Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Актуальность. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слова, что характерно для детей наших групп с ОНР II и III уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в восприятии и воспроизведением слов сложного звуко-слогового состава. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формировании замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

В программе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в формировании слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи. Игры с мячом способствуют развитию общей и мелкой моторики, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.

В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что дает им возможность получить и усвоить большее количество информации.

  • Возрастная группа – подготовительная.
  • Количество детей – 8 человек (13 группа).
  • Количество занятий – 1 раз в неделю (по подгруппам).
  • Время проведения – 17.00 – 17.30.

Цель: Нетрадиционными корректирующими приемами закреплять слоговую структуру слова у детей ОНР со стертой дизартрией.

Задачи:

  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие ритма и чувства слога в словах;
  • Развитие общей и мелкой моторики (силы и точности движения);
  • Расширение и активизация словаря;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и активизировать общение;
  • В индивидуальной и подгрупповой работе подготовить к непосредственной образовательной деятельности.

Методические приемы:

  • Показ приемов использования мячей разного диаметра (от большого к меньшему);
  • Совместное выполнение (стоя за спиной ребенка и его руками направлять броски и ловить мяч);
  • Игровые приемы.

Дидактический материал:

  • Мячи разного диаметра;
  • Предметные, сюжетные картинки;
  • Аудиозаписи.

Формы работы:

  • Совместная работа с педагогом;
  • Закрепление на музыкальных и физкультурных занятиях, физ.минутках, физ.паузах;
  • Закрепление навыков с родителями дома.

Принципы построения работы:

  • Системность;
  • Доступность;
  • Интегрированность (на основе перспективно-тематического планирования);
  • Воспитывающая и развивающая направленность;
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

По итогам работы кружка у детей произойдут следующие изменения:

  • Самостоятельная ориентировка в пространстве;
  • Развитие внимания;
  • Пополнение и активизация словарного запаса;
  • Формирование чувства ритма;
  • Заметное развитие общей и мелкой моторики;
  • Более легкая автоматизация поставленных звуков;
  • Закрепят слоговую структуру слова 7 типов.

План работы кружка «Школа мяча»

Сентябрь

Неделя Задачи
I
  • Закреплять понятия: вверх, вниз, право, лево.
  • Бросать мяч снизу, ловить двумя руками.
II
  • Закрепить понятия: право, лево.
  • Бросать и ловить мяч, игра «Один – два» (один дом – два дома)
III
  • Отбивать мяч двумя руками об пол, повторяя (па-па, ма-ма, да-до-ди, па-пы-пи и т.д.)
IV
  • Отбивать мяч от пола (слова III типа слоговой структуры) дом, мак и т.д.

Октябрь

Неделя Задачи
I
  • Перекидывание мяча по кругу.
  • Игра «Назови дерево, которое растет в лесах.
II
  • Закрепить понятия: право, лево.
  • Бросать и ловить мяч, игра «Один – два» (один дом – два дома)
III
  • Подбрасывание мяча. Развитие фонематического восприятия, выделение гласного из ряда других звуков.
IV
  • Подбрасываем и называем гласные а, о, у; у, а, о.

Ноябрь

Неделя Задачи
I
  • Отбивать мяч от пола столько раз, сколько гласных звуков назовешь
а
а, а
а, о, а……
  • Развитие фонематического восприятия
II
III
  • Развитие слухового внимания, закрепление артикуляции гласных звуков.
«Мы катались по горам,
Пели тут и пели там».
IV

Декабрь

Неделя Задачи
I
  • Деление слов на слоги четвертого типа (двухсложные слова с закрытым слогом – диван, мебель и т.д.)
  • Игра «Мяч передай, слово называй»
II
III
  • Разучивание и закрепление новых стихотворений
IV

Январь

Неделя Задачи
III
  • Добавление слога до слова «Слог да слог – и будет слово» второй тип слоговой структуры (трехсложные слова из открытых слогов).
Логопед Ребенок
побе -да
пома -да и т.д.
IV

Февраль

Неделя Задачи
I
  • Перебрасывание мяча друг другу (снизу – в руки)
  • «Мяч поймаем раз, и два - мы распутаем слово»
Логопед Ребенок
супода посуда
щепера пещера
II
III
IV

Март

Неделя Задачи
I
  • Развитие звукового анализа
  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
  • Слова КОТ, КИТ, ДОМ, МАК, СОН и т.д.
II
III
  • Развитие звукового анализа
  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
  • Слова МАМА, СОВЫ, КИТЫ и т.д.
IV

Апрель

Неделя Задачи
I
  • Развитие звукового анализа
  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
  • Слова КРОТ, СТОЛ, СПОР и т.д.
II
III
  • «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
  • Слова 6 типа слогов
  • Слова БАНТИК, КУСТИК и т.д.
IV

Май

Неделя Задачи
I
  • «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
  • Слова 7 типа слогов
  • Слова ПАКЕТИК, БУКЕТИК и т.д.
II
III
  • Игры с мячом, сложные слова
  • Слова ВОДОНОС, ВОДОПАД, САМОЛЕТ и т.д.

Использованная литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.

5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.

7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.

9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.

10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «История, изготовление и роспись филимоновской игрушки». «Ярмарка мастеров» Цель:...

Развитие восприятия народной музыки у детей

Развитие восприятия народной музыки у детей Через познание музыкального искусства своего народа, духовных ценностей национальной, отечественной и мировой культуры происходит формирование...

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...