Использование народного фольклора в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Произведения народного творчества следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т.е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т.д. (С. А. Миронова.)

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора. (Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».) Особенно важно обращение к фольклору в период адаптации ребенка в детском саду.

Уговорушки.

Послушай, что тебе скажу.

Послушай, что тебе скажу:

Давай не будем плакать!

А то услышит наш сосед,

Сосед, которому сто лет,-

И нам подарит лапоть!

Куда мы в нем с тобой пойдем?

Разок шагнем и упадем.

Мирилочки.

- Это - ты, а это - я.

Ты хороший у меня,

Мой подарок дорогой,

И не нужен мне другой.

Потешки для новичков.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший,

Ванечка - пригожий!

Потешки «на сон грядущий».

Ходит сон по хате,

В сереньком халате,

А слониха под окном-

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

Потешки при умывании.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, отмывайся,

Грязь, смывайся,

Грязь, смывайся.

В этих потешках представлено множество глаголов в различных формах, примеры конструкций

Упражнения в ходьбе.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ.

Потешки при одевании на прогулку.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Потешки при наблюдении за окружающим.

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

Можно привести в пример множество приговорок, закличек, песенок, тараторок, звенелок. Пример приговорки, требующей словарной работы (борт, весла), организации игры:

Раз, два,

За борта!

Три, четыре,

Подхватили,

Да поплыли.

Говоря о фольклоре, нельзя не упомянуть скороговорку. Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Если в издании 1978г. дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990г. внесена важная поправка: «Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Это связано с тем, что новые тексты разрабатываются не для забавы, а для совершенствования речевого аппарата детей. В книге «Веселые скороговорки» (И. Г. Сухин) представлены разнообразные скороговорки: короткие, длинные, рифмованные, нерифмованные, сюжетные, бессюжетные, с повторами, без повторов, на определенные звуки и на дифференциацию звуков (Карл у Клары украл кораллы...).

Отдельно следует упомянуть о чистоговорках, которые в основном используются для закрепления правильного произношения. На мой взгляд возможности чистоговорок более широки. Их можно использовать, если слышим, что дети допускают аграмматизмы.

Ребенок допускает ошибки:

Ласточки с криком

За кормом летает.

Они к сентябрю

Птенцов воспитает.

Воспитатель обращает внимание на ошибку, поправляет:

Ют-ют – за кормом летают.

Ют – ют – птенцов воспитают.

Аналогично:

Пусть со всех концах...

Воспитатель:

- Ов-ов- пусть со всех концов.

В стихотворных произведениях как бы заложен механизм помощи грамматизации (грамматического оформления) в виде ударных окончаний:

Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Можно провести речевое упражнение:

- Ой-ой - приехали домой.

Развивая общение на основе речи, необходимо постоянно одновременно решать две задачи: развивать у детей с тяжелым нарушением речи, понимание речи и формировать навыки активного использования языковых средств в коммуникативных целях.

Методическое пособие А. Н. Корнева и Н. Е. Старосельской «Как научить ребенка говорить, читать и думать» предназначено для работы с детьми разного возраста и разного уровня развития речи - от 1,5-2 до 7-8 лет, в том числе и для детей с тяжелым нарушением речи. Методическое руководство содержит описание дидактических игр по развитию понимания стихотворных текстов; связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

В грамматическом отношении стихотворные тексты представляют собой материал повышенной сложности. Это обусловлено тем, что их структура, грамматические особенности существенно отличаются от разговорной речи. В связи с этим работа с подобным материалом может существенно способствовать развитию навыков понимания речи. Пример представленных стихотворений к предъявленным картинкам, из которых ребенок делает выбор:

Подарили грузовик.

Ваня бегать с ним привык.

Соскочила шина-

На боку машина.

Подарили грузовик.

Ваня бегать с ним привык.

Отвалилось колесо.

- Починю его, и все.

Приведу еще пример на развитие понимания речи. Логопед: «Я прочту стихотворение, а вы слушайте внимательно и скажите, про какой предмет в нем говорится. На столе перед детьми ленты, утюг, лейка, карандаш, книга, кастрюля.

- Утюжок, утюжок,

Вперевалочку шажок.

Плавать толстому не лень,

Гладить что-то целый день.

Про что услышали?»

Один ребенок выходит, берет предмет и говорит: «Про утюжок».

Логопед уточняет семантику слова: «Вперевалочку - значит, покачиваясь». Ребенок показывает, как он гладит.

Нагнешь лейку, ребятки,

И дождь пойдет на грядки.

Ответ: «Про лейку».

Семантика: «Нагнуть - наклонить, опустить».

Логопед: «Что еще можно нагнуть? (Можно нагнуть ветку дерева и сорвать плод, яблоко, например)».

Аналогично:

Говорила мышка мышке:

-До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.

Я черчу карандашом

Палочки прямые.

Превратятся палки в дом,

Коль прилажу к ним потом

Сверху две трубы я.

Следующий стих логопед предлагает пропеть с ней.

- Попадаются в июле

Очень вкусные находки.

Это знают все кастрюли,

Банки, миски, сковородки.

После того, как дети ответят, логопед показывает панно с картинками и просит назвать находки, которые принесли из сада (яблоки, груши, сливы), из леса (грибы, землянику, чернику), с огорода (лук, морковь, капусту).

Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички!

Ответ: «Про ленты»

Семантика: «Вихры - прядки торчащих волос»

Логопед предлагает встать в шеренгу и рассказать стихотворение движениями: «Я читала стихи, а вы расскажите последнее стихотворение движениями». Пример речевого упражнения с отработанными словами: «Знаете ли вы, для чего они нужны?»

- Что это? Это ленты.

- Ленты нужны... (чтобы завязывать косы, вплетать в косы).

- Книга нужна... (чтобы читать).

- Лейка нужна... (чтобы поливать).

- Кастрюля нужна... (чтобы варить суп).

- Карандаши нужны... (чтобы рисовать).

- Давайте поиграем в игру «Угадай желание». Кто-то из вас возьмет предмет и придумает, что он будет делать, а другой - отгадает. (Выходят двое детей). Речь детей: «Ваня берет кастрюлю». Первый ребенок: «Ваня хочет варить суп». Второй - Ваня: «Да, я хочу варить суп».

Наша цель - показать детям красоту русского языка - языка, за которым стоит высокая культура великого народа, развивать стремление к благородству, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех!

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят

Если вас благодарят.

(К. Бендова.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например, в полной и уменьшительно - ласкательной форме (котя - котенька - коток, петя - петенька - петушок и т. д.). Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым общениям.

В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. Они как бы «переходят» из одного произведения в другое. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси, коза рогатая, зайки белые, зайки серые.

Потешки в работе с детьми с ТНР целесообразно использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

В различных произведениях фольклора обнаруживается большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи используются в качестве образца в обучении детей обращенной речи.

1. - Курочка - рябушечка, куда пошла?

-На речку.

2. - Пальчик - мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил...

В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные; знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Например:

- Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел зайчик погулять.

Раз, два, три - беги!

Фольклорные произведения можно использовать с целью выделения ударных слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы.

1.Тили - тили - тили - бом!

Загорелся кошкин дом!

2.Ой, ребята, та - ра – ра

- На горе стоит гора!

Ай туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Потешки легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели!

Приведу один из приемов работы по обогащению лексики детей родственными словами, являющимися результатом словообразования.

Прочитать ребенку стихотворение, объяснить ему, что от одного слова можно образовать несколько других, в которых это слово будет слышно.

Читая стих во второй раз предложить ребенку заканчивать строку подходящим словом.

Снегопад.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки -

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На проселки, на лужок

Все снижается...снежок.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью...снежной.

Вот веселье для ребят -

Все сильнее ... снегопад.

Словно в белый пуховик

Нарядился ...снеговик.

Рядом - снежная фигурка

- Это девочка… Снегурка.

Приведу примеры уточнения значений слов (по С. И. Ожегову)

- Снежинка - это пушинка снега;

- Снегурочка - сказочная, снежная девушка;

- Снежная баба - человеческая фигура из снега.

Помимо словарной работы логопед уделяет большое внимание выработке у детей практического навыка строить предложения, умения пересказывать тексты, вести диалоги.

Стихотворные тексты, подобранные по обобщающим понятиям, отражающим предметный мир, помогают расширить словарь, сформировать фразовую речь старших дошкольников. (Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет».)

Нужно комнату обставить,

Мебель по местам расставить.

Шкаф поставим у стены,

Полки книжные - в углы.

У окна диван поставим,

Кресла рядышком расставим.

Посредине - стол и стулья.

И усядемся в раздумье.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, развиваются речевой слух, речевая память. Детей привлекают стихотворения своей живостью, эмоциональностью. (И. Лопухина «Логопедия».)

Примеры монологической речи с описанием алгоритма действий, сопряженной с движениями:

В день веселый в воскресенье

Для друзей леплю пельмени.

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Превращу я колобки

Скалкой в плоские кружки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье -

Вылеплю я сто пельменей!

После выполнения действий можно предложить рассказать своими словами, как дети лепят пельмени.

Игра «Найди слова - неприятели», слова с противоположным значением.

Логопед читает пословицы, просит назвать «слова - неприятели» (противоположные по смыслу)

Сытый голодного не понимает.

Ответ детей: сытый, голодный.

Нового счастья не ищи, а старого не теряй, (новый, старый)

Кто труда не боится, того лень сторонится (труд, лень).

Слабого обижает, а сильного боится, (слабый, сильный)

Воспитатель читает стихотворение:

Грустный слон увидел сон,

Будто он не грустный слон,

А веселая синица.

Жаль, что это только снится! (грустный, веселый).

Пример аналогичного задания:

Наши летчики.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

а) подобрать слова с противоположными значениями:

высоко - низко; далеко - близко; быстро - медленно; громко - тихо.

б) составить предложения с этими словами.

Словарная работа.

Накопление глаголов по теме «Домашние животные»:

Ты меня знаешь-

Я храбрый щенок:

Появится кошка –

Собью ее с ног.

Я тявкать умею,

Умею рычать,

Умею своих

От чужих отличать.

Использование стихотворных текстов - один из путей, помогающих подвести детей к употреблению в игре предметов - заменителей. Например, прослушивание стихов, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук («Сорока - ворона» например). С помощью таких текстов детям можно показать условность разговора - диалога (Оказывается с пальчиком можно разговаривать!). Поняв условность разговора с пальчиками, ребенок легче переходит к условности предметов - заменителей, употребляемых в игре.

Заученные стихотворные тексты можно использовать в работе по закреплению понятия «слово» и умения делить речевой поток на слова. Полезен такой приём: дети стоят в кругу, перебрасывают мяч друг другу на каждое слово. На начальных этапах работы предлагаются стихи без предлогов, а затем с предлогами.

Пример четверостишия к теме «Зимняя одежда».

Вяжет Мише бабушка

Тепленькие варежки,

Чтобы греть ладошки

Мишутке - крошке.

После проведения игры можно предложить назвать слова - действия, слова - предметы или слова признаки из данного стихотворения.

Стихотворные тексты логопеды могут использовать также в работе, направленной на развитие фонематического восприятия, необходимого для подготовки детей к обучению грамоте. Приведем пример использования стихов с целью профилактики неправильного написания словарных слов в школе (по авторской методике А.Е. Соболевой, «Как подготовить ребенка к обучению грамоте»).

Способ, облегчающий запоминание словарных слов - мнемоническое представление. Слово, которое надо запомнить, например «береза» можно связать с мнемоническим представлением, т.е. привлечь «подсказку». К изучаемому слову надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное - имеет схожее со словарным звучание. К слову «береза» подбирается слово белая. Затем заучивается стихотворение.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Аналогично:

Сорока - сорок

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь Строчат.

Сорок сорочек Прострочены в срок

- Сразу поссорились Сорок сорок.

(Ю. Кушак.)

На материале данного стихотворения запоминается и словарное слово «сорочка».

Очень важно: поскольку одна из основных задач логопедической работы с детьми с ТНР это:

- сформировать у детей речь как средство общения, постольку относительно длительное время допускается неправильная фонетическая реализация слов детьми (стою - «тою», «сын» - «син» и т.д.) Но это не должно относиться к флексиям, необходимо, чтобы они по возможности произносились правильно (суффиксы, окончания) - что обеспечивает пропедевтику аграмматизмов.

Дай этот (а не «ди эти»).

Н.С. Жукова писала: «Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить переходом на новый уровень речевого подражания, при котором дети стремятся передать длину слова, его «музыкальное строение»».

Вот как об этом пишет известный чешский специалист в области патологии детской речи Милослав Зееман: «музыкальные элементы речи (по- другому ритмико - мелодическая сторона) функционально подвижны... Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, иметь большее значение, чем фонетическое строение. Ребенок схватывает музыкальный состав слова и подражает, хотя и косноязычно, но музыкально правильно.

Стихотворные тексты (песенки, потешки, стихи, басни, поэмы,

стихотворные сказки и т.д.) представляют собой богатый материал языковой наглядности, в котором как бы в концентрированном виде находятся различные формы слов. Это подводит детей к грамматическим обобщениям, и, вдохновляемые новыми образами, мелодикой и ритмом стиха, дети с удовольствием усваивают па практике языковые нормы русского языка.

При проговаривании стихотворения дети не строят фраз, а как бы следуют за автором. Примеры языковой наглядности, услышанные и прочитанные наизусть используются детьми в инициативной речи в ситуации диалога, в монологической речи.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у…

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» Опыт моей работы «Формирование...

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...

Читайте также

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Буккроссинг «Книга - путешественница»

Буккроссинг «Книга - путешественница» С сентября месяца в нашем классе стартует проект «Буккроссинг» под названием «Книга - путешественница.  Актуальность этого проекта...