Конспект логопедического занятия «Звук и буква О»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия: «звук», «слово»;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать речевое внимание детей.
Оборудование: интерактивная доска; презентация с картинками: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, картинка буквы О, картинка пальчиковой азбуки «Буква О», картинки с изображениями предметов похожими на букву О; карточки для артикуляционной гимнастики; зеркала по количеству детей; предметные картинки со звуком О в начале, середине и конце слова в ударной позиции; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; пустые таблицы для составления схем слога и слова.
Ход занятия
- Организационный момент:
Игра «Слушай, повторяй!»
Логопед просит детей повторить слова:
Мак – бак – так
Ток – тук – так
Бык – бак – бок
Дам – дом – дым.
- Развитие общей моторики: «Туфелька»
Туфельки нарядные, (правая нога вперёд, на носок)
Туфельки парадные, (левая нога вперёд, на носок)
Лаковые, с ремешком, (правая нога вперёд, на пятку)
И подошва с каблучком. (левая нога вперёд, на пятку)
Туфли Маше в самый раз
Можно выходить на пляс. (руки на пояс, «пляшут»)
- Развитие мелкой моторики: «Обувь»
В магазине много есть (показывают «домик»)
Обуви хорошей. (идут пальчиками по столу)
Есть сапожки и ботинки,
Босоножки, валенки, галоши. (соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца)
- Массаж лица:
Солнышко проснулось,
Лобика коснулась,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Будут розовыми щёчки:
Вверх – вниз, вверх – вниз. (Зигзагообразные движения)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулась,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)
- Развитие мимических мышц:
Ножки, ножки
Бежали по дорожке, (радостное выражение лица)
Лугом, лесочком
Прыгали по кочкам, (удивление)
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок. (разочарование)
- Развитие артикуляционной гимнастики:
Логопед рассказывает сказку про весёлого Язычка и показывает карточки. Дети контролируют выполнения гимнастики, смотря в зеркала.
«Наш весёлый Язычок пошёл гулять. На улице он встретил Лягушку (улыбнулись широко, зубы прикрыты) и Слоника (вытянули губы трубочкой вперёд). Вместе они стали играть в футбол (языком толкаем щёчки). После футбола волосы у Язычка растрепались и он взял расчёску и расчесался («расчёсываем» язык зубками). А потом он почистил зубы («почистить зубы языком)»
Логопед обязательно следит за правильностью выполнения артикуляционной гимнастики.
- Работа над развитием дыхания и голоса:
Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «Оооо». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». Логопед следит за правильностью выполнения этого задания: при выдохе щёки не надуваются.
- Игра-эксперимент: «Воздушный шар»
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Логопед просит детей встать в круг, затем лечь на ковёр ногами к центру.
Методика проведения: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движение пупка: на нем лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.
Медленный, плавный вдох, без каких – либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4 -10 раз. Логопед обращает внимание детей на то, что при вдохе живот надувается, как воздушный шарик, а при выдохе – сдувается. После выполнения логопед просит сесть детей на стульчики.
- Объявление темы:
Логопед показывает на интерактивной доске сюжетную картинку, на которой девочка охает от боли.
Логопед: Ребята, посмотрите, это девочка Оля. Она заболела и охает: «О – о – о». Какой звук она произносит? (О) Сегодня мы с вами познакомимся со звуком О.
- Акустико-артикуляционный образ звука:
Логопед: Давайте возьмём зеркало и понаблюдаем, как произносится звук О. Все вместе произнесём звук О. Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Поэтому звук О какой? Звук О – гласный, обозначать его будем красным цветом.
Не всем детям легко определить, какой это звук. Обязательно надо напомнить, какой звук называется гласный (звук можно пропеть, при произнесении звука язык, зубы и губы не мешают воздушной струе выйти из ротика)
- Связь буквы и звука:
Логопед: Посмотрите: это буква О. (логопед показывает на интерактивной доске букву О). Она похожа на наши губки, когда мы произносим звук О. Пальчиками проведите по губкам. А на что ещё похожа буква О? (Дети высказывают свои мысли: на овал, на бублик, на колесо. Затем логопед показывает картинки с изображением предметов похожих на букву О)
- Пальчиковая азбука:
Логопед показывает на интерактивной доске рисунок с изображением, как с помощью пальцев изобразить букву О. логопед объясняет, как показать пальчиками букву О. Дети повторяют. У некоторых детей возможно не получится сразу повторить за логопедом. Логопед подходит к таким детишкам и в индивидуальном порядке помогает им.
- Развитие фонематического слуха:
Дети называют все картинки, которые показаны на интерактивной доске (картинки, в названии которых звук О – ударный)
Логопед: Теперь назовите только те картинки, в названии которых звук О находится в начале слова.
Если у детей возникли трудности, то логопед утрированно произносит каждое слово, выделяя звук О.
- Физминутка: выполнение движений по тексту
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
и бегаем кругом.
- Закрепление звука в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.
Логопед: Сколько звуков я произнесла? Давайте посчитаем. Назовите первый звук. (О) Назовите второй звук. (П) О – это какой звук? Гласный или согласный? (Гласный, фишка красного цвета). Звук П? (Согласный, фишка синего цвета)
Выложите из фишек слог ОП. Покажите звук О на схеме. Покажите звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков?
Таким же образом проводится анализ слогов ОУ, ОА.
- Закрепление звука в словах:
Анализировать с детьми слова со звуком О в начале.
Дети: В слове «окунь» звук О находится в начале (окна, обруч, осень).
Если ребёнок ответил неполным ответом, обязательно просим его ответить полным ответом, при необходимости подсказать как правильно.
Логопед: Давайте теперь выложим на схеме красной фишкой звук О. Звук О в начале, значит красную фишку на какую клетку надо выложить: на первую, посередине или на последнюю?
Дети: На первую клетку.
Если дети затрудняются с ответом, то напомнить, что если звук в начале слова, то фишку выкладываем на первую клетку.
- Итог занятия:
Логопед: Как охала Оля? (О-о-о)
Какой это звук? (Звук О – гласный звук) (если дети ответили неполным ответом: «Гласный», то логопед просит ответить полным ответом)
Назовите слова, которые начинаются со звука О. (осень, обруч, окунь)
- Оценка работы детей:
- Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами сегодня справились со всеми заданиями? (Да) А что для вас было самое трудное? (Выложить схему, определить на каком месте звук О) Да, что-то было сложное и трудное, но мы с вами справились, вы – молодцы!
- Домашнее задание: в рабочей тетради урок «Звук и буква О»
- Задания для закрепления на индивидуальных занятиях:
Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопает, когда услышит звук О.
Закреплять знания характеристики звука О: звук О – гласный (воздух выходит свободно, губы, язык, зубы не мешают, можно пропеть), обозначается красным цветом.
Учить выделять начальный звук в словах: окунь, обруч, осень.
- Во время занятия логопед отмечает детей, у которых есть трудности в освоении новых знаний. Для того, что дать задание на вечер воспитателям: позаниматься с этими детьми, закрепить полученные знания.
Читайте также |
---|
Кружковая работа «Грибочки для белочки»
Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...
Источники творчества в профессии для молодого педагога
Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...