Сайт для воспитателей детских садов



Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Обучение грамоте дошкольников старшей группы на примере разбора слова МАК»

Задачи: Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза в слове.

Цели:

1. Проводить звуковой анализ слова МАК.

2. Выделять звуки в слове. Соотносить фонему с графемой.

3. Развивать синтез слова.

4. Развивать фонематический слух.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, самоконтроль.

Оборудование:

1. картинки-схемы,

2. кружочки синего и красного цвета,

3. кассы букв,

4. мяч.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети сидят за столом.

Инструкция: Л. Выйдите те кого назову (выходят три человека).

Кто стоит первый?

Кто стоит второй?

Кто стоит третий?

Дети садятся на ковёр. По просьбе логопеда выходят ещё три ребенка.

Инструкция: Л . Кто стоит вначале?

Кто стоит в конце?

Кто стоит в середине?

Дети садятся на ковёр.

Инструкция: Л. Кто стоит последний?

Кто стоит первый?

Кто стоит в середине?

Аналогичная работа проводится с остальными детьми.

Введение в тему.

Инструкция: Л.

1. Послушайте рассказ

Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.

Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелы.

Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком.

2. Скажите, что прослушали? (рассказ).

3. Про что был рассказ? (про мак).

4. Из чего состоит рассказ? (из предложений).

5. Из чего состоят предложения? (из слов).

Л: А слово состоит … из звуком.

Игра с мячом. «Звук или слово».

Дети стоят на коврике полукругом.

Инструкция Л: Поймайте мяч, Скажите, это звук или слово?

Логопед каждому ребенку бросает мяч. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.

Предлагаемые слова и звуки: мост, т, а, зонт, у, н, ы, быки, п, коты, сок, с, о, к, и т.д.

Дети садятся на свои места.

Звуковой анализ слова МАК.

Выставляется на доску картина – схема слова МАК

У детей на столах такие же картинки-схемы.

Л. Сегодня мы будем слушать звуки в слове.

Как вы думаете, сколько звуков в слове МАК? (три).

Как вы догадались? (три клеточки).

Логопед медленно произносит слово и одновременно ведет указкой по клеточкам.

Далее логопед произносит слово МАК с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеткой.

Инструкция Л:

1. Скажите, какой первый звук в слове? (м).

2. Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).

3.Каким кружком обозначим звук М? (синим).

4. В какую клеточку надо поставить этот кружок? (В первую. Это первый звук в слове.)

5. Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.

6. Послушайте второй звук в слове МАК.

Логопед ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).

7. Назовите второй звук в слове МАК (а).

8. Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).

9. Каким кружочком мы обозначим звук А? (красным).

10. Скажите, в какую клеточку поставим этот кружок? (Во вторую. Это второй звук в слове.)

11. Обозначьте второй звук у себя на карточках.

Аналогичным образом выделяется третий звук слова.

Инструкция Л: Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.

Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.

Физкультминутка.

Дети встают и выполняют движения за логопедом поочередно правой и левой рукой.

Инструкция Л: пояс, пояс, плечо, плечо, вверх, вверх, вниз, вниз.

Те же движения выполняются под счет.

Соотнесение фонемы с графемой, Формирования навыков чтения.

Инструкция Л: 1. Вспомните первый звук в слове МАК.

2. Положите на первый звук букву.

3. Вспомните второй звук в слове МАК.

4. Положите на второй звук букву.

5. Вспомните третий звук в слове МАК.

6. Положите на третий звук букву.

Приглашается ребенок, который выкладывает буквами слово на доске. Остальные проверяют правильность выполнения задания.

Л: Давайте прочитаем слово.

Логопед плавно читает слово МАК указкой показывая каждую букву в слове.

Л: Прочитайте слово так же, пальчиком показывая каждую букву.

Дети по очереди плавно читают слово, пальчиком показывая каждую букву.

Развитие синтеза слова МАК.

Инструкция Л:

1. Подойдите ко мне.

2. Закройте глазки. Какое слово получится, если произнести звук М, потом звук А, потом звук К? (МАК).

3. Вспомни и назови слова со звуком М.

4. Вспомни и назови слова со звуком А.

5. Вспомни и назови слова со звуком К.

Итог занятия.

Л: Чему научились на занятии?





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

«Конспект занятия с детьми подготовительной группы по программе «Разговор о прав…

«Конспект занятия с детьми подготовительной группы по программе «Разговор о правильном питании» «Капуста» Задачи Дать представление детям о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы ребёнку...

Проект образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Тема: «Здор…

Проект образовательной деятельности для детей второй младшей группыТема: «Здоровое питание»   Возраст: 2 младшая группа. Тип проекта: групповой. Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»Тема: «Путешествие в подводный мир» (Для подготовительной к школе группы)   Интеграция: познание, художественно-эстетическая область. Цель. Расширить знания...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство