Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Обучение грамоте дошкольников старшей группы на примере разбора слова МАК»
Задачи: Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза в слове.
Цели:
1. Проводить звуковой анализ слова МАК.
2. Выделять звуки в слове. Соотносить фонему с графемой.
3. Развивать синтез слова.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, самоконтроль.
Оборудование:
1. картинки-схемы,
2. кружочки синего и красного цвета,
3. кассы букв,
4. мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети сидят за столом.
Инструкция: Л. Выйдите те кого назову (выходят три человека).
Кто стоит первый?
Кто стоит второй?
Кто стоит третий?
Дети садятся на ковёр. По просьбе логопеда выходят ещё три ребенка.
Инструкция: Л . Кто стоит вначале?
Кто стоит в конце?
Кто стоит в середине?
Дети садятся на ковёр.
Инструкция: Л. Кто стоит последний?
Кто стоит первый?
Кто стоит в середине?
Аналогичная работа проводится с остальными детьми.
Введение в тему.
Инструкция: Л.
1. Послушайте рассказ
Бабушка посадила мак. Когда мак расцвел, огород стал красивым, нарядным.
Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над алыми лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелы.
Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена собрали, бабушка испекла вкусный калач с маком.
2. Скажите, что прослушали? (рассказ).
3. Про что был рассказ? (про мак).
4. Из чего состоит рассказ? (из предложений).
5. Из чего состоят предложения? (из слов).
Л: А слово состоит … из звуком.
Игра с мячом. «Звук или слово».
Дети стоят на коврике полукругом.
Инструкция Л: Поймайте мяч, Скажите, это звук или слово?
Логопед каждому ребенку бросает мяч. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.
Предлагаемые слова и звуки: мост, т, а, зонт, у, н, ы, быки, п, коты, сок, с, о, к, и т.д.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слова МАК.
Выставляется на доску картина – схема слова МАК
У детей на столах такие же картинки-схемы.
Л. Сегодня мы будем слушать звуки в слове.
Как вы думаете, сколько звуков в слове МАК? (три).
Как вы догадались? (три клеточки).
Логопед медленно произносит слово и одновременно ведет указкой по клеточкам.
Далее логопед произносит слово МАК с интонационным выделением первого звука (ММак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеткой.
Инструкция Л:
1. Скажите, какой первый звук в слове? (м).
2. Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, твердый).
3.Каким кружком обозначим звук М? (синим).
4. В какую клеточку надо поставить этот кружок? (В первую. Это первый звук в слове.)
5. Обозначьте первый звук в слове у себя на карточках.
6. Послушайте второй звук в слове МАК.
Логопед ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука (мААк).
7. Назовите второй звук в слове МАК (а).
8. Скажите, что вы знаете про этот звук А? (гласный).
9. Каким кружочком мы обозначим звук А? (красным).
10. Скажите, в какую клеточку поставим этот кружок? (Во вторую. Это второй звук в слове.)
11. Обозначьте второй звук у себя на карточках.
Аналогичным образом выделяется третий звук слова.
Инструкция Л: Посмотрите внимательно на звуковую схему слова МАК.
Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
Назовите звук перед звуком А, после звука А, перед звуком К, после звука М, между звуками М и К.
Физкультминутка.
Дети встают и выполняют движения за логопедом поочередно правой и левой рукой.
Инструкция Л: пояс, пояс, плечо, плечо, вверх, вверх, вниз, вниз.
Те же движения выполняются под счет.
Соотнесение фонемы с графемой, Формирования навыков чтения.
Инструкция Л: 1. Вспомните первый звук в слове МАК.
2. Положите на первый звук букву.
3. Вспомните второй звук в слове МАК.
4. Положите на второй звук букву.
5. Вспомните третий звук в слове МАК.
6. Положите на третий звук букву.
Приглашается ребенок, который выкладывает буквами слово на доске. Остальные проверяют правильность выполнения задания.
Л: Давайте прочитаем слово.
Логопед плавно читает слово МАК указкой показывая каждую букву в слове.
Л: Прочитайте слово так же, пальчиком показывая каждую букву.
Дети по очереди плавно читают слово, пальчиком показывая каждую букву.
Развитие синтеза слова МАК.
Инструкция Л:
1. Подойдите ко мне.
2. Закройте глазки. Какое слово получится, если произнести звук М, потом звук А, потом звук К? (МАК).
3. Вспомни и назови слова со звуком М.
4. Вспомни и назови слова со звуком А.
5. Вспомни и назови слова со звуком К.
Итог занятия.
Л: Чему научились на занятии?
Читайте также |
---|
Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте Графика - это одно из самых популярных видов изобразительного искусства. С самого раннего...
Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц
Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц Тема: «Сказка по щучьему велению» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет). Цель: обогатить речевой...
Сценарий спортивного праздника «Путешествие по Самарскому краю»
Сценарий спортивного праздника «Путешествие по Самарскому краю» Место проведения: физкультурный зал. Цель: закрепление знаний детей о родном Самарском крае. Задачи: - способствовать общему укреплению здоровья...