Конспект логопедического занятия «Звук и буква О»

 

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать голос и дыхание;

- развивать фонематические процессы;

- закреплять понятия: «звук», «слово»;

- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: интерактивная доска; презентация с картинками: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, картинка буквы О, картинка пальчиковой азбуки «Буква О», картинки с изображениями предметов похожими на букву О; карточки для артикуляционной гимнастики; зеркала по количеству детей; предметные картинки со звуком О в начале, середине и конце слова в ударной позиции; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; пустые таблицы для составления схем слога и слова.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Игра «Слушай, повторяй!»

Логопед просит детей повторить слова:

Мак – бак – так

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Дам – дом – дым.

  1. Развитие общей моторики: «Туфелька»

Туфельки нарядные, (правая нога вперёд, на носок)

Туфельки парадные, (левая нога вперёд, на носок)

Лаковые, с ремешком, (правая нога вперёд, на пятку)

И подошва с каблучком. (левая нога вперёд, на пятку)

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс. (руки на пояс, «пляшут»)

  1. Развитие мелкой моторики: «Обувь»

В магазине много есть (показывают «домик»)

Обуви хорошей. (идут пальчиками по столу)

Есть сапожки и ботинки,

Босоножки, валенки, галоши. (соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца)

  1. Массаж лица:

Солнышко проснулось,

Лобика коснулась,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Будут розовыми щёчки:

Вверх – вниз, вверх – вниз. (Зигзагообразные движения)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулась,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)

  1. Развитие мимических мышц:

Ножки, ножки

Бежали по дорожке, (радостное выражение лица)

Лугом, лесочком

Прыгали по кочкам, (удивление)

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок. (разочарование)

  1. Развитие артикуляционной гимнастики:

Логопед рассказывает сказку про весёлого Язычка и показывает карточки. Дети контролируют выполнения гимнастики, смотря в зеркала.

«Наш весёлый Язычок пошёл гулять. На улице он встретил Лягушку (улыбнулись широко, зубы прикрыты) и Слоника (вытянули губы трубочкой вперёд). Вместе они стали играть в футбол (языком толкаем щёчки). После футбола волосы у Язычка растрепались и он взял расчёску и расчесался («расчёсываем» язык зубками). А потом он почистил зубы («почистить зубы языком)»

Логопед обязательно следит за правильностью выполнения артикуляционной гимнастики.

  1. Работа над развитием дыхания и голоса:

Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «Оооо». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». Логопед следит за правильностью выполнения этого задания: при выдохе щёки не надуваются.

  1. Игра-эксперимент: «Воздушный шар»

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Логопед просит детей встать в круг, затем лечь на ковёр ногами к центру.

Методика проведения: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движение пупка: на нем лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких – либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 -10 раз. Логопед обращает внимание детей на то, что при вдохе живот надувается, как воздушный шарик, а при выдохе – сдувается. После выполнения логопед просит сесть детей на стульчики.

  1. Объявление темы:

Логопед показывает на интерактивной доске сюжетную картинку, на которой девочка охает от боли.

Логопед: Ребята, посмотрите, это девочка Оля. Она заболела и охает: «О – о – о». Какой звук она произносит? (О) Сегодня мы с вами познакомимся со звуком О.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука:

Логопед: Давайте возьмём зеркало и понаблюдаем, как произносится звук О. Все вместе произнесём звук О. Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Поэтому звук О какой? Звук О – гласный, обозначать его будем красным цветом.

Не всем детям легко определить, какой это звук. Обязательно надо напомнить, какой звук называется гласный (звук можно пропеть, при произнесении звука язык, зубы и губы не мешают воздушной струе выйти из ротика)

  1. Связь буквы и звука:

Логопед: Посмотрите: это буква О. (логопед показывает на интерактивной доске букву О). Она похожа на наши губки, когда мы произносим звук О. Пальчиками проведите по губкам. А на что ещё похожа буква О? (Дети высказывают свои мысли: на овал, на бублик, на колесо. Затем логопед показывает картинки с изображением предметов похожих на букву О)

  1. Пальчиковая азбука:

Логопед показывает на интерактивной доске рисунок с изображением, как с помощью пальцев изобразить букву О. логопед объясняет, как показать пальчиками букву О. Дети повторяют. У некоторых детей возможно не получится сразу повторить за логопедом. Логопед подходит к таким детишкам и в индивидуальном порядке помогает им.

  1. Развитие фонематического слуха:

Дети называют все картинки, которые показаны на интерактивной доске (картинки, в названии которых звук О – ударный)

Логопед: Теперь назовите только те картинки, в названии которых звук О находится в начале слова.

Если у детей возникли трудности, то логопед утрированно произносит каждое слово, выделяя звук О.

  1. Физминутка: выполнение движений по тексту

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

и бегаем кругом.

  1. Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Давайте посчитаем. Назовите первый звук. (О) Назовите второй звук. (П) О – это какой звук? Гласный или согласный? (Гласный, фишка красного цвета). Звук П? (Согласный, фишка синего цвета)

Выложите из фишек слог ОП. Покажите звук О на схеме. Покажите звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Таким же образом проводится анализ слогов ОУ, ОА.

  1. Закрепление звука в словах:

Анализировать с детьми слова со звуком О в начале.

Дети: В слове «окунь» звук О находится в начале (окна, обруч, осень).

Если ребёнок ответил неполным ответом, обязательно просим его ответить полным ответом, при необходимости подсказать как правильно.

Логопед: Давайте теперь выложим на схеме красной фишкой звук О. Звук О в начале, значит красную фишку на какую клетку надо выложить: на первую, посередине или на последнюю?

Дети: На первую клетку.

Если дети затрудняются с ответом, то напомнить, что если звук в начале слова, то фишку выкладываем на первую клетку.

  1. Итог занятия:

Логопед: Как охала Оля? (О-о-о)

Какой это звук? (Звук О – гласный звук) (если дети ответили неполным ответом: «Гласный», то логопед просит ответить полным ответом)

Назовите слова, которые начинаются со звука О. (осень, обруч, окунь)

  1. Оценка работы детей:
  2. Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами сегодня справились со всеми заданиями? (Да) А что для вас было самое трудное? (Выложить схему, определить на каком месте звук О) Да, что-то было сложное и трудное, но мы с вами справились, вы – молодцы!
  3. Домашнее задание: в рабочей тетради урок «Звук и буква О»
  4. Задания для закрепления на индивидуальных занятиях:

Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопает, когда услышит звук О.

Закреплять знания характеристики звука О: звук О – гласный (воздух выходит свободно, губы, язык, зубы не мешают, можно пропеть), обозначается красным цветом.

Учить выделять начальный звук в словах: окунь, обруч, осень.

  1. Во время занятия логопед отмечает детей, у которых есть трудности в освоении новых знаний. Для того, что дать задание на вечер воспитателям: позаниматься с этими детьми, закрепить полученные знания.




Новые публикации

Закаливание детей

Закаливание детей Основы будущего здоровья человека и его долголетия закладываются в детском возрасте. Поэтому уже с первых дней жизни необходимо уделять...

Конспект НОД (музыка) в старшей группе на тему: «Матушка с…

Конспект НОД (музыка) в старшей группе на тему: «Матушка с ярмарки пришла, игрушки принесла» Оборудование: корзинка с игрушками: глиняными – филимоновской...

Проект «Новогодние каникулы дошколят»

Проект «Новогодние каникулы дошколят» Пояснительная записка Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело и с...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в специализированной (коррекционной) группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в специализированной (коррекционной) группе по теме «Домашние птицы. Петух» Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом ...

Летний спортивный праздник «Летние спортивные игры»

Летний спортивный праздник«Летние спортивные игры»   Задачи: 1. Создать атмосферу праздника, дух соревнований; 2. Развивать физические качества: Быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу; 3. Обеспечивать высокую...

Презентационные материалы по теме «Труд людей», направленные на воспитание у…

Презентационные материалы по теме «Труд людей», направленные на воспитание у старших дошкольников ценностного отношения к труду   Важным направлением социального и познавательного развития...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»

Sample Image

   Сегодня вашему вниманию я предлагаю фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»    Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная и приносит в дом хорошие вести, радость и счастье. Оберег хорошего...

Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Ход развлечения: (Малыши и старшие девочки делятся на 4 группы и рассаживаются :каждая группа вокруг своего стола) Ведущая: В старину на...

Театрализация Пушкина

Цель : Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С. Пушкина Задачи : Образовательные: 1. Знакомство детей с произведениями А.С.Пушкина 2. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок. Развивающие: 1. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство