Сайт для воспитателей детских садов



Как научить детей слышать родителей

 

Уважать, любить, беречь,

слышать родных и близких необходимо учить ребёнка с малых лет.

 

Создание любого занятия имеет определённый мотив, определённую цель. Так появлению занятия, представленному в данной работе, способствовали определённые трудности, связанные с особенностями детей в группе.

Нашу логопедическую группу посещают замечательные дети, большинство мальчишек. Каждый имеет свой характер, нрав, увлечения и, конечно, проблемы, связанные не только с нарушениями речи, но и с особенностями воспитания в семье. Напрямую мы столкнулись с проблемами восприятия нашими ребятами обращённой речи. Как оказалось, наши замечательные дети совершенно не могли нас слушать, слышать и понимать. Это ставило под угрозу не только эффективность воспитательно-образовательного процесса, но даже здоровье и настроение педагогов.

Опытный педагог способен определить, какие проблемы «тянутся» в детский сад за ребёнком из семьи. Так и мы, общаясь с родителями, поняли истоки проблемы. Как оказалось, в семье дети не слышали своих родителей, бабушек и дедушек так же, как и нас в группе. Делясь с нами проблемами, связанными с непослушанием любимых чад, задумывались ли сами родители, почему так происходит? Часто взрослые не знают, как поступать в случаях, когда ребёнок их не слышит. А ведь уважать, любить, беречь, слышать родных и близких необходимо учить ребёнка с малых лет.

Но как напрямую обратиться к родителям с советом или рекомендацией, связанной с маленькими «неслухами»? Очень тонкая грань отделяет педагогическую рекомендацию от банального выговора маме и папе о поведении их чада. Нужно было помочь родителям задуматься о том, почему происходит так, что их собственные малыши не слышат речь родителей, не выполняют их просьбы, не уважают взрослых, своих родителей и старших членов семьи.

Мы подумали, что лучшим способом преодолеть проблему будет совместная деятельность родителей и детей, в ходе которой взрослые сами смогут убедиться, насколько хорошо и полно слышат и воспринимают дети речь их же родителей. Совместная деятельность родителей и детей предполагает погружение в проблемные ситуации, взгляд со стороны на действия и поступки, которые происходят ежедневно в каждой семье, выполнение заданий по инструкции родителей (бабушки или дедушки), выражение благодарности взрослым их детьми. Мы надеялись, что эта встреча должна повлиять на педагогический процесс в положительную сторону, способствовать его эффективности.

Проблемные ситуации мы решили взять из произведений Валентины Осеевой. Для этого предложили инсценировать её короткие, но очень ёмкие рассказы. В инсценировках принимали участие взрослые члены семей и их дети.

Другим блоком были задания, которые выполняли ребята по инструкции своих родителей. Это послужило поводом для взрослых задуматься и понять, каким образом они сами разговаривают со своими детьми, могут ли спокойно, понятно объяснить, что и как нужно делать, для чего это необходимо. Хватает ли им самим выдержки и такта разговаривать с собственными чадами. Итогом совместной конструктивной деятельности стала картина, выполненная общими стараниями с использованием разных видов техник.

Интересным и показательным моментом стала игра «Пчелы ищут угощение» на совместное нахождение предмета, когда мама и дочка искали для всех приз, а остальные дети и взрослые помогали им с помощью пчелиного жужжания.

Вознаграждение за труды тоже было необычным: с начала ребята поблагодарили за помощь и наградили своих мам, пап, бабушек и дедушек, и только потом сами вытянули себе «наградные купоны».

Так, без единого наставления и нравоучения нам удалось сблизить взрослых и их детей, заставить взрослых задуматься над тем, каким образом они взаимодействуют в семье со своим ребёнком, как это, в свою очередь, отражается не только на поведении малыша в детском саду, но и на усвоении им программы обучения и воспитания. Провели эту интересную встречу мы с замечательным воспитателем Татьяной Аркадиевной Сивцовой.

Возможно, идеи, предложенные нами, принесут пользу педагогам, столкнувшимся с подобными проблемами. Предлагаю конспект совместной деятельности родителей с детьми, которая в нашем случае принесла несомненную пользу.

 

«Как Ослик уважение искал»

Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: Расширение знания родителей и детей в вопросах нравственности, осознание уважения как основы нравственности.

Задачи:

  • Способствовать приобретению родителями опыта взаимодействия с ребенком, развивать бережное отношение и доверие друг к другу.
  • Воспитывать в детях стремление слушать и слышать других людей.
  • Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Ход совместной деятельности

Педагог предлагает ребятам и взрослым посмотреть отрывок из мультфильма «Как ослик Алфавит учился уважать старших».

После просмотра педагог задает вопрос детям: «Ребята, давайте пофантазируем, подумаем, что же такое Ослик мог совершить, чтобы бабушка отправила его учиться уважать других? (Предполагаемые ответы детей: «Он мог грубо разговаривать с бабушкой, не слушался её, жадничал, передразнивал бабушку, убегал от бабушки, не помогал ей, поэтому бабушке приходилось всё за него делать, возможно, Ослик не жалел бабушку».)

Педагог достаёт игрушку Ослика: «Ребята, а вот и Ослик». Хотите помочь Ослику? Давайте сами узнаем, что такое уважение и расскажем Ослику, и тогда бабушка его простит.

Дети отправляются на помощь Ослику, на своём пути они встречают Мудрую Сову (игрушка бибабо на руке у педагога).

Мудрая Сова: Я летаю, много вижу, много знаю. Знаю, что вы хотите Ослику Алфавиту помочь. Помогу вам разобраться.

Выполняют движения с речью:

Мы летим, летим, летим,

Помочь Ослику хотим.

Поможет нам терпение

Узнать про уважение.

Приглашаю вас в гости в одну семью. Заглянем в окошко и посмотрим, что тут происходит.

Дети с Осликом «заглядывают» в гости в семью. (Приглашаем для инсценировки семью Феди Петрова.)

Мудрая Сова: Здесь собираются пить чай. Давайте посмотрим, что происходит. Инсценировка рассказа Осеевой «Печенье».

Педагог: Ребята, как вы думаете, чему учит нас этот рассказ?

Дети делают вывод: «Нужно думать о близких людях».

Мудрая Сова: Чтобы Ослик не забывал думать о близких, подарю ему символ – сердце.

Сова предлагает полететь дальше:

Выполняется речь с движением:

Мы летим, летим, летим,

Помочь Ослику хотим.

Поможет нам терпение

Узнать про уважение.

Мудрая Сова: Смотрите, огонек в другом окне. Заглянем на огонек. Здесь мама читает рассказ сыну. Семья Жени инсценирует рассказ «Чего нельзя, того нельзя».

Педагог: Чему учит нас этот рассказ?

Дети формулируют вывод: Нельзя грубо разговаривать с близкими людьми. Да и вообще нельзя грубо разговаривать.

Мудрая Сова: Ослик, мы тебе подарим символ - улыбку, и ты будешь помнить, что нужно всегда разговаривать спокойно. А я приглашаю вас продолжить наш путь.

Речь с движением:

Мы летим, летим, летим,

Помочь Ослику хотим.

Поможет нам терпение

Узнать про уважение.

Мудрая Сова: Давайте заглянем еще на один огонек.

Рассказ Осеевой «Лекарство» инсценируют Женя с мамой.

Спрашиваем у Жени: Чему учит нас этот рассказ?

Женя дарит Ослику картинку-символ - «руки».

Ослик: Как же мне все это запомнить?

Педагог: Не расстраивайся, Ослик. Мы сделаем тебе подарок, чтобы ты не забыл, что такое уважение.

Практическая часть

Создаем совместную картину в подарок ослику Алфавиту.

Каждая семья получает в конвертах инструкции и заготовки для конструктивной деятельности. Педагоги озвучивают задание только взрослому:

«Взрослый открывает конверт и читает инструкцию. После этого он должен озвучить инструкцию ребенку так, чтобы тот её понял и выполнил задание. Взрослый может помогать, но делать всё за ребенка не может.

Главная задача для ребёнка – внимательно слушать взрослого. Задача взрослого - донести правильно задание для ребенка и не выполнять его за него.

После выполнения отдельных (семейных) заданий, создаем общую картину.

(Ослик, Бабушка, дом, забор, почтовый ящик, солнышко, облака)

Педагог и Мудрая Сова: Ослик, чтобы ты не забыл, что такое уважение, мы положим наши картинки-символы - сердце, улыбку и руки в тележку.

Педагог: Взрослые и дети, вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Пчелы ищут угощение». Нужно обязательно найти спрятанное вознаграждение за нашу работу.

Совместная игра на развитие слухового внимания, коллективного взаимодействия «Пчелы ищут угощение».

Разыгрываются цветные шары для определения «водящей семьи». Семья, которая водит (мама и дочка), удаляется из групповой комнаты, в это время прячется угощение. Задача остальных – гудеть, как пчёлы, и своим гулом показывать, правильно или неправильно семья ищет угощение (по типу игры «холодно-горячо»). Задача: действовать сообща, слаженно, уметь слышать друг друга. Быть благодарными за помощь.

Педагог дарит Ослику ещё один символ – ухо, для того, чтобы ослик внимательно слушал бабушку.

Рефлексия

Педагог и Сова предлагают ребятам поблагодарить своих мам, пап, бабушек и дедушек за участие в такой интересной деятельности и наградить их красивыми памятными медалями. Таким образом, дети сначала проявляют уважение и благодарность к взрослым. И только после этого педагог и Мудрая Сова предлагают детям вытянуть «наградные купоны» для самих детей.

Мудрая Сова напоминает ослику и ребятам о том, что теперь у них есть символы, которые помогут им не забывать о том, что нужно быть внимательными, вежливыми, уметь слушать родителей, проявлять заботу и уважение к маме, папе, бабушке, дедушке.

 

Материалы для подготовки совместной деятельности:

Рассказы:

В.Осеева «Печенье».

В. Осеева «Лекарство».

В. Осеева «Чего нельзя, того нельзя».

Отрывок из мультфильма по сказке М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших».





Новые публикации

Развлечение в младшей группе «Весеннее пробуждение Мишки»

Развлечение в младшей группе «Весеннее пробуждение Мишки» Цели: Закрепить с детьми знания о природе, животных. Развивать двигательную активность. Вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Материал: костюм медведя, макеты...

Педагогический проект «Дарите детям радость жизни»

Педагогический проект «Дарите детям радость жизни» Актуальность «Театр – это волшебная страна, в котором ребёнок радуется, играя, и в игре он познаёт мир». Мерзлякова С.И. Принцип воспитания ребёнка...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» {pdf=download/files/presentation/file521.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие в страну Головных уборов»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие в страну Головных уборов»   Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это конспект познавательного...

Анкета для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

Анкета для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?» 1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка? а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску...

Календарный план на февраль – март 2016 г.

Календарный план на февраль – март 2016 г.   2 февраля, вторник Тема: «Неживая природа». Режим Совместная деятельность в режимных моментах   НОД Индивидуальная Организация развивающей среды для...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

     
  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

В блогах

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ…

Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары   Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и...

Пространственная предметно развивающая с…

Пространственная предметно развивающая среда Физическое развитие  Двигательный центр Комплект разноцветных кеглей Мячи резиновые Флажки Доска ребристая Палки гимнастические Познавательное развитие Центр математики  Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр...

Дидактическая игра "Кто что ест…

Дидактическая игра «Кто что ест» для младших дошкольников ДОУ Цель: закреплять знания детей о животных (что они едят) развивать мышление, внимание,мелкую моторику рук, память, воспитывать желание заботиться о животных. Задачи:Развивать познавательный интерес, слуховое восприятие...

Дидактическая игра "Кто где живёт?…

«Кто где живет». Цель: Систематизирования представления у детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Задачи: Образовательные: -Формировать умение узнавать образ животных в изображении; -Формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство