Сайт для воспитателей детских садов



Кинезиологические упражнения – средство развития интеллекта дошкольников с ОВЗ

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Во время непосредственной коррекционной деятельности у наших ребят выявляются затруднения в восприятии, понимании изучаемого материала. Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации.

 При оказании своевременной коррекционной помощи особое внимание мы уделяем формированию межполушарного взаимодействия, которое может быть достигнуто при регулярном использовании комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Что такое кинезиологические упражнения?

Прежде чем ответить на этот вопрос, сделаем небольшое отступление. У каждого человека есть мозолистое тело, которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела ведёт к искажению деятельности детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Как следствие - страдает пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой ведущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Для достижения положительного результата кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день.

Основным требованием к использованию этих комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог сначала сам осваивает все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в организме, и только после этого обучает детей. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При оценке выполнения упражнений нужно отметить активность каждого ребенка, его удачу, пусть даже маленькую.

Для постепенного усложнения можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения;
  • выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук;
  • подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, на релаксацию и массаж.

Подробное описание кинезиологических упражнений вы можете найти в памятках.

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

- «Снеговик».

- «Дерево».

- «Тряпичная кукла и солдат».

- «Сорви яблоки».

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- «Свеча».

- «Дышим носом».

- «Ныряльщик».

- «Облако дыхания». 

3. При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. 

- «Перекрестное марширование». 

- «Мельница».

- «Паровозик».

- «Робот».

- «Маршировка».

4. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- «Дирижер». 

- «Путешествие на облаке». 

5. Упражнения для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, также способствуют развитию мозолистого тела

- «Колечко».

- « Кулак-ребро-ладонь».

- «Лезгинка». 

- «Лягушка». 

- «Замок». 

- «Ухо-нос».

- «Перекрестные движения».

 6. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

- «Взгляд влево вверх». 

- «Горизонтальная восьмерка». 

- «Глаз – путешественник».

7. Массаж Если массаж ушей происходит по часовой стрелке, это активизирует мозговую деятельность, если против, наоборот, успокаивает.

- Оттягивание ушей вперед, назад.

- массирование круговыми движениями лба и подбородка.

- Сжатие пальцев в кулак с загнутым внутрь большим пальцем на вдохе и выдохе.

8. «Зеркальное рисование» развивает межполушарное взаимодействие (мозолистое тел), произвольность и самоконтроль.

Таким образом:

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможности деятельности его мозга.





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

«Конспект занятия с детьми подготовительной группы по программе «Разговор о прав…

«Конспект занятия с детьми подготовительной группы по программе «Разговор о правильном питании» «Капуста» Задачи Дать представление детям о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы ребёнку...

Проект образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Тема: «Здор…

Проект образовательной деятельности для детей второй младшей группыТема: «Здоровое питание»   Возраст: 2 младшая группа. Тип проекта: групповой. Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»Тема: «Путешествие в подводный мир» (Для подготовительной к школе группы)   Интеграция: познание, художественно-эстетическая область. Цель. Расширить знания...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство