Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Поездка в Кошкино»

Цели занятия:

Коррекционные цели:

- автоматизация звука «Ш» в различных речевых структурах (в слогах, словах, предложениях и тексте);

- совершенствование развития моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа;

Образовательные цели:

- закрепление знаний о механизме образования звука «Ш» и его акустических особенностей;

- понимание и создание конструкций с терминами, выражающими отношения пространства и последовательности;

- развитие интереса к пословицам, потребность в их употреблении;

- развитие правильного построения связного высказывания;

- обучение конструированию по заданной схеме.

Воспитательные цели:

- воспитание у детей самоконтроля за речью;

- вовлечение детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Оборудование: наборы конструктора LEGO Education для постройки вагончиков, ЛЕГО – кубики синего, зеленого и красного цвета для составления звуковой схемы слова «Кошкино» и буквы Ш, набор ЛЕГО - фигурок (животные), схема конструкции вагона, платформы разного размера, готовые ЛЕГО – постройки домиков, машины и паровоза.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Пальчики здороваются.

2. Объявление темы.

- Загадка.

Рано утром он проснулся,

Встал, зевнул и потянулся.

Лапкой мордочку умыл

И покушать попросил: «Мяу!»

- Кто это? (Кот.)

- Жили-были кошка, кот и шесть котят (Логопед ставит перед ребенком восемь кошек из набора Лего (животные). Получили они сегодня приглашение в гости в деревню Кошкино.

- В гости в Кошкино нас приглашают.

Поиграть нам предлагают.

- На чем можно поехать? (На машине.)

- Сегодня мы с тобой поедем в гости и будем постоянно следить за правильным произнесением звука «Ш».

3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

а) Развитие общей моторики. «Шофер» (игра с воображаемым предметом».

б) Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Окошко», «Лопаточка», «Чашечка».

Сели кошки в машину, но прокололась шина у машины.

в) Развитие речевого дыхания и голоса.

- Прокололась шина у машины.

Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

4. Акустико – артикуляционный образ звука. Характеристика звука.

Произнесение изолированного звука «Ш» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Звук «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Замени первый звук в слове на звук «Ш»

(тапка – шапка, чашка – шашка, топот – шепот, Гарик – шарик, майка – шайка, мыло – шило, дар – шар, мышка – шишка).

6. Связь звука с буквой.

- Чтобы попасть в Кошкино, нам нужно доехать до остановки «Буква Ш»

Анализ буквы Ш.

- На детали ЛЕГО посмотри,

Букву Ш скорее собери.

(Ребенок самостоятельно складывает на платформе букву Ш из синих кирпичиков.)

7. Закрепление звука в слогах.

Воспроизведение слоговых рядов с разной интонацией:

- Утверждала: ош-аш-уш-иш.

- Радовалась: шва-шво-шву-шва!

- Спрашивала: ша-шо-шу-ши?

8. Закрепление звука в словах.

а) Игра «Куда пойдешь – то и найдешь».

- Мы со звуком «Ш» играем и игрушки подбираем.

(Игрушки из Лего расположены на платформе в различных направлениях от местоположения ребенка.)

- Направо пойдешь – мишку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь, за елочкой – мартышку найдешь, на елочке – шишку найдешь, прямо по пешеходной дорожке пойдешь – мышку найдешь, налево пойдешь – лягушку найдешь.

9. Звуковой анализ и синтез слова «Кошкино», графическая запись.

(Ребенок составляет графическую запись, используя кубики синего, зеленого и красного цвета из конструктора ЛЕГО.)

10. Закрепление произношения звука «Ш» в чистоговорках.

-Животные просят тебя повторить и запомнить чистоговорки:

Ошка – ошка – ошка – на окошке кошка.

Ушка – ушка – ушка – у кошки лягушка.

Ишка – ишка – ишка – на кошку упала шишка.

Ышка – ышка – ышка – погладила кошку мартышка.

11. Автоматизация звука в предложении.

- Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

12. Закрепление звука в тексте. Заучивание стихотворения «Кошкин вагон».

- У машины лопнула шина, да и кошек у нас – восемь, не поместятся все в машину. На чем еще можно поехать, чтобы все разместились по местам?

- На поезде.

- Паровозик есть, а чего не хватает? (Вагончиков.)

а) Сборка конструкции вагона по наглядной схеме. (Логопед и ребенок строят по одному вагончику к паровозику.)

1. Краткая беседа о поездах, которые ребенок видел в процессе поездок с родителями, иллюстраций с их изображением. Установить связь между внешним видом и функциональным назначением.

2. Знакомство с деталями, способом их крепления (например, как крепятся колеса).

3. Рассматривание схемы сборки.

4. Сборка конструкции вагона одновременно ребенком и логопедом.

5. Анализ выполненной работы.

Рассматривание, сравнение готовых конструкций между собой (логопеда и ребенка).

6. Обыгрывание постройки по тексту стихотворения.

б) Заучивание стихотворения «Кошкин дом».

Кошка, кот и шесть котят

Ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон – восемь кошек.

Проводник Гав – гав смущен,

Восемь плошек не нашел.

13. Домашнее задание.

Повтори с мамой стихотворение дома. Нарисуй картинку к стихотворению.

14. Итог занятия.

Давай вспомним, какой звук учились произносить?

15. Оценка речевой деятельности ребенка.

- Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук «Ш», отличный вагончик построил для котят. Чтобы ты о них не забывал, они приготовили для тебя сюрприз со звуком «Ш».

(Логопед дарит воздушный шар).

Навыки, которые приобретут дети:

Последовательно и логично строит речевое высказывание.

Пользуется лексическим ЛЕГО – словарем.

Читает и строит по схеме.

Умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.

Умение работать по инструкции (устной или в виде схемы).

Точные, скоординированные движения детских рук при манипулировании деталями.

Ребенок может самостоятельно по схеме собрать вагончик, буквы, совершать игровые действия в зависимости от замысла игры,

Умеет слушать инструкцию логопеда и давать инструкции другому ребенку.

Изобретательность, стремление к поиску нового, оригинального, волевые качества.

Социальные навыки: самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, умение работать в коллективе.

Ребенок видит результат своей деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ Причины детского травматизма Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных...

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Читайте также

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в…

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе Разновозрастная группа

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...