Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни
Тема: «Дифференциация звуков Р – Л»

 

Цель: Создать условия для формирования правильной, точной и красивой речи.

Задачи:

  1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков «Р», «Л». Закрепить умение согласовывать числительное с существительным в роде и числе. Закрепить навык спряжения глаголов в настоящем времени.
  2. Развивать фонематический слух, навык звукового анализа, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.
  3. Воспитывать аккуратность, доброту, отзывчивость, взаимопомощь, любовь к окружающему миру.

Оборудование: зеркала, фломастеры, карта, сокровища, сундук, корабль, ноутбук, проектор, видео обращение капитана «Врунгеля», буквы «Р» и «Л», звуковые дорожки, пособие «Ветерок», поляна цветов, коллаж «Морская улитка и конек», карточки для индивидуальной работы, медали с изображением капитана Врунгеля.

 

Ход

1. Вводная часть

Ребята, к нам на занятие пришло видеосообщение. Хотите узнать кто нам его отправил? (Да.) Тогда давайте его смотреть.

2. Сообщение темы через постановку проблемы

Здравствуйте, ребята. Меня зовут капитан Врунгель. Пираты похитили сокровища и спрятали их в кратере вулкана. Чтобы узнать какие сокровища были похищены и найти их, нужно в пустые клеточки вставить пропущенные буквы, а какие я не знаю.

Помогите мне ребята, а в помощь я вам отправляю карту. (Видео обращение капитана.)

Поможем капитану? (Да.) Для этого нам нужно пройти все испытания приготовленные пиратами. Готовы? (Да.) Тогда отправляемся в путь.

3. Работа над дыханием

Наш кораблик отходит от острова «Ветров» и чтобы корабль выбрал правильный курс ему нужен попутный ветер, а для этого давайте поиграем в игру «Ветерок».

Наш кораблик выбрал правильный путь и идет по проливу «Гимнастика»

4. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Чтобы без помех пройти по данному проливу и приблизиться к месту где спрятаны сокровища нам нужно правильно выполнить артикуляционную гимнастику

- «Заборчик – рупор»

- «Качели»

- «Чистим верхние зубы»

- «Вкусное варенье»

- «Маляр»

- «Лошадка»

- «Грибок»

- «Гармошка»

Мы с вами с успехом прошли испытание приготовленное пиратами и наш корабль плывет дальше. Посмотрите, из воды что-то виднеется. Может это похищенные сокровища? Посмотрим? (Да.) Что это такое? (Буквы «Р» и «Л».) Давайте возьмем их с собой может они нам пригодятся в пути. Продолжаем путь и наш корабль подходит к протоку «Звуков».

5. Характеристика звуков

Вот сейчас нам и пригодятся найденные буквы «Р» и «Л».

Ребята, буквы мы с вами ... (видим и пишем), а звуки ... (слышим и произносим). Звук [Л] живет в своем домике – букве «Л», а звук [Р] живет в своем домике – букве «Р». И чтобы нам успешно пройти данный проток нужно пиратам рассказать как у нас расположены губы, зубы и язычок при произношении звука [Р] , [Л ]. Уточнить чем у нас похожи и чем отличаются данные звуки.

6. Изолированное произношение звуков [Р], [ Л]

Молодцы, вы все правильно рассказали про данные звуки, но пираты не хотят пропускать наш корабль, так как главное условие прохождения данного протока это умение красиво произносить звуки [Р] и [Л]. Давайте произнесем красиво данные звуки и отправимся в путь на поиски сокровищ. (Дети произносят данные звуки, пробегая по звуковым дорожкам.)

7. Основная часть

А) Дифференциация звуков [Р], [Л] в слогах

Вот мы с вами произнесли красиво звуки [Р] и [Л] и сейчас наш корабль подплывает к равнине «Цветов» мы выйдем на данный равнину и соберем красивые букеты цветов. Посмотрите, мы оказались на поляне, где все цветы растут парами. Нам нужно собрать данные цветы в красивый букет и подарить пиратам. И чтоб это сделать вы должны красиво произнести слоги со звуками [Р] и [Л]. Помните, что нельзя ошибаться и тогда цветы сами соберутся в букет. (При правильном произношении пара цветов соединяется с рукой пирата.) Начали!

РА – ЛА, ЛО – РО, ЛУ – РУ, ЛЫ – РЫ, ЛА – РА, РО – ЛО, РА – ЛА – РА, РО – РО – ЛО, ЛУ – РУ – ЛУ, АЛ – АР, ОР – ОЛ, ОР – ОЛ – ОЛ, ИР-ИЛ – ИР,

ЛАР - ЛОР, РУЛ - РЫЛ

Молодцы, правильно произносили слоги со звуками [Р], [Л] и смогли собрать красивый букет, который мы подарили пиратам. Теперь наш корабль может продолжать свой путь в поисках украденных сокровищ.

Б) Дифференциация звуков [Р], [Л] в словах

Наш корабль подплывает к необычному озеру «Морских улиток и Коньков». На пути кораблю встретилась большая улитка и конек. Они не хотят пропускать нас пока мы не пройдем путь от их хвостика до рожек и не назовем правильно все изображенные на их раковине и спинке картинки. Готовы? (Да). Но не забывайте правильно произносить звуки [Р] и [Л], называя изображенные на их спинке картинки и тогда мы сможем продолжить путь и приблизится к нашей цели (дети называют предметы, изображенные на спине морских обитателей, в которых присутствуют звуки [Р], [Л]).

Мы успешно преодолели данное препятствие и теперь путь свободен. Мы подплываем к острову «Физкультминутки»

В. Физкультминутка

На данном острове нам нужно отдохнуть и набраться сил. Пираты любят заниматься физкультурой. Нам нужно от них не отставать, чтоб стать ловкими, быстрыми и найти сокровища.

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и поскакать.

Наклонились вправо, влево.

И беремся вновь за дело.

Вот мы с вами отдохнули и набрались сил. Пора отправляться в путь.

Г. Дифференциация звуков Р, Л в словосочетаниях.

Наш корабль подходит к проливу «Математика». Чтобы без помех пройти по данному проливу нужно правильно посчитать предметы от 1 до 6 и красиво произнести звуки [Р], [Л], чтобы вам легче было считать, указывайте пальчиком на цифры под картинками.

ЗЕРКАЛО, МУРЗИЛКА, КРОКОДИЛ, КРЫЛО.

Вот мы правильно посчитали предметы, встретившиеся на нашем пути, и можем продолжить путь.

Д. Дифференциация звуков [Р], [Л] в предложениях

Наш корабль заходит в залив «Изменений». Это очень опасный залив и пройдя его мы выйдем к пещере сокровищ и найдем то, что похитили пираты. Чтобы его преодолеть нужно не ошибаясь изменять предложения и правильно произносить звуки [Р], [ Л]. Готовы?

Я РАЗБИЛ КРУГЛОЕ ЗЕРКАЛО (ТЫ.., ОН.., ОНА.., МЫ.., ВЫ.., ОНИ.)

Я РАСКЛАДЫВАЮ РАСКЛАДУШКУ.

Вот мы преодолели последнее препятствие и наш корабль причалил к пещере. Давайте отодвинем камень от пещеры и узнаем, что там.

Что вы обнаружили в пещере? (Мармелад.) Теперь мы сможем помочь капитану вставить в клеточки пропущенные буквы и узнать, что похитили пираты? (Да.) Какие буквы мы должны вставить в пустые клеточки? («Р», «Л».) Какое слово получилось? (Мармелад.) Молодцы. Если вы правильно вставили буквы в слове и правильно его назвали, то сейчас с нами выйдет на связь капитан Врунгель, а в руках у него будет найденное сокровище. (Видео обращение капитана с возвращенными сокровищами в руках. Капитан благодарит детей и прощается с ними, посылая сундук с подарками.)

8. 3аключительная часть

Рефлексия.

Игра «Я начну, а ты закончи.... »

- Сегодня для меня было самым интересным....

- Сегодня для меня было трудно....

- Сегодня для меня было легко....

- Сегодня мне запомнилось ...



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей…

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного...

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Читайте также

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...