Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Актуальность. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слова, что характерно для детей наших групп с ОНР II и III уровня. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в восприятии и воспроизведением слов сложного звуко-слогового состава. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формировании замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

В программе раскрывается значение использования дидактических игр с мячом в формировании слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи. Игры с мячом способствуют развитию общей и мелкой моторики, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.

В дидактических играх с мячом совершенно другая организация детей: они не сидят на стульчиках как обычно, а встают в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет снимать «учебную усталость», которая проявляется у большинства дошкольников на обычных занятиях, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученного материала. Следовательно, игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что дает им возможность получить и усвоить большее количество информации.

  • Возрастная группа – подготовительная.
  • Количество детей – 8 человек (13 группа).
  • Количество занятий – 1 раз в неделю (по подгруппам).
  • Время проведения – 17.00 – 17.30.

Цель: Нетрадиционными корректирующими приемами закреплять слоговую структуру слова у детей ОНР со стертой дизартрией.

Задачи:

  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие ритма и чувства слога в словах;
  • Развитие общей и мелкой моторики (силы и точности движения);
  • Расширение и активизация словаря;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и активизировать общение;
  • В индивидуальной и подгрупповой работе подготовить к непосредственной образовательной деятельности.

Методические приемы:

  • Показ приемов использования мячей разного диаметра (от большого к меньшему);
  • Совместное выполнение (стоя за спиной ребенка и его руками направлять броски и ловить мяч);
  • Игровые приемы.

Дидактический материал:

  • Мячи разного диаметра;
  • Предметные, сюжетные картинки;
  • Аудиозаписи.

Формы работы:

  • Совместная работа с педагогом;
  • Закрепление на музыкальных и физкультурных занятиях, физ.минутках, физ.паузах;
  • Закрепление навыков с родителями дома.

Принципы построения работы:

  • Системность;
  • Доступность;
  • Интегрированность (на основе перспективно-тематического планирования);
  • Воспитывающая и развивающая направленность;
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

По итогам работы кружка у детей произойдут следующие изменения:

  • Самостоятельная ориентировка в пространстве;
  • Развитие внимания;
  • Пополнение и активизация словарного запаса;
  • Формирование чувства ритма;
  • Заметное развитие общей и мелкой моторики;
  • Более легкая автоматизация поставленных звуков;
  • Закрепят слоговую структуру слова 7 типов.

План работы кружка «Школа мяча»

Сентябрь

Неделя Задачи
I
  • Закреплять понятия: вверх, вниз, право, лево.
  • Бросать мяч снизу, ловить двумя руками.
II
  • Закрепить понятия: право, лево.
  • Бросать и ловить мяч, игра «Один – два» (один дом – два дома)
III
  • Отбивать мяч двумя руками об пол, повторяя (па-па, ма-ма, да-до-ди, па-пы-пи и т.д.)
IV
  • Отбивать мяч от пола (слова III типа слоговой структуры) дом, мак и т.д.

Октябрь

Неделя Задачи
I
  • Перекидывание мяча по кругу.
  • Игра «Назови дерево, которое растет в лесах.
II
  • Закрепить понятия: право, лево.
  • Бросать и ловить мяч, игра «Один – два» (один дом – два дома)
III
  • Подбрасывание мяча. Развитие фонематического восприятия, выделение гласного из ряда других звуков.
IV
  • Подбрасываем и называем гласные а, о, у; у, а, о.

Ноябрь

Неделя Задачи
I
  • Отбивать мяч от пола столько раз, сколько гласных звуков назовешь
а
а, а
а, о, а……
  • Развитие фонематического восприятия
II
III
  • Развитие слухового внимания, закрепление артикуляции гласных звуков.
«Мы катались по горам,
Пели тут и пели там».
IV

Декабрь

Неделя Задачи
I
  • Деление слов на слоги четвертого типа (двухсложные слова с закрытым слогом – диван, мебель и т.д.)
  • Игра «Мяч передай, слово называй»
II
III
  • Разучивание и закрепление новых стихотворений
IV

Январь

Неделя Задачи
III
  • Добавление слога до слова «Слог да слог – и будет слово» второй тип слоговой структуры (трехсложные слова из открытых слогов).
Логопед Ребенок
побе -да
пома -да и т.д.
IV

Февраль

Неделя Задачи
I
  • Перебрасывание мяча друг другу (снизу – в руки)
  • «Мяч поймаем раз, и два - мы распутаем слово»
Логопед Ребенок
супода посуда
щепера пещера
II
III
IV

Март

Неделя Задачи
I
  • Развитие звукового анализа
  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
  • Слова КОТ, КИТ, ДОМ, МАК, СОН и т.д.
II
III
  • Развитие звукового анализа
  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
  • Слова МАМА, СОВЫ, КИТЫ и т.д.
IV

Апрель

Неделя Задачи
I
  • Развитие звукового анализа
  • «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй»
  • Слова КРОТ, СТОЛ, СПОР и т.д.
II
III
  • «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
  • Слова 6 типа слогов
  • Слова БАНТИК, КУСТИК и т.д.
IV

Май

Неделя Задачи
I
  • «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»
  • Слова 7 типа слогов
  • Слова ПАКЕТИК, БУКЕТИК и т.д.
II
III
  • Игры с мячом, сложные слова
  • Слова ВОДОНОС, ВОДОПАД, САМОЛЕТ и т.д.

Использованная литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.

5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.

7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.

9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.

10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г.



Новые публикации

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

Дидактическая игра «Откуда берется еда?»

Дидактическая игра «Откуда берется еда?» Игра предназначена для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательных действий, расширения кругозора и развития логического мышления. С...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию ЗОЖ «Мы растём здоровыми»

Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию ЗОЖ «Мы растём здоровыми» (Средняя группа) Цели: Закрепить знания детей о личной гигиене (мытьё рук, овощей и...

Читайте также

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

Познавательно-исследовательский проект «Мир пластика»

Познавательно-исследовательский проект «Мир пластика» Актуальность проекта Пластик прочно вошёл в нашу жизнь, он удобен в использовании. С тех самых пор пластмассовые вещи окружают...

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» 74 периодов непосредственно образовательной деятельности 2 раз в неделю. Рабочая программа по разделу «Ознакомление с окружающим...





В блогах

Конспект ООД по образовательной области «Познавательно развитие» в старшей группе «Это загадочный космос».

Цель: Формировать представления детей о космосе. Задачи: 1. Познавательное развитие: - закрепить уже существующие знания о космосе -расширить представления детей об окружающем мире -познакомить детей с новыми понятиями6 «планета», «звездопад», «скафандр» -сформировать начальное представление о Солнечной системе 2. Художественно-эстетичекое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: Познакомить детей с русской -народной сказкой. Задачи: Образовательные:  Закреплять знание последовательности событий...

Частушки к Масленице (авторские)

Мы блиночки замесили, И гостей мы пригласили. Блины наши объеденье, Со сметанкой и с вареньем. Блины ели, блины ели Ели целую неделю. Как они в нас поместились? Сами очень удивились. Когда Масленица с нами- Объедаемся блинами. Обойди весь белый свет...

НОД "Желтая кисточка"

«Желтая кисточка» Вид деятельности детей: коммуникативная деятельность: беседа, общение по теме занятия, ответы на вопросы воспитателя, разгадывание загадки; голосовые упражнения; описание дидактической курочки; игры. игровая деятельность: игровые ситуации; дыхательная гимнастика; дидактические игры. двигательная деятельность: двигательная активность детей в течении всего...