Занятие по развитию речи «Айболит спешит на помощь» с детьми с ОВЗ в подготовительной группе

Цель: закрепление и расширение знаний детей о животных жарких стран.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнять, активизировать и актуализировать словарный запас по теме «Дикие животные жарких стран»;
  • обогащать экспрессивный словарь синонимами;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать:

  • связную речь, память, мышление, воображение;
  • лексико – грамматические категории языка;
  • навыки словообразования;
  • интонационную выразительность речи;
  • фонетико-фонематические процессы;
  • навыки звукового анализа;
  • конструктивные навыки;
  • навыки тонкой моторики;
  • навыки координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать:

  • интерес к животным жарких стран;
  • положительное отношение к сверстникам, самостоятельность;
  • любознательность, чувство товарищества, сопереживания взаимопомощи и уверенности в своих силах.

Предварительная работа: посещение зоопарка с родителями, просмотр телепередач о животных жарких стран, чтение рассказа Л.Толстого «Слон», рассказов Б.Житкова «Про слона», «Мангуста», сказки К.Чуковского «Айболит».

 

Ход занятия:

I. Психологический настрой:

  1. «Невидимое письмо»

Педагог показывает детям конверт, в котором лежит чистый лист бумаги, на столе лежит ручка с фонариком.

Педагог: Дети, я получила письмо, но в конверте лежит чистый лист бумаги и ручка с фонариком, давайте попробуем разгадать эту тайну. (Дети светят фонариком на письмо, буквы становятся видимыми, читают письмо):

Внимание, внимание!

Всем! Всем! Всем!

Мне срочно надо в Африку,

В Африку скорей.

Чтоб лечить несчастных

Звериных малышей.

Доктор Айболит

Педагог: Кто просит вас о помощи? (Доктор Айболит.)

(Педагог выставляет плоскостную картинку доктора Айболита на фланелеграф.)

Педагог: Поможем, ребята, Айболиту добраться до Африки? (Поможем.)

  1. Интерактивная игра «Расставь континенты» с использованием комплекса «Играй и развивайся».

Педагог: Куда нужно ехать доктору Айболиту? (В Африку.) Давайте покажем Айболиту, где находится Африку. Нужно правильно расставить все континенты на полушариях нашей планеты.

(Изображения полушарий спроецировано на экран, дети с помощью ладошек и луча, направленного на их ладошки, по очереди размещают континенты на полушариях и подбирают к ним подписи – названия континентов.)

Педагог: А вот и Африка, где с нетерпением ждут Айболита больные звери.

(Педагог прикрепляет на фланелеграф плоскостное изображение Африки.)

Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут.
Скорее едем в Африку,

Джунгли нас ждут!

(Педагог включает CD – запись с голосами диких животных жарких стран.)

II. Основная часть занятия:

  1. «Загадки о животных жарких стран» (продолжает тихо звучать запись).

Педагог: Отгадайте мои загадки, чтобы узнать, каких животных нужно вылечить Айболиту в Африке.

Толстокож и неуклюж

Этот зверь, любитель луж.

Гром гремит, когда идёт

Большеротый... (Бегемот).

По пустыне он идёт,

Груз несёт, не ест, не пьёт.

Передать бы два-три блюда

Для несчастного... (Верблюда).

Африканский длинношеий –

Ходит гордо, словно граф,

Называется... (Жираф).

Я в пижаме полосатой,

Очень теплой, волосатой.

Не лошадка я, но все же

На лошадку я похожа. (Зебра).

В Африке, далекой и обширной,

Где кругом болота, реки, ил,

Плавает зеленый и зубастый

Кто же, отгадайте…(Крокодил).

Царь зверей он и не диво –

Вот какая роскошь – грива!

Хоть кошачий рык, но грозный,

Лапы – мощь, и взгляд серьезный. (Лев).

Не олень он и не бык,

В жарких странах жить привык.

На носу имеет рог.

Кто же это?.. (Носорог).

Он трубит, как паровоз,

Между глаз имеет хвост.

Серый и огромный он.

Догадались? Это... (Слон).

Не спеши тушить пожар,

В джунглях не огонь мелькал,

Полосатая девица

Здесь охотится... (Тигрица).

Апельсины и бананы

Очень любят…(Обезьяны).

(По ходу отгадывания загадок дети на фланелеграф выставляют картинки животных жарких стран.)

  1. Игра «Четвёртый лишний» на дифференциацию животных жарких стран и животных лесов средней полосы.

Педагог:

И встал Айболит, побежал Айболит.

По полям, по лесам, по лугам он бежит.

А в лицо ему ветер, и снег, и град:

«Эй, Айболит, воротись-ка назад!»

И упал Айболит и лежит на снегу:

«Я больше идти не могу».

Педагог: Ребята, давайте быстрее искать тех, кто поможет Айболиту продвигаться дальше. Найдите лишнюю картинку.

(Дети выполняют задание.)

Педагог: Кто был лишним на ваших картинках? (Волк) Почему? (Волк - хищное животное средней полосы России, а все остальные животные живут в жарких странах). Вот волки и повезут Айболита дальше.

  1. Звуковой анализ слова «кит» с использованием интерактивного комплекса «Играй и развивайся».

Педагог:

Но вот перед ними море-

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она.

- А через море Айболита перевезёт кит, но поплыть он сможет, когда вы составите звуковую схему к слову кит. (Дети выполняют звуковой анализ слова кит, используя интерактивный комплекс «Играй и развивайся».)

  1. Динамическая пауза «Доброе животное»

Педагог тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

  1. «Отгадай, кто?» Описательный рассказ по алгоритму (орёл)

Педагог:

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

- Отгадайте, кто поможет Айболиту перебраться через горы. (Сначала педагог загадывает загадку про орла, затем загадывают дети друг другу.)

Педагог: Айболит сел на орла и полетел через горы дальше.

  1. Ребус «Африка».

Педагог:

Но вот, поглядите, какая – то птица

Всё ближе и ближе по воздуху мчится,

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит.

- А что же он кричит?

Составьте быстрее из букв слово, которое кричит Айболит.

(Дети составляют слово «Африка».)

Педагог: И рада и счастлива вся детвора:

«Приехал, приехал! Ура! Ура!»

  1. Игра «Сложи картинки и назови детёныша»

Педагог: Взрослые животные привели на приём к Айболиту своих детей. Назовите, кто кого привёл. Проговаривайте все звуки в словах правильно. Игра с мячом «Назови ласково»

Педагог: Айболит лечит животных ласковыми словами. Как ласково он их называет?

(Педагог бросает мяч ребёнку и называет животное, ребёнок называет это животное ласково и бросает мяч обратно).

  1. Игра «Верни зебре полоски»

Педагог: На приём к Айболиту пришла зебра, у которой пропали полоски. Давайте поможем вернуть зебре полоски, раскрасьте её.

  1. Игра с прищепками «Кто что ест?»

Педагог: Айболит лечит животных лекарством и их любимой пищей. (Дети прикрепляют прищепки с изображением животных к мясу или к траве и объясняют, почему они так сделали).

  1. Интерактивная игра «Собери портреты животных» с использованием комплекса «Играй и развивайся»

Педагог: А теперь давайте Айболиту на память подарим портреты животных.

(Дети собирают слона, жирафа, тигра, льва, зебру.)

III. Итог занятия:

1. Педагог: Кому мы с вами сегодня помогали? (Айболиту.) Куда спешил Айболит? (В Африку) Зачем ему нужно было в Африку? (Чтобы вылечить больных зверей.) Каких Африканских животных вы видели? (Дети называют.)

2. Педагог: Ребята, вы молодцы и за вашу помощь Айболит дарит вам наклейки с африканскими животными.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Читайте также

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе