Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Актуальность. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слова, что характерно для детей наших групп с ОНР II и III уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в восприятии и воспроизведением слов сложного звуко-слогового состава. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формировании замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
В программе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в формировании слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи. Игры с мячом способствуют развитию общей и мелкой моторики, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.
В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что дает им возможность получить и усвоить большее количество информации.
- Возрастная группа – подготовительная.
- Количество детей – 8 человек (13 группа).
- Количество занятий – 1 раз в неделю (по подгруппам).
- Время проведения – 17.00 – 17.30.
Цель: Нетрадиционными корректирующими приемами закреплять слоговую структуру слова у детей ОНР со стертой дизартрией.
Задачи:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие ритма и чувства слога в словах;
- Развитие общей и мелкой моторики (силы и точности движения);
- Расширение и активизация словаря;
- Развитие грамматического строя речи;
- Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и активизировать общение;
- В индивидуальной и подгрупповой работе подготовить к непосредственной образовательной деятельности.
Методические приемы:
- Показ приемов использования мячей разного диаметра (от большого к меньшему);
- Совместное выполнение (стоя за спиной ребенка и его руками направлять броски и ловить мяч);
- Игровые приемы.
Дидактический материал:
- Мячи разного диаметра;
- Предметные, сюжетные картинки;
- Аудиозаписи.
Формы работы:
- Совместная работа с педагогом;
- Закрепление на музыкальных и физкультурных занятиях, физ.минутках, физ.паузах;
- Закрепление навыков с родителями дома.
Принципы построения работы:
- Системность;
- Доступность;
- Интегрированность (на основе перспективно-тематического планирования);
- Воспитывающая и развивающая направленность;
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
По итогам работы кружка у детей произойдут следующие изменения:
- Самостоятельная ориентировка в пространстве;
- Развитие внимания;
- Пополнение и активизация словарного запаса;
- Формирование чувства ритма;
- Заметное развитие общей и мелкой моторики;
- Более легкая автоматизация поставленных звуков;
- Закрепят слоговую структуру слова 7 типов.
План работы кружка «Школа мяча»
Сентябрь
Неделя | Задачи |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Октябрь
Неделя | Задачи |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Ноябрь
Неделя | Задачи |
I |
а, а а, о, а……
|
II | |
III |
Пели тут и пели там». |
IV |
Декабрь
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
IV |
Январь
Неделя | Задачи |
III |
Логопед Ребенок
побе -дапома -да и т.д. |
IV |
Февраль
Неделя | Задачи |
I |
Логопед Ребенок
супода посудащепера пещера |
II | |
III | |
IV |
Март
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
IV |
Апрель
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
IV |
Май
Неделя | Задачи |
I |
|
II | |
III |
|
Использованная литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.
2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.
5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.
7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.
8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.
9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.
10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.
11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г.
Читайте также |
---|
НОД по ориентировке пространства в подготовительной к школе группе по…
НОД по ориентировке пространства в подготовительной к школе группе по программе «Развитие» «Путешествие по планете Земля» Цель занятия: Продолжить знакомство детей с достопримечательностями России. Задачи: Образовательные:...
Кинезиологические сказки — как эффективный метод коррекции и развития дошкольников…
Кинезиологические сказки — как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не...
Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»
Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...