Конспект открытого логопедического занятия по фольклору в подготовительной группе с ОНР III уровня
Тема: «История русской матрешки»

 

Цель: продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой.

Задачи.  

Коррекционно-образовательные.

Познакомить детей с историей создания русской матрешки, со способом ее изготовления.

Коррекционно-развивающие.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, к русскому декоративно – прикладному искусству. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). Закрепить подбору слов – предметов, слов – действий с заданным звуком. Развивать фонематический слух. Развивать интонационные стороны речи, тембра и силы голоса.

Коррекционно-воспитательные.

Продолжать воспитывать детей на народных традициях. Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование: сундук, матрешки, иллюстрации, проектор, ноутбук, презентация.

Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, фартук, веселая, нарядная, красивая.

Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры.

 

Ход занятия

Логопед:

Здравствуйте, ребята!

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ

И веду о нем рассказ.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

Ответы детей.

Логопед:

Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская матрешка. (Слайд.) И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка?

Ответы детей (яркая, нарядная, красивая …).

- Сегодня она нам расскажет о себе.

Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?

Ответы и предположения детей.

Логопед:

Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена. (Слайд.)

Логопед:

Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?

Ответы детей: Матрешечка, Матренушка, Матронушка.

Логопед:

Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?

Ответы и предположения детей.

Логопед:

Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?

Ответы и предположения детей.

Логопед:

Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке. (Слайд.) Мастера вытачивают игрушку в основном из липы, дерево мягкое. Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. (Слайд.) Готовую заготовку грунтуют. (Слайд.) Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. (Слайд.)

Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой. (Слайд.) После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду. (Слайд.)

Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски. (Слайд.)

На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.

Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск. (Слайд.)

Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. (Слайд.)

- Матрешки не только девочки, девушки, женщины, но и мальчики, юноши, мужчины. (Слайд.) Матрешки в бурятском национальном стиле. (Слайд.) Сказочные герои, животные. (Слайд)

Логопед:

- Ребята, матрешка пришла не одна, а с подружками.

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

- У каждой подружки есть для вас задания.

Задание 1. Пословицы и поговорки о труде

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.

- Я начну, а вы продолжите пословицы о труде.

Без труда не вытащишь …. (и рыбку из пруда).

Делу – время, …… (потехе – час).

Терпенье и труд … (все перетрут).

Сделал дело – … (гуляй смело).

Без хорошего труда … (нет плода).

Сегодняшней работы … (назавтра не откладывай).

В труде … (рождаются герои).

Хозяин тот, … (кто трудится).

Труд кормит, … (а лень портит).

Ответы детей.

Задание 2. Рассказать скороговорку (темп речи – быстрый, медленный)

У крошки – матрешки

Пропали сережки,

Сережа сережки

Нашел на дорожке.

Логопед:

Ребята, матрешки очень веселые, они любят играть, плясать. Давайте сейчас и мы с вами поиграем.

Физкультминутка

«Золотые ворота» (Слайд.)

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй – не запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

Задание 3. Рассказать потешки о матрешках

У матрешки – пять сестренок

Разберется и ребенок,

Как сложить одну в другую,

С самой маленькой – в большую!

Шла по ягоду матрешка

Позабыла взять лукошко

«И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки класть?»

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матренушка.

Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Дети рассказывают потешки.

Задание 4. Сочинить чистоговорку

Логопед:

- С какого звука начинается слово матрешка?

Ответ ребенка: - Слово матрешка начинается со звуком [М].

- Сколько слогов в слове матрешка?

Ответ ребенка: - Три.

- Какой последний слог?

Ответ ребенка: - Шка.

Детям предлагается подобрать слово-предмет, с заданным слогом:

Матрешка –

Шка – шка – шка – деревянная матрешка.

Шка – шка – шка – радостная матрешка.

Матрешку –

Шку – шку – шку – подарили мне матрешку.

Шку – шку – шку – я хочу матрешку.

Ответы детей.

Задание 5. Составление рассказа по мнемотаблице (Слайд.)

Логопед:

- Посмотрите, вот мнемотаблица для описания любой игрушки. Давайте с вами расскажем о матрешке по данной схеме (мнемотаблица описания игрушки).

- Что это?

- Цвет.

- Форма.

- Размер.

- Из чего сделана?

- Какая (деревянная, керамическая)?

- Как ей можно играть?

Рассказы детей.

Логопед:

- Молодцы ребята, вы все с заданиями справились. Матрешка с подружками осталась довольна. И она решила с вами остаться в группе до следующей ярмарки.

Итог занятия

- О какой игрушке сегодня говорили?

(Полные ответы детей.)

Матрёшки русские

По свету славятся,

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Сто лет матрёшке,

Но не стариться она,

Живет в ней русская душа.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Читайте также

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»