Сопровождение дошкольников с ОВЗ специалистами ДОО

Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

В нашу образовательную организацию компенсирующей направленности воспитанники поступают на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), рекомендующей необходимую дальнейшую образовательную программу и специализированные условия обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития и обучения дошкольника. Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель.

Модель психолого-педагогического сопровождения в нашей образовательной организации строится в соответствии с предложенными Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой этапами сопровождения. Она включает в себя пять этапов: диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный, рефлексивный.

Диагностический этап. Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребенка. Это осуществляется через знакомство с документацией, через беседу с родителями. Далее ведется наблюдение за ребенком в режимных моментах, в непрерывной образовательной деятельности, на прогулке и в других видах деятельности. Проводятся специально организованные индивидуальные обследования детей.

Содержание обследования ребенка формируется каждым специалистом в соответствии с конкретными профессиональными целями и задачами, а также в соответствии с возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями.

Важной задачей этого этапа всегда является знакомство и установление контакта с детьми. Специалисты подключаются к групповым процессам, проводя совместно с воспитателем игры на знакомство, подвижные игры, игровые экскурсии по детскому саду.

Поисковый этап. Поисковый этап является условно результатом работы диагностического периода. Он позволяет проанализировать и систематизировать полученную информацию об уровне актуального развития воспитанников с ОВЗ, определить основные направления работы консультативного и коррекционно-развивающего (деятельностного) этапов работы. В этот период определяются основные задачи, методы, способы и средства предстоящей коррекционно-развивающей работы в психолого- педагогическом сопровождении воспитанников. Разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей воспитанников. Составляется планирование индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, тем по психолого-педагогическому просвещению родителей и педагогов, основываясь на диагностированных особенностях и сложностях.

Одной из форм работы данного этапа является психолого-медико-педагогический консилиум. По результатам работы ПМПк формируется индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, документально фиксируемый в картах учета индивидуального развития ребенка. Основным содержанием карт является разработанный план комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Консультативно-проективный этап. На данном этапе основной задачей является организация взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОО. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный коррекционно-развивающий процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Основной формой работы на данном этапе является индивидуальные консультации с родителями воспитанников. В рамках данного этапа специалисты знакомят родителей с результатами диагностики ребенка, рассказывают о достижениях и сложностях в развитии, предлагают направления и конкретные приемы коррекционно-развивающей работы в семье, проводят мастер-классы.

В рамках подгрупповых консультаций специалисты представляют особенности возрастного этапа и целевые ориентиры в коррекционно-развивающей работе.

Как известно, успех в достижении необходимых результатов у детей во многом зависит от положительного и благоприятного климата и отношений между всеми участниками образовательного процесса. Поэтому мы стараемся добиться сотрудничества с родителями через использование различных интересных методов работы:

нетрадиционные формы организации родительских собраний, мастер-классы, дни открытых дверей, совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития, участие родителей в семейных конкурсах, выставках, организация совместной трудовой деятельности, наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки, анкетирование и др.

Специалисты ДОО сами стремятся к постоянному самосовершенствованию, а также стараются взаимодействовать и оказывать необходимую помощь воспитателям в повышении мастерства, осуществлении инновационной деятельности на мастер-классах, консультациях.

Деятельностный этап.

В ходе осуществления данного этапа реализуется адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР образовательной организации, спроектированная с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей.

При построении и реализации программы сопровождения учитываются следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- возраст ребенка;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

- возможности образовательной организации,

- объем коррекционных занятий,

- взаимодействие различных специалистов,

- создание развивающей предметно-пространственной среды.

Кроме НОД планируются и реализуются совместные проекты. Такая работа позволяет создать дополнительные условия для развития воспитанников в наиболее значимых и вызывающих трудности направлениях коррекционно-развивающей работы.

Примерами совместных проектов являются:

Проект «Знакомстводетей с образом буквы», способствующий созданию условий для усвоения и закрепления детьми зрительно-пространственного образа буквы.

Проект «Как интересно учить стихи!», направленный на развитие связной речи через использование мнемотаблиц.

Проект «Дружба», направленный на формирование дружеских взаимоотношений.

Детско-родительские проекты «Ты какой мой выходной», направленные на развитие важности семейных традиций и совместного досуга и «Развивайка и играйка», способствующий выполнению заданий в нетрадиционной форме и закреплению знаний летом.

В рамках развития познавательного интереса, мотивационной готовности к школьному обучению были реализованы проекты «Первый раз в первый класс», «Истории гномов».

С целью повышения интереса к книге и художественному слову, закрепления и обобщения знаний детей проводятся в детском саду Конкурсы чтецов, драматизации, экскурсии в библиотеку, просмотр различных презентаций.

Проведение общественно-значимых мероприятии в детском саду позволяют применять результаты коррекционно-развивающей работы в практической жизни, приближенной к реальной жизни, использовать развитые компетенции в новых интересных и нетрадиционные ситуациях.

Например, проведение мероприятия «Умники и умницы» среди 3 подготовительных групп позволило обобщить знания детей по миру живой и неживой природы, познать природу через опыты, заинтересовать детей в получении новых интересных знаний и фактов.

Физкультурно- патриотическая игра «Зарничка», проводимая ежегодно со всеми детьми и родителями детского сада, Турслет, Турнир спортивных достижений и игра-соревнование «Зимние забавы» - способствуют оздоровлению, развитию физических качеств и положительных эмоций у детей и их родителей.

Рефлексивный этап. На этом этапе проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. В конце учебного года, основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике специалистов и воспитателей, делается вывод об эффективности деятельности педагогов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ. По окончании обучения в ДОО каждый ребенок посещает ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута и получения необходимых рекомендаций по дальнейшему школьному обучению и сопровождению.

Реализация представленного выше комплекса работы позволяет выстроить эффективную модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, объединяющую в себе глубокую проработку специалистами по специфическим узконаправленным областям развития ребенка, и взаимодействие всех специалистов при создании необходимых взаимодополняющих и взаимоусиливующих развитие ребенка условий.

Предложенная модель психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности также способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, что является условием полноценного развития ребенка, соответсвующее требованиям современного мира.

 

Используемая литература:

1. Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с.4.

2. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.

3. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8262/ (дата обращения: 27.09



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Читайте также

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»