Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Поездка в Кошкино»
Цели занятия:
Коррекционные цели:
- автоматизация звука «Ш» в различных речевых структурах (в слогах, словах, предложениях и тексте);
- совершенствование развития моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа;
Образовательные цели:
- закрепление знаний о механизме образования звука «Ш» и его акустических особенностей;
- понимание и создание конструкций с терминами, выражающими отношения пространства и последовательности;
- развитие интереса к пословицам, потребность в их употреблении;
- развитие правильного построения связного высказывания;
- обучение конструированию по заданной схеме.
Воспитательные цели:
- воспитание у детей самоконтроля за речью;
- вовлечение детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Оборудование: наборы конструктора LEGO Education для постройки вагончиков, ЛЕГО – кубики синего, зеленого и красного цвета для составления звуковой схемы слова «Кошкино» и буквы Ш, набор ЛЕГО - фигурок (животные), схема конструкции вагона, платформы разного размера, готовые ЛЕГО – постройки домиков, машины и паровоза.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Пальчики здороваются.
2. Объявление темы.
- Загадка.
Рано утром он проснулся,
Встал, зевнул и потянулся.
Лапкой мордочку умыл
И покушать попросил: «Мяу!»
- Кто это? (Кот.)
- Жили-были кошка, кот и шесть котят (Логопед ставит перед ребенком восемь кошек из набора Лего (животные). Получили они сегодня приглашение в гости в деревню Кошкино.
- В гости в Кошкино нас приглашают.
Поиграть нам предлагают.
- На чем можно поехать? (На машине.)
- Сегодня мы с тобой поедем в гости и будем постоянно следить за правильным произнесением звука «Ш».
3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
а) Развитие общей моторики. «Шофер» (игра с воображаемым предметом».
б) Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: «Окошко», «Лопаточка», «Чашечка».
Сели кошки в машину, но прокололась шина у машины.
в) Развитие речевого дыхания и голоса.
- Прокололась шина у машины.
Произнесение звука ш-ш-ш-ш.
4. Акустико – артикуляционный образ звука. Характеристика звука.
Произнесение изолированного звука «Ш» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Звук «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Замени первый звук в слове на звук «Ш»
(тапка – шапка, чашка – шашка, топот – шепот, Гарик – шарик, майка – шайка, мыло – шило, дар – шар, мышка – шишка).
6. Связь звука с буквой.
- Чтобы попасть в Кошкино, нам нужно доехать до остановки «Буква Ш»
Анализ буквы Ш.
- На детали ЛЕГО посмотри,
Букву Ш скорее собери.
(Ребенок самостоятельно складывает на платформе букву Ш из синих кирпичиков.)
7. Закрепление звука в слогах.
Воспроизведение слоговых рядов с разной интонацией:
- Утверждала: ош-аш-уш-иш.
- Радовалась: шва-шво-шву-шва!
- Спрашивала: ша-шо-шу-ши?
8. Закрепление звука в словах.
а) Игра «Куда пойдешь – то и найдешь».
- Мы со звуком «Ш» играем и игрушки подбираем.
(Игрушки из Лего расположены на платформе в различных направлениях от местоположения ребенка.)
- Направо пойдешь – мишку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь, за елочкой – мартышку найдешь, на елочке – шишку найдешь, прямо по пешеходной дорожке пойдешь – мышку найдешь, налево пойдешь – лягушку найдешь.
9. Звуковой анализ и синтез слова «Кошкино», графическая запись.
(Ребенок составляет графическую запись, используя кубики синего, зеленого и красного цвета из конструктора ЛЕГО.)
10. Закрепление произношения звука «Ш» в чистоговорках.
-Животные просят тебя повторить и запомнить чистоговорки:
Ошка – ошка – ошка – на окошке кошка.
Ушка – ушка – ушка – у кошки лягушка.
Ишка – ишка – ишка – на кошку упала шишка.
Ышка – ышка – ышка – погладила кошку мартышка.
11. Автоматизация звука в предложении.
- Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?
12. Закрепление звука в тексте. Заучивание стихотворения «Кошкин вагон».
- У машины лопнула шина, да и кошек у нас – восемь, не поместятся все в машину. На чем еще можно поехать, чтобы все разместились по местам?
- На поезде.
- Паровозик есть, а чего не хватает? (Вагончиков.)
а) Сборка конструкции вагона по наглядной схеме. (Логопед и ребенок строят по одному вагончику к паровозику.)
1. Краткая беседа о поездах, которые ребенок видел в процессе поездок с родителями, иллюстраций с их изображением. Установить связь между внешним видом и функциональным назначением.
2. Знакомство с деталями, способом их крепления (например, как крепятся колеса).
3. Рассматривание схемы сборки.
4. Сборка конструкции вагона одновременно ребенком и логопедом.
5. Анализ выполненной работы.
Рассматривание, сравнение готовых конструкций между собой (логопеда и ребенка).
6. Обыгрывание постройки по тексту стихотворения.
б) Заучивание стихотворения «Кошкин дом».
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон – восемь кошек.
Проводник Гав – гав смущен,
Восемь плошек не нашел.
13. Домашнее задание.
Повтори с мамой стихотворение дома. Нарисуй картинку к стихотворению.
14. Итог занятия.
Давай вспомним, какой звук учились произносить?
15. Оценка речевой деятельности ребенка.
- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук «Ш», отличный вагончик построил для котят. Чтобы ты о них не забывал, они приготовили для тебя сюрприз со звуком «Ш».
(Логопед дарит воздушный шар).
Навыки, которые приобретут дети:
Последовательно и логично строит речевое высказывание.
Пользуется лексическим ЛЕГО – словарем.
Читает и строит по схеме.
Умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.
Умение работать по инструкции (устной или в виде схемы).
Точные, скоординированные движения детских рук при манипулировании деталями.
Ребенок может самостоятельно по схеме собрать вагончик, буквы, совершать игровые действия в зависимости от замысла игры,
Умеет слушать инструкцию логопеда и давать инструкции другому ребенку.
Изобретательность, стремление к поиску нового, оригинального, волевые качества.
Социальные навыки: самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, умение работать в коллективе.
Ребенок видит результат своей деятельности.
Читайте также |
---|
Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»
Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...
Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ
Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ Причины детского травматизма Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных...
Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»
Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...