Сценарий группового родительского собрания по речевому развитию в форме «Семинара – практикума»

Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: воспитатель, учитель-логопед, родители.

Организационный момент

Игровое упражнение «Здравствуйте»

Сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе.

Родителям раздаются карточки, на которых изображены пиктограммы с изображением эмоций, не показывая их другим участникам, родители произносят слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, изображенной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций.

  • Радость.
  • Удивление.
  • Грусть.
  • Веселье.
  • Спокойствие.
  • Злость.
  • Смущение.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Качество речи вашего ребенка зависит от того, как вы будете разговаривать с ним, насколько - интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь. Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет вам (родителям) организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Во сколько лет лучше обращаться к логопеду

Если ребенок не произносит к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).

Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба – в любом возрасте.

Если у Вас нарушение звукопроизношения;

Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи! Заниматься с логопедом лучше систематически. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-то причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть.

Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.

Компоненты развития речи:

  1. Упражнения на развитие воздушной струи.
  2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Словарный запас.
  4. Развитие фонематического слуха.

Игры на мелкую моторику

Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является основным направлением логопедической коррекции, без которого невозможно достигнуть желаемого результата. Чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Формирование речевого дыхания Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная взаимосвязь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук. Тренировку можно начинать с самого раннего детства.

Такие игры полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук. Способствуют развитию воображения, памяти, внимания и интеллектуального развития ребенка.

Выполняя пальчиками различные движения, ребенок достигает хорошего развития мелкой пальцевой моторики, которая оказывает благотворное влияние на развитие речи и подготавливает руку к письму.

1. Игра «Разогревалочка»

«Если замерзают ручки, начинаем их тереть.

Быстро мы сумеем ручки, как на печке разогреть.

Сначала ладошки совсем как ледышки

Потом как лягушки, потом как подушки

Я горю как от огня, вот потрогайте меня» .

(М.Ю Картушина «Конспекты логоритмических занятий» стр72.)

2. Упражнение с шишками (массажными мячиками)

«Ежик спрячь свои иголки»

«Ежик, спрячь свои иголки.

Мы же дети, а не волки.

Мы хотим тебя погладить

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул

Завернулся и уснул». (О.И. Крупенчук «Лого-рифмы» стр.14.)

«У сосны, у пихты»

«У сосны, у пихты, у елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник» (О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».)

3. Упражнение с пришепками.

«Пришеплю прищепку ловко,

Я на мамину веревку». (О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».)

4. Упражнение с фасолью (крупным горохом)

«Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала». (О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».)

5. Пальчиковая игра «Дождик вышел на прогулку»

«Дождик вышел на прогулку.

Он спешит по переулку,

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал.

Дождик кончился, устал». (Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр и упражнений, пальчиковых гимнастик» стр.43.)

Развитие речи дошкольника предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Игры на развитие воздушной струи

  1. Дуем на карандаш.
  2. Загоним мяч в ворота (трубочки, ватка, 2 кубика). (На катушку ниток, на кораблик в ванночке, на вертушку.)
  1. Игра с родителями в кругу «Дуем на перышко» (передаем с ладошки на ладошку) говорим друг другу пожелания.

Что же такое фонематический слух?

Не будем вдаваться в теорию, искать наиболее правильную формулировку. Это нам совсем не нужно. Главное, понять суть. Привожу формулировку этого понятия из одного из словарей.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:

- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р.)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук.)

- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р.)

- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап.)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух.

Даже если Ваш ребенок говорит чисто и правильно, это не является свидетельством развитого фонематического слуха. Часто дети просто не могут разделить звуки в слоге и на вопрос. Какой первый звук в слове ЛУНА? говорят – ЛУ. Здесь согласный и гласный настолько крепко слились, что разделить их ребенку очень трудно. Но надо.

Игры на развитие фонематического слуха.

  1. Поднять фишку если услышишь звук «О» (мир, кот, мох, муж, мак, мой, май).
  2. Показ картинки или муляжа «банан» (баван, вабан, банан, наваб, баван, банан) хлопнуть на правильное звучание.
  3. Игра «Паравоз». (Логопед произносит громко «Ту-ту», родители показывают на картинке, «Ту-ту» средней громкости и «Ту-ту» тихо».) (Е.М. Косинова «Уроки логопеда» стр. 71.)

Игры на пополнение и активизацию словарного запаса

Родителям раздаются карточки с заданием.

  1. Берут карточку на ней слово, надо подобрать прилагательное (лиса какая? рыжая, пушистая, хитрая, умная, голодная, любопытная).
  2. Собака что делает? (сторожит, лает, охотится, бегает, играет, рычит, крадется, подстерегает).
  3. Однокоренные слова к слову ЗИМА – зимушка, зимний, зимующий, зимовье, зимовать).
  4. Перечислить признаки весны (ярко светит солнце, появляются проталины, набухают почки, прилетают птицы, на дорогах лужи, идет дождь, звенит капель…).
  5. Посчитай (1 белый гриб, 2 белых гриба..3,…..4,……5…….).

Рефлексия (мольберт, смайлики)

Уважаемые родители семинар – практикум подошел к концу, подведем итоги нашей встречи. (Родители на мольберте прикрепляют либо веселый смайлик. Либо грустный.)



Новые публикации

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Читайте также

Конспект НОД «Знакомство с русской избой»

Конспект НОД «Знакомство с русской избой» Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей...

Птицы

Птицы Стоит зима. Метёт пурга. Под снегом скрыты все корма, Все зёрнышки съедобные. Очень много птиц зимой у нас на участке детского сада, как будто...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» по образовательной области «Познавательное…

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) во второй младшей группе Тема недели: «Зимующие птицы». Тема НОД: «Число 3...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей Совместная деятельность взрослого и...

Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад 133 комбинированного вида" города Нововсибирска Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма" "Страна светофория" Участники   проекта : дети старшего возраста, воспитатели. Актуальность темы : Проект  посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей среднего возраста навыков...

«Состав числа»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №311» г. о. Самара: Янцен Нина Валерьевна «Состав числа» После 5 лет можно знакомить дошкольников с составом чисел. Это нужно для заблаговременной подготовки к будущим урокам математики. Малыш уже способен понять, что каждое число, кроме единицы...

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не...