Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Обучение грамоте дошкольников старшей группы на примере разбора слова МАК»

Задачи: Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза в слове.

Цели:

1. Проводить звуковой анализ слова МАК.

2. Выделять звуки в слове. Соотносить фонему с графемой.

3. Развивать синтез слова.

4. Развивать фонематический слух.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, самоконтроль.

Оборудование:

1. картинки-схемы,

2. кружочки синего и красного цвета,

3. кассы букв,

4. мяч.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети сидят за столом.

Инструкция: Л. Выйдите те кого назову (выходят три человека).

Кто стоит первый?

Кто стоит второй?

Кто стоит третий?

Дети садятся на ковёр. По просьбе логопеда выходят ещё три ребенка.

Инструкция: Л . Кто стоит вначале?

Кто стоит в конце?

Кто стоит в середине?

Дети садятся на ковёр.

Инструкция: Л. Кто стоит последний?

Кто стоит первый?

Кто стоит в середине?

Аналогичная работа проводится с остальными детьми.

Введение в тему.

Инструкция: Л.

1. Послушайте рассказ

Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.

Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелы.

Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком.

2. Скажите, что прослушали? (рассказ).

3. Про что был рассказ? (про мак).

4. Из чего состоит рассказ? (из предложений).

5. Из чего состоят предложения? (из слов).

Л: А слово состоит … из звуком.

Игра с мячом. «Звук или слово».

Дети стоят на коврике полукругом.

Инструкция Л: Поймайте мяч, Скажите, это звук или слово?

Логопед каждому ребенку бросает мяч. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.

Предлагаемые слова и звуки: мост, т, а, зонт, у, н, ы, быки, п, коты, сок, с, о, к, и т.д.

Дети садятся на свои места.

Звуковой анализ слова МАК.

Выставляется на доску картина – схема слова МАК

У детей на столах такие же картинки-схемы.

Л. Сегодня мы будем слушать звуки в слове.

Как вы думаете, сколько звуков в слове МАК? (три).

Как вы догадались? (три клеточки).

Логопед медленно произносит слово и одновременно ведет указкой по клеточкам.

Далее логопед произносит слово МАК с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеткой.

Инструкция Л:

1. Скажите, какой первый звук в слове? (м).

2. Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).

3.Каким кружком обозначим звук М? (синим).

4. В какую клеточку надо поставить этот кружок? (В первую. Это первый звук в слове.)

5. Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.

6. Послушайте второй звук в слове МАК.

Логопед ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).

7. Назовите второй звук в слове МАК (а).

8. Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).

9. Каким кружочком мы обозначим звук А? (красным).

10. Скажите, в какую клеточку поставим этот кружок? (Во вторую. Это второй звук в слове.)

11. Обозначьте второй звук у себя на карточках.

Аналогичным образом выделяется третий звук слова.

Инструкция Л: Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.

Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.

Физкультминутка.

Дети встают и выполняют движения за логопедом поочередно правой и левой рукой.

Инструкция Л: пояс, пояс, плечо, плечо, вверх, вверх, вниз, вниз.

Те же движения выполняются под счет.

Соотнесение фонемы с графемой, Формирования навыков чтения.

Инструкция Л: 1. Вспомните первый звук в слове МАК.

2. Положите на первый звук букву.

3. Вспомните второй звук в слове МАК.

4. Положите на второй звук букву.

5. Вспомните третий звук в слове МАК.

6. Положите на третий звук букву.

Приглашается ребенок, который выкладывает буквами слово на доске. Остальные проверяют правильность выполнения задания.

Л: Давайте прочитаем слово.

Логопед плавно читает слово МАК указкой показывая каждую букву в слове.

Л: Прочитайте слово так же, пальчиком показывая каждую букву.

Дети по очереди плавно читают слово, пальчиком показывая каждую букву.

Развитие синтеза слова МАК.

Инструкция Л:

1. Подойдите ко мне.

2. Закройте глазки. Какое слово получится, если произнести звук М, потом звук А, потом звук К? (МАК).

3. Вспомни и назови слова со звуком М.

4. Вспомни и назови слова со звуком А.

5. Вспомни и назови слова со звуком К.

Итог занятия.

Л: Чему научились на занятии?



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте Графика - это одно из самых популярных видов изобразительного искусства. С самого раннего...

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц Тема: «Сказка по щучьему велению» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет). Цель: обогатить речевой...

Сценарий спортивного праздника «Путешествие по Самарскому краю»

Сценарий спортивного праздника «Путешествие по Самарскому краю» Место проведения: физкультурный зал. Цель: закрепление знаний детей о родном Самарском крае. Задачи: - способствовать общему укреплению здоровья...

Читайте также

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Проектная деятельность «Моя семья» в контексте программы «Социокультурные истоки» в…

Проектная деятельность «Моя семья» в контексте программы «Социокультурные истоки» в младшем дошкольном возрасте

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...