Сайт для воспитателей детских садов



Формирование речи и логического мышления детей раннего возраста при помощи авторского пособия «Карточки-выручалочки»

 

Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи - всестороннее воспитание ребенка. Вместе с тем овладение речью существенно перестраивает всю его психическую деятельность. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь - важнейшее средство передачи ребенку социального опыта, руководства его поведением.

В нашем детском саду 17 % детей имеют тяжелые нарушения речи (ринолалия, онр I и II уровней). И занятия с ними начинаются с 3 – 4 лет.

Работа с малышами требует особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, может полностью преодолеть свое речевое нарушение, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.

Работа с детьми раннего возраста отличается не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.

Работая с детьми раннего возраста не первый год, мы задались целью придумать пособие или игру, которая будет универсальным помощником в нелегком деле – развитии речи детишек, которые почти не говорят.

Все гениальное - просто… И теперь Вы можете воспользоваться карточками-выручалочками! Набор карточек состоит из 24 картинок. Их очень просто изготовить самостоятельно, что и было одной из наших целей.

Изготовление: на разноцветных листах бумаги (4 основных цвета – красный, синий, желтый, зеленый) распечатать изображения. Мы рекомендуем: лист, мяч, машинка, бабочка, ведро и кольцо. Эти изображения знакомы детям в быту, они хорошо в них ориентируются. Для нас же главное, что эти слова разного рода (по два слова на каждый), соответственно, мы сможем отработать некоторые грамматические категории. Разрезаем карточки, при возможности ламинируем.

 

Карточки

 

Набор карточек готов! С этими карточками вы можете играть в разнообразные игры, в зависимости от возраста и развития ребенка. Если ребенок находится на раннем этапе речевого развития, он может показывать вам ответы, не называя карточек. Для начала показывайте малышу карточки, отчетливая называя изображённые на них объекты; так вы закрепите в памяти ребёнка ассоциацию между изображением и звучанием слова. Одновременно используйте любую возможность сопоставить картинку и соответствующий ей реальный объект, чтобы ребёнок начал узнавать их на карточках и в жизни. Затем дополните демонстрацию картинок рассказом об изображенном объекте.

В дальнейшем формируем некоторые слова: «Вот!», «На!», «Дай!» и т.д. Формирование активного словаря может происходить в ходе любой из нижеперечисленных игр:

  1. Играем с предметами:
  • Показать предмет по запросу взрослого.
  • Назвать предмет по запросу взрослого. Далее показываем и отвечаем на вопрос «Что это?». «Это мячик!».
  • Учимся различать, где машинка, а где мячик.
  • Учите ребенка играть в парные картинки. Разложите перед ребенком в ряд несколько изображений. Потом давайте ему по одной картинке, парной какой – либо из лежащих перед ребенком: «Найди такую же, положи рядом. Сделай парочку. У тебя теперь две машинки». Или: «Посмотри, какая у меня картинка. Дай мне такую же. У меня две бабочки». При усложнении игры ребенок должен сам найти из предложенных ему всех картинок парные варианты.
  • Сложить все машинки в одну стопку.
  • Игра «Жадина». Назвать предметы с местоимениями. (Например: «Это мой мячик!»).
  • Посчитать все машинки одного цвета. Называть: «Одна машинка, две машинки…пять машинок).
  1. Играем  по цветам:
  • Складывать все предметы одного цвета вместе (например, в чудесный мешочек того же цвета).
  • Показывать, где предмет определенного цвета. Дифференциация двух цветов (например, картинки мячиков: желтого и синего).
  • Следовать инструкциям: положи красный мячик рядом с желтой машинкой и т.п.
  • Называть существительное вместе с прилагательным («Это желтая машинка», «Это синий мячик» и т.д.)
  • Игра «Жадина». Назвать предмет, его цвет и местоимение (Например: «Это мой желтый мячик!»).
  • Игра «Чего не стало?» Детям показывают несколько машинок разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает одну из машинок. Определить, машинки какого цвета не стало.
  • Игра «Что появилось?». Наоборот, по аналогии с «Чего не стало?».
  • Четвертый лишний. Ребенку предлагают различные наборы из четырех предметов (или разные предметы одного цвета). Например: три машинки  и одна бабочка или три красных предмета и один желтый. Требуется определить лишнюю картинку, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Еще с карточками-выручалочками можно поиграть в такие игры как «Съедобное – несъедобное», «Магазин», «Что для чего?» и многие другие. Вместо этих картинок Вы можете использовать геометрические фигуры, буквы, или цифры. 

Помните, что вместе с речью ребенка вперед шагнут и его память, внимание, мышление и восприятие. Играйте в развивающие игры как можно чаще! Желаем удачи!

2 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте!Ин тересуют конспекты занятий?Напи шите возможности приобретения .Спасибо!

    Подробнее...