насекомых.

Логопед: Какой главный вывод можно сделать из прослушанной вами сказки.

Дети: Что крепкая дружба все победит.

 

Список использованной литературы:

  1. Глухов В.П., Формирование пространственного воображения итречи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М: «Просещение», 1987 г. – 210 с.
  2. Доронова Т.Н., Играем в театр. – М.: «ОЛМА - Медиагрупп», 2005 г. – 185 с.
  3. Жукова Н.С., Логопедия. Преодоление ОНР у детей. М.: 1998.
  4. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И. Селиверстов. – М.: «Просвещение», 1987 г. – 98 с.
  5. Крупенчук О.И., «Научите меня говорить правильно!/ Комплексная методика подготовки ребёнка к школе». – СПб.: Издательский дом «ЛИТЕРА», 2010. - 208 с.
  6. Крупенчук О.И., «Тренируем пальчики - развиваем речь! Старшая группа детского сада». – СПб.: Издательский дом «ЛИТЕРА», 2011. - 64 с.
  7. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П., Развиваем связную речь. Метод. рекомендации. – М.: «Просвещение», 2012 г. – 176 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Читайте также

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки…

Организация взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной подготовки детей Для осуществления взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе предшкольной...

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее…

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее солнце» Воспитатель: Цель: Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.Задачи:Познавательные –...

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...