НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме «Зимние развлечения»

(С использованием словесного материала по малым фольклорным формам)

Цели занятия.

Коррекционные:

- Воспитывать у детей координацию, переключаемость и плавность движений.

- Развивать и активизировать внимание.

- Воспитывать зрительно-пространственные ориентировки, развивать просодические компоненты речи, певческий диапазон голоса, координацию речи, движения и голоса.

- Развивать общую и мелкую моторику рук.

- Развивать артикуляционный аппарат.

Образовательные:

- Закреплять с детьми умение различать разный характер музыки и передавать его в движении и песне.

- Развивать чувство ритма и музыкальный слух.

Воспитательные:

- Расширять и закреплять с детьми знания народных пословиц, поговорок, потешек, загадок о зиме.

- Воспитывать творческую активность, доброжелательность друг к другу, самостоятельность.

- Укреплять чувство единства, умение действовать согласованно.

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

- Развивать творческое воображение.

I. Организационная часть.

Дети под музыку входят в зал и выстраиваются полукругом.

Логопед:

Много снега на дворе,

Все деревья в серебре.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?

(Дети отвечают.)

Краткая беседа о зиме. Припоминание пословиц, поговорок, потешек, загадок, закличек о зиме.

Логопед:

Да, ребята, это зима

Давайте хором поздороваемся с Зимушкой-Зимой.

Дети хором: здравствуй, Зимушка-Зима!

Логопед:  русский народ любит зиму и  о ней сложено много пословиц и поговорок, потешек, закличек. Кто знает о зиме потешки и поговорки?

Дети отвечают:  

Много снега – много хлеба.

Снег глубок – так и хлеб хорош,

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Готовь сани летом – а телегу зимой.

По снежку на санках дети

Мчатся с горки, словно ветер.

Кто боится в снег свалиться – пусть на санки не садится.

Зимой тулуп – всякому люб.

II. Основная часть

Логопед:

Да ребята, вы знаете очень много загадок, пословиц, потешек. Вы – молодцы. А теперь, давайте все вместе прокричим потешку о зиме.

1. Упражнение на развитие чувства ритма.

Дети произносят громко хором:  

Уж ты Зимушка-Зима, закружила, замела

Все дорожки все пути, ни проехать, ни пройти!

Логопед: да ребята, зима так замела дорожки и пути, что пройти очень сложно, но мы все-таки попробуем.

2.  Упражнение на развитие координации движений и ориентации в пространстве.

а) На пути сугроб высокий,

   Поднимаем выше ноги  

(Под музыкальный марш дети шагают высоко поднимая ноги.)

б) Вот и кончилась тропинка,  

   Снег глубокий – берегись                

   Мы наденем с вами лыжи,

   Здесь без лыж не обойтись.              

(Дети под музыку имитируют скольжение на лыжах.)

в) Горки ледяные встали на пути:

   Здесь уже на лыжах трудно нам пройти.

   Ну-ка сядем в санки, крепко все держись.

   Санки быстроходные – с горочки катись!

(Дети под  музыку имитируют катание на санках.)

Логопед:

Ребята, мы с вам попали на заснеженную поляну.

Посмотрите, как красиво.

(Звучит фонограмма зимней вьюги.)

Что это было, может это легкий ветерок?

Дети:

это вьюга, метель, пурга.

3.  Упражнение на развитие продолжительности выдоха.

Логопед:

Давайте подуем так, чтобы ветер был холодный.

(Дуют на ладонь 1 раз.)

Логопед:

А теперь подуем так, чтобы звук был похож на завывание метели.

(Дети дуют на ладонь со звуком «У».)

А сейчас мы послушаем, как завывает вьюга.

(Дети рисуют рукой в воздухе волны и произносят звук «У» высоко и низко.)

Логопед: вьюга, ребята, намела большие сугробы из снежинок.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Логопед с детьми:

Падают первые с неба снежинки

(Поднятые вверх руки медленно опускаются вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами.)

Легкие-легкие словно пушинки.

(соединяют последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Медленно, плавно на землю ложатся

(Соединенные вместе пальцы обеих рук поворачивают то вверх то вниз.)

Белым ковром под ногами искрятся

(Ладони вытянуты вперед, пальцы развести широко в стороны и слега покачивать ими.)

Дети подбегают к логопеду. Логопед из «Чудесного мешочка» вынимает блестки и подбрасывает их. А дети дуют на них поднимая вверх.

Логопед:

А мороз на дворе все злее и злее, как бы нам носы не отморозить.

5.  Самомассаж «Мороз».

Вот на улице мороз

(указательным пальцем массируем точку между бровями).

Эй, потри быстрее нос

(в другую сторону)

Подбородок отогрей

(массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей

(в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее

(круговые движения на висках)

Веселее-веселее

(в другую сторону)

Ну-ка взялись все за ушки

(большие пальцы рук за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши

(выполняем круговые вращения)

Покрутили, повертели, вот и уши отогрели  

(крутим в одну и в другую сторону).

Каждый палец согреваем, сильно-сильно растираем.

(Как будто снимаем кольцо с каждого пальца на одной и другой руке.)

Логопед:  

Ну что, разогрели свои носы?

Теперь можно и на ледяную горку.

(Дети садятся на скамеечку.)

6.  Артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением

а) «Горка-саночки» (язык за верхние зубки – «горка», за нижние – «саночки»).

Одновременно выполняются движения руками. «Горка» – кулачок приподнять на уровне рта, «саночки» – выпрямить ладошку сжатыми пальцами вперед.

б) «Сосулька-сугроб» (язык остренький – «Сосулька», язык широкий - «Сугроб»). Одновременно выполняем движения руками. Кулачок перед собой. «Сосулька» – указательный палец выставляем вперед. «Сугроб» – из ладошки делаем горку.

Логопед:

Как весело мы покатались на горках.

Ах, какая замечательная зима.

Давайте мы ее похвалим.

7. Упражнение на развитие речевого дыхания и интонационной выразительности.

Логопед:

Давайте произнесем на одном дыхании: «Ах ты, Зимушка-Зима, все дороги замела».

(Дети произносят на одном дыхании потешку «АХ ты зимушка-зима…»).

Логопед: а кто хочет сказать строго?

(Ребенок произносит строго потешку.)

Логопед: а кто хочет сказать радостно?

(Дети произносят радостно.)

Логопед:  А кто хочет сказать гневно?

(Дети произносят гневно.)

Логопед: А теперь скажите удивленно.

(Дети говорят удивленно.)

Ну, молодцы, ребята. Ох и холодно зимой. Даже ноги замерзли. Давайте их отогреем. Будем громко топать и говорить: такой мороз, такой мороз, берет за нос, дерет до слез.

8. Психоречевая гимнастика.

Дети шагают на месте, произнося в такт скороговорку:

такой мороз, такой мороз, берет за нос, дерет до слез.

Логопед:

Молодцы ребята. Вы очень хорошо отшагали скороговорку. Хоть и очень холодно, не плакать с вами мы не будем, а будем веселиться.

9. Упражнение на развитие чувства ритма.

Попевка:

Пришла зима, смех и радость принесла,

Смех и радость принесла, наша зимушка-зима.

(Дети сначала отхлопывают ритм попевки, а затем под музыку пропевают.)

10. Песня «Метелица».

Поют дети.

Логопед:

Загадка.

Что за нелепый человек пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руке метла, боится солнца и тепла?

(Дети отвечают.)

11. Упражнение на развитие ловкости, быстроты, координации речи с движением.

Музыкальная игра «Снеговик-Егорка».

Лихо сдвинув набекрень старое ведерко,

Прислонился на плетень Снеговик-Егорка

(Дети взявшись за руки идут по кругу.)

У него пылает нос, весело и ярко

(Останавливаются, приставляют руки к носу, показывая длинный нос.)

На дворе стоит мороз, а Егорке жарко.

(Скрещивают руки, похлопывают ладонями по плечам.)

Приглашает он ребят покататься с горки.

(Вытягивают руки вперед и манят руками к себе. Поднимают руки вверх и опускают вниз, как будто бы катятся с горки).

Глазки весело блестят – радостно Егорке.

(Ставят руки на пояс и качают головой из стороны в сторону.)

Раз, два! Раз-два-три!

Нас, Егорка, догони!

(Хлопают в ладоши и хлопают ладошками по коленям.)

12. Упражнение на развитие слухового внимания, и мелкой моторики.

Логопед:

Ребята, а давайте слепим снеговика.

(В воздухе руками одновременно под музыку рисуют снеговика. Три кома: маленький, средний и большой.)

Логопед:

А сейчас мы с вами ребята на фланелеграфе выложим из снеговика.

(Выкладывают на индивидуальных фланелеграфах снеговика используя шерстяные нитки, вырезанную из бумаги метлу, нос, глаза, ведро и так далее.

Работа идет в сопровождении спокойной музыки.)

Логопед:  

Молодцы, ребята. Сделали очень красивых снеговиков. Давайте покажем их нашим гостям.

Логопед:

Снеговик-снеговичок, попляши-ка Гопачок.

13. Упражнение на развитие чувства ритма.

(Дети берут ложки, бубенцы, колокольчики, металлофон, и под музыку играют Гопак.)

III. Заключительная часть.

Логопед:

Ну что ж, ребята.

Поиграли мы сегодня дружно. А теперь обсушиться нужно.

Пора домой. Но мы с вами с зимой не прощаемся.

Она еще много интересного нам припасла.

Впереди еще много интересных и радостных дней.

(Игра на развитие слухового внимания.)

Логопед:

Ребята, если вы со мной согласны, говорите: «да-да,      да-да-да!»

Если не согласны, говорите: «нет,       нет-нет!».

(С отхлопыванием ладонями.)

Логопед: Зима припасла нам грибы и орехи.

(Дети отвечают.)

Зимой медведь спит в берлоге.

Зимой на деревьях появляются почки.

Зимой  птицы вьют гнезда.

Зимой замерзают реки.

Зимой зеленеют листья.

После зимы наступает весна.

Итог занятия:

Логопед:

Молодцы, ребята. Вы были внимательны и все правильно делали. За это, Снеговичок и Зима дарят вам свои снежки.

Но эти снежки не простые, а очень вкусные.

(Раздает детям из корзинки белый зефир.)



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного…

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные...

Общение педагогов с родителями в ДОУ

Общение педагогов с родителями в ДОУ В настоящее время актуальной проблемой, является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Общение предполагает обмен...

Снятие эмоционального напряжения через театрализованную деятельность

Снятие эмоционального напряжения через театрализованную деятельность Каждый год в первую младшую группу детского сада приходят новые дети, среди которых есть дети...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...