Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Обучение грамоте дошкольников старшей группы на примере разбора слова МАК»

Задачи: Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза в слове.

Цели:

1. Проводить звуковой анализ слова МАК.

2. Выделять звуки в слове. Соотносить фонему с графемой.

3. Развивать синтез слова.

4. Развивать фонематический слух.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, самоконтроль.

Оборудование:

1. картинки-схемы,

2. кружочки синего и красного цвета,

3. кассы букв,

4. мяч.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети сидят за столом.

Инструкция: Л. Выйдите те кого назову (выходят три человека).

Кто стоит первый?

Кто стоит второй?

Кто стоит третий?

Дети садятся на ковёр. По просьбе логопеда выходят ещё три ребенка.

Инструкция: Л . Кто стоит вначале?

Кто стоит в конце?

Кто стоит в середине?

Дети садятся на ковёр.

Инструкция: Л. Кто стоит последний?

Кто стоит первый?

Кто стоит в середине?

Аналогичная работа проводится с остальными детьми.

Введение в тему.

Инструкция: Л.

1. Послушайте рассказ

Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.

Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелы.

Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком.

2. Скажите, что прослушали? (рассказ).

3. Про что был рассказ? (про мак).

4. Из чего состоит рассказ? (из предложений).

5. Из чего состоят предложения? (из слов).

Л: А слово состоит … из звуком.

Игра с мячом. «Звук или слово».

Дети стоят на коврике полукругом.

Инструкция Л: Поймайте мяч, Скажите, это звук или слово?

Логопед каждому ребенку бросает мяч. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.

Предлагаемые слова и звуки: мост, т, а, зонт, у, н, ы, быки, п, коты, сок, с, о, к, и т.д.

Дети садятся на свои места.

Звуковой анализ слова МАК.

Выставляется на доску картина – схема слова МАК

У детей на столах такие же картинки-схемы.

Л. Сегодня мы будем слушать звуки в слове.

Как вы думаете, сколько звуков в слове МАК? (три).

Как вы догадались? (три клеточки).

Логопед медленно произносит слово и одновременно ведет указкой по клеточкам.

Далее логопед произносит слово МАК с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеткой.

Инструкция Л:

1. Скажите, какой первый звук в слове? (м).

2. Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).

3.Каким кружком обозначим звук М? (синим).

4. В какую клеточку надо поставить этот кружок? (В первую. Это первый звук в слове.)

5. Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.

6. Послушайте второй звук в слове МАК.

Логопед ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).

7. Назовите второй звук в слове МАК (а).

8. Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).

9. Каким кружочком мы обозначим звук А? (красным).

10. Скажите, в какую клеточку поставим этот кружок? (Во вторую. Это второй звук в слове.)

11. Обозначьте второй звук у себя на карточках.

Аналогичным образом выделяется третий звук слова.

Инструкция Л: Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.

Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.

Физкультминутка.

Дети встают и выполняют движения за логопедом поочередно правой и левой рукой.

Инструкция Л: пояс, пояс, плечо, плечо, вверх, вверх, вниз, вниз.

Те же движения выполняются под счет.

Соотнесение фонемы с графемой, Формирования навыков чтения.

Инструкция Л: 1. Вспомните первый звук в слове МАК.

2. Положите на первый звук букву.

3. Вспомните второй звук в слове МАК.

4. Положите на второй звук букву.

5. Вспомните третий звук в слове МАК.

6. Положите на третий звук букву.

Приглашается ребенок, который выкладывает буквами слово на доске. Остальные проверяют правильность выполнения задания.

Л: Давайте прочитаем слово.

Логопед плавно читает слово МАК указкой показывая каждую букву в слове.

Л: Прочитайте слово так же, пальчиком показывая каждую букву.

Дети по очереди плавно читают слово, пальчиком показывая каждую букву.

Развитие синтеза слова МАК.

Инструкция Л:

1. Подойдите ко мне.

2. Закройте глазки. Какое слово получится, если произнести звук М, потом звук А, потом звук К? (МАК).

3. Вспомни и назови слова со звуком М.

4. Вспомни и назови слова со звуком А.

5. Вспомни и назови слова со звуком К.

Итог занятия.

Л: Чему научились на занятии?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок…

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок грамматики и математики в лесной школе» Цель: закрепить знания детей, полученные...

Сценарий праздника к 23 Февраля

Сценарий праздника к 23 Февраля Ведущий. Добрый вечер! Добрый вечер всем, кто сегодня пришёл на наш небольшой праздник, посвященный замечательной дате...

Читайте также

Зачем нужно закаливание?

Зачем нужно закаливание? Все это время люди из разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию, и с каждым переходом...

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...

Театрализованная игра «Коза»

Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...