Кинезиологические упражнения – средство развития интеллекта дошкольников с ОВЗ

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Во время непосредственной коррекционной деятельности у наших ребят выявляются затруднения в восприятии, понимании изучаемого материала. Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации.

 При оказании своевременной коррекционной помощи особое внимание мы уделяем формированию межполушарного взаимодействия, которое может быть достигнуто при регулярном использовании комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Что такое кинезиологические упражнения?

Прежде чем ответить на этот вопрос, сделаем небольшое отступление. У каждого человека есть мозолистое тело, которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела ведёт к искажению деятельности детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Как следствие - страдает пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой ведущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Для достижения положительного результата кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.

Основным требованием к использованию этих комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог сначала сам осваивает все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в организме, и только после этого обучает детей. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При оценке выполнения упражнений нужно отметить активность каждого ребенка, его удачу, пусть даже маленькую.

Для постепенного усложнения можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения;
  • выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук;
  • подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, на релаксацию и массаж.

Подробное описание кинезиологических упражнений вы можете найти в памятках.

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

- «Снеговик».

- «Дерево».

- «Тряпичная кукла и солдат».

- «Сорви яблоки».

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- «Свеча».

- «Дышим носом».

- «Ныряльщик».

- «Облако дыхания». 

3. При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. 

- «Перекрестное марширование». 

- «Мельница».

- «Паровозик».

- «Робот».

- «Маршировка».

4. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- «Дирижер». 

- «Путешествие на облаке». 

5. Упражнения для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, также способствуют развитию мозолистого тела

- «Колечко».

- « Кулак-ребро-ладонь».

- «Лезгинка». 

- «Лягушка». 

- «Замок». 

- «Ухо-нос».

- «Перекрестные движения».

 6. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

- «Взгляд влево вверх». 

- «Горизонтальная восьмерка». 

- «Глаз – путешественник».

7. Массаж Если массаж ушей происходит по часовой стрелке, это активизирует мозговую деятельность, если против, наоборот, успокаивает.

- Оттягивание ушей вперед, назад.

- массирование круговыми движениями лба и подбородка.

- Сжатие пальцев в кулак с загнутым внутрь большим пальцем на вдохе и выдохе.

8. «Зеркальное рисование» развивает межполушарное взаимодействие (мозолистое тел), произвольность и самоконтроль.

Таким образом:

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможности деятельности его мозга.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Организованная образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром «Волшебная…

Организованная образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром «Волшебная скрипка» (познавательное и художественно-эстетическое развитие) Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с...

Физкультурное развлечение «Научим колобка заниматься физкультурой»

Физкультурное развлечение «Научим колобка заниматься физкультурой» Цель: Формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Задачи: 1. Формировать умение применять нетрадиционные методы оздоровления. 2. Закреплять технику...

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...