Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: «Ранние признаки весны. Звук и буква Р»

 

 

Цели: Обобщение знаний о первых признаках весны в природе.

Продолжать знакомство со звуком и буквой Р.

Задачи:

  • неречевые – развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие зрительного внимания, мышления, памяти, слухового внимания, воображения; уточнение знаний о первых признаках весны; профилактика нарушений письменной речи;
  • речевые – расширение, уточнение, актуализация словаря по теме ранняя весна; формирование связной речи, закрепление умения отвечать полным предложением, совершенствование грамматического строя речи, совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения;
  • педагогические – формирование инициативности, сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, развитие учебных навыков, умение слушать других.

Оборудование:

наборное полотно, магнитная доска, три картинки весны и одна картинка зимы, большой мяч, рабочие тетради, предметные картинки, «травка» для массажа пальчиков, простые карандаши, цветные карандаши, палочки для выкладывания схем предложений, «светофорчики» для звуковых схем, пк для просмотра презентации.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент. Разминка для ума «Что зачем и перед чем?» (Развитие мышления и внимания)

Логопед. Здравствуйте, ребята. Мне нужны ваши внимательные ушки.

Какое время года сейчас? Что после марта? Что перед апрелем? Что после апреля?

Дети. Весна. Апрель. Март. Май.

Логопед. Молодцы ребята! Сейчас подойдите, пожалуйста, к столу, внимательно посмотрите и скажите, какая картинка лишняя и почему.

Вниманию детей предлагаются три весенние картинки и одна зимняя. Дети выбирают лишнюю картинку и объясняют свой выбор. Садятся за столы.

2. Упражнение «Расскажу и покажу»

Логопед. Подравняли ножки, спинки, руки на столах. Мы продолжаем говорить о весне. Вспомним наш рассказ об изменениях в природе ранней весной. Расскажем и покажем.

Логопед включает презентацию «Зима. Признаки зимы». Дети сопровождают картинки рассказом и движениями.

Пришла весна (обвести картинку рукой).

Расчистилось небо (подуть, одновременно делая движение рукой вперед и в стороны, как бы раздвигая тучи).

Стало пригревать солнце (раздвинуть пальцы, перекрестить ладони).

Тает повсюду снег (волнообразными движениями развести руки в стороны).

На реках трещит лед (движение ладонями друг над другом).

Возвращаются перелетные птицы (махать руками как крыльями).

Появляются первые цветы (руками показать цветок).

Посмотрели повыше – сосульки на крыше: (стучать кончиками пальцев по

Кап-кап-капель приближается апрель. столу).

Вдруг пошел дождь: на деревья, на дома, на людей. (показать деревья, дома...)

Логопед. Какой признак ранней весны мы не назвали?

Дети. Проталины.

3. Игра «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи.)

Логопед. Долгожданной весной все радует глаз. Так и хочется обо всем сказать ласково. Поиграем в игру «Назови ласково».

Солнце – солнышко, луч, дождь, сосулька, проталина, лед, ручей, день.

4. Игра «Хлопушки». (Совершенствование навыка деления слов на слоги.)

Логопед. Разделим весенние слова на слоги. Игра «Хлопушки» с мячом.

Весна, март, цветок, сосулька, лед, проталина.

Логопед. Какое слово самое короткое? Самое длинное?

Ответы детей.

5. Игра «Диктофон» (Развитие слухового внимания.)

Логопед. Вы сжимаете кулачки-«диктофоны» и запоминаете, что я скажу. Потом ваши «диктофоны» воспроизводят услышанное.

Март, апрель, май. Февраль, март, апрель, май. Февраль, март, апрель, май, июнь.

6. Работа в тетрадях и массаж пальчиков «травкой». (Развитие мелкой моторики, активизация речевых зон.)

Логопед. Отгадайте загадку. «Ледяная бахрома разукрасила дома?

Дети. Сосульки.

Разукрасим сосульки, но сначала массаж ваших пальчиков «травкой» («как по лугу-лугу, по зелену лугу…)

Дети самостоятельно выполняют массаж, а затем обводят и разукрашивают контур сосулек.

7. Динамическая пауза. (Развитие общей моторики, сочетание речи с движением.)

Логопед приглашает детей на ковер: Вышли на лужок, сделали кружок.

От сосулек звон, звон, звон.

Просыпайся клен, клен, клен.

Растопился снег, снег, снег.

Ручейки – в бег, бег, бег.

Гром шагает – топ, топ, топ.

Почки слышно – хлоп, хлоп, хлоп.

Дети возвращаются на свои места.

8. Упражнения со звуком и буквой Р. (Совершенствование грамматического строя речи, развитие звуко-буквенного анализа слов.)

Логопед. Мы продолжаем. Вспомните, как называется 1-й месяц весны?

Дети. Март.

Логопед. Правильно. Назовите 3-й звук в слове март.

Дети. Звук -Р-.

Логопед. Что вы уже знаете об этом звуке?

Дети. Это согласный, звонкий, твердый или мягкий звук.

Логопед раздает листочки для индивидуальной работы.

Логопед. Задание: нужно самостоятельно определить место -Р- в названии картинок и написать букву -Р- в схемах. Вспомним, как пишется буква -Р-, в какую сторону смотрит буква -Р-.

Ответы детей полными предложениями.

Затем дети выкладывают звуковые схемы названий предметов: роза, кран. Делят на слоги. Составляют предложение со словом «роза», выкладывают схему предложения, называют количество слов в предложении.

9. Проговорить чистоговорку «Бобры добры для своих бобрят».

10. Итог занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем сегодня говорили на занятии.

Дает положительную оценку всем детям. Если осталось время, можно дать дополнительное упражнение.

Дополнительное упражнение «Чего не бывает?». (Совершенствование грамматического строя речи, усвоение категории родительного падежа.)

Логопед. Теперь составьте предложения, в которых вы скажете «чего не бывает весной». Образец: «Весной не бывает листопада».

Дети. Весной не бывает морозов. Весной не бывает жары. Весной не бывает листопада. Весной не бывает грибов.

Логопед. Молодцы. Все верно.

 

Список используемой литературы:

О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении»

Тема: «Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» (Из опыта работы.) Слайд 1 титульный. Слайд 2 (Цель) Работа в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется иным содержанием –...

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Читайте также

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...

Конспект осенней прогулки

Конспект осенней прогулки Задачи: Обеспечить детям полноценный активный отдых на прогулке, создать эмоциональный комфорт у детей, стимулировать детей к включению в процесс...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Зазеркалье» Цель: развивать творческое воображение посредством нетрадиционного рисования...