Занятие по развитию речи «Айболит спешит на помощь» с детьми с ОВЗ в подготовительной группе
Цель: закрепление и расширение знаний детей о животных жарких стран.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять, активизировать и актуализировать словарный запас по теме «Дикие животные жарких стран»;
- обогащать экспрессивный словарь синонимами;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать:
- связную речь, память, мышление, воображение;
- лексико – грамматические категории языка;
- навыки словообразования;
- интонационную выразительность речи;
- фонетико-фонематические процессы;
- навыки звукового анализа;
- конструктивные навыки;
- навыки тонкой моторики;
- навыки координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать:
- интерес к животным жарких стран;
- положительное отношение к сверстникам, самостоятельность;
- любознательность, чувство товарищества, сопереживания взаимопомощи и уверенности в своих силах.
Предварительная работа: посещение зоопарка с родителями, просмотр телепередач о животных жарких стран, чтение рассказа Л.Толстого «Слон», рассказов Б.Житкова «Про слона», «Мангуста», сказки К.Чуковского «Айболит».
Ход занятия:
I. Психологический настрой:
- «Невидимое письмо»
Педагог показывает детям конверт, в котором лежит чистый лист бумаги, на столе лежит ручка с фонариком.
Педагог: Дети, я получила письмо, но в конверте лежит чистый лист бумаги и ручка с фонариком, давайте попробуем разгадать эту тайну. (Дети светят фонариком на письмо, буквы становятся видимыми, читают письмо):
Внимание, внимание!
Всем! Всем! Всем!
Мне срочно надо в Африку,
В Африку скорей.
Чтоб лечить несчастных
Звериных малышей.
Доктор Айболит
Педагог: Кто просит вас о помощи? (Доктор Айболит.)
(Педагог выставляет плоскостную картинку доктора Айболита на фланелеграф.)
Педагог: Поможем, ребята, Айболиту добраться до Африки? (Поможем.)
- Интерактивная игра «Расставь континенты» с использованием комплекса «Играй и развивайся».
Педагог: Куда нужно ехать доктору Айболиту? (В Африку.) Давайте покажем Айболиту, где находится Африку. Нужно правильно расставить все континенты на полушариях нашей планеты.
(Изображения полушарий спроецировано на экран, дети с помощью ладошек и луча, направленного на их ладошки, по очереди размещают континенты на полушариях и подбирают к ним подписи – названия континентов.)
Педагог: А вот и Африка, где с нетерпением ждут Айболита больные звери.
(Педагог прикрепляет на фланелеграф плоскостное изображение Африки.)
Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут.
Скорее едем в Африку,
Джунгли нас ждут!
(Педагог включает CD – запись с голосами диких животных жарких стран.)
II. Основная часть занятия:
- «Загадки о животных жарких стран» (продолжает тихо звучать запись).
Педагог: Отгадайте мои загадки, чтобы узнать, каких животных нужно вылечить Айболиту в Африке.
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый... (Бегемот).
По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного... (Верблюда).
Африканский длинношеий –
Ходит гордо, словно граф,
Называется... (Жираф).
Я в пижаме полосатой,
Очень теплой, волосатой.
Не лошадка я, но все же
На лошадку я похожа. (Зебра).
В Африке, далекой и обширной,
Где кругом болота, реки, ил,
Плавает зеленый и зубастый
Кто же, отгадайте…(Крокодил).
Царь зверей он и не диво –
Вот какая роскошь – грива!
Хоть кошачий рык, но грозный,
Лапы – мощь, и взгляд серьезный. (Лев).
Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это?.. (Носорог).
Он трубит, как паровоз,
Между глаз имеет хвост.
Серый и огромный он.
Догадались? Это... (Слон).
Не спеши тушить пожар,
В джунглях не огонь мелькал,
Полосатая девица
Здесь охотится... (Тигрица).
Апельсины и бананы
Очень любят…(Обезьяны).
(По ходу отгадывания загадок дети на фланелеграф выставляют картинки животных жарких стран.)
- Игра «Четвёртый лишний» на дифференциацию животных жарких стран и животных лесов средней полосы.
Педагог:
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротись-ка назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я больше идти не могу».
Педагог: Ребята, давайте быстрее искать тех, кто поможет Айболиту продвигаться дальше. Найдите лишнюю картинку.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: Кто был лишним на ваших картинках? (Волк) Почему? (Волк - хищное животное средней полосы России, а все остальные животные живут в жарких странах). Вот волки и повезут Айболита дальше.
- Звуковой анализ слова «кит» с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся».
Педагог:
Но вот перед ними море-
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
- А через море Айболита перевезёт кит, но поплыть он сможет, когда вы составите звуковую схему к слову кит. (Дети выполняют звуковой анализ слова кит, используя интерактивный комплекс «Играй и развивайся».)
- Динамическая пауза «Доброе животное»
Педагог тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
- «Отгадай, кто?» Описательный рассказ по алгоритму (орёл)
Педагог:
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
- Отгадайте, кто поможет Айболиту перебраться через горы. (Сначала педагог загадывает загадку про орла, затем загадывают дети друг другу.)
Педагог: Айболит сел на орла и полетел через горы дальше.
- Ребус «Африка».
Педагог:
Но вот, поглядите, какая – то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит.
- А что же он кричит?
Составьте быстрее из букв слово, которое кричит Айболит.
(Дети составляют слово «Африка».)
Педагог: И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
- Игра «Сложи картинки и назови детёныша»
Педагог: Взрослые животные привели на приём к Айболиту своих детей. Назовите, кто кого привёл. Проговаривайте все звуки в словах правильно. Игра с мячом «Назови ласково»
Педагог: Айболит лечит животных ласковыми словами. Как ласково он их называет?
(Педагог бросает мяч ребёнку и называет животное, ребёнок называет это животное ласково и бросает мяч обратно).
- Игра «Верни зебре полоски»
Педагог: На приём к Айболиту пришла зебра, у которой пропали полоски. Давайте поможем вернуть зебре полоски, раскрасьте её.
- Игра с прищепками «Кто что ест?»
Педагог: Айболит лечит животных лекарством и их любимой пищей. (Дети прикрепляют прищепки с изображением животных к мясу или к траве и объясняют, почему они так сделали).
- Интерактивная игра «Собери портреты животных» с использованием комплекса «Играй и развивайся»
Педагог: А теперь давайте Айболиту на память подарим портреты животных.
(Дети собирают слона, жирафа, тигра, льва, зебру.)
III. Итог занятия:
1. Педагог: Кому мы с вами сегодня помогали? (Айболиту.) Куда спешил Айболит? (В Африку) Зачем ему нужно было в Африку? (Чтобы вылечить больных зверей.) Каких Африканских животных вы видели? (Дети называют.)
2. Педагог: Ребята, вы молодцы и за вашу помощь Айболит дарит вам наклейки с африканскими животными.
Читайте также |
---|
Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…
Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»
Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета
Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...