Программа кружка «Лукоморье»

 

Направленность: познавательно-речевое развитие.

Продолжительность освоения: 1 год.

Возраст обучающихся: 6 лет.

 

Пояснительная записка.

Познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты и умение рассказать все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Художественное творчество развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Особенностью программы является то, что в содержание включены разделы (артикуляция звука, техника речи, речевое дыхание, творческие задания, инсценирование песен и стихов), направленные на развитие речи, речевого общения – важные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Цель программы: развитие речи детей средствами литературного творчества.

Задачи Обучающие:

1. Обучать детей правилам передачи текста.

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях.

3. Расширять кругозор.

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.

5. Учить детей понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта.

Развивающие:

1. Развивать речь и коммуникативные навыки.

2. Снимать мышечные зажимы, скованность.

3. Развивать мелкую моторику руки.

4. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

Воспитательные:

1. Активизировать интерес к стихотворному искусству.

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях.

4. Воспитывать эстетический, художественный вкус.

Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, творческие и музыкальные способности, координацию движений.

Сентябрь

Общие задачи:

- знакомство с речевым аппаратом;

- постепенное овладение навыками правильного дыхания;

- работа над четкостью произношения каждого отдельного звука, слова и фразы в целом.

 

Неделя Задачи Содержание
2 Вводное занятие

Знакомство с речевым аппаратом;

Развитие дыхания;

Развитие дикции;

Игра «Можно – нельзя»

«Сказка о Веселом язычке»;

Игра «Ах! Как пахнет»;

Игра «Рифмовки» (простые, короткие);

3 Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, для развития подвижности органов речевого аппарата;

Развитие дыхания;

Театральная игра

«Зоопарк» - общий комплекс артикуляционных упражнений;

Игра «Задуй свечу»;

Игра «Наряжай-ка»

Октябрь

Общие задачи:

- знакомство с силой голоса, звучностью, полноценностью, умением управлять им;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Развитие культурных навыков речи и техники высказывания.

Игры на снятие психологического напряжения;

Привлечение внимания детей к мелодике: основному тону голоса (повествовательный, вопросительный, восклицательный);

Формирование навыка восприятия фразы с переломом мелодического рисунка;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Чтение скороговорок, потешек.

Игры-драматизации

Игра «Что нам сделать?»

Игра «Позовём вместе»

Игра «Инопланетянин»

Игра «Шар лопнул»;

2. Формирование навыка восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавание предложений, выражающих просьбу, совет, приказ;

Развитие дикции

Развитие дыхания Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания.

Игра «Просьба» по С.Михалкову «Просчитался»);

Игра «Веселые Картинки»

Игра «Насос»;

3. Работа со сценарием Правила: выход, уход, встреча персонажей, диалоги.

Инсценирование знакомых стихов.

Развитие умения отражать настроение, состояние в звучании голоса чтеца;

Развитие дикции

Развитие дыхания

Работа над стихотворением Баратынской Е.А. «Весна» и Кольцовой А.В. «Лес»;

А. Б. Барто «Наша Таня громко плачет»

Игра «Скороговорки» (простые, короткие);

Игра «Лыжники»;

4. Работа над спектаклями, инсценировками заучивание текста.

Учить правильно определять и использовать соответствующую силу голоса при чтении стихотворения;

Развитие дикции

Развитие дыхания

На материале стихотворения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Игра «Найди и назови парочки»

Игра «Дует ветер»;

Ноябрь

Общие задачи:

- знакомство с интонационной окраской художественного произведения;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Творческие задания Изменения концовок знакомых сказок.

Знакомство с интонационной окраской художественного произведения;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Развитие силы голоса;

Русско-народная сказка «Репка», «Колобок»

Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весна»;

Игра «В гостях у робота»;

Игра «Петя - Петушок»;

Игра «Поезд»;

2. Продолжать знакомство с интонационной окраской художественного произведения на материале народной речи;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Русск. народная сказка «Лиса и козел», «Девочка и лиса»;

Игра «Рифмовки - трудноговорки»;

Игра «Паровозик»;

3. Развитие умения менять интонационную окраску фразы (подражая образам (хитрой лисы, злого волка, испуганного зайца, смелого льва);

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Игра – драматизация;

Игра «Найди и повтори парочки»;

Игра «Партизаны»;

4. Психодрама

Развитие умения осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер;

Определять отношение автора к ним;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Знакомство с элементами психодрамы. Восприятие цвета. Настроение. Выражение чувств, настроений, эмоций. Драматизация настроений. Пантомима.

Работа над стихотворением

А. Барто «Любочка»;

Игра «Веселые картинки»;

Игра «Дровосеки»;

Декабрь

Общие задачи:

- знакомство с ролью логического ударения во фразе;

- Работа над дыханием;

- Работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Учить определять ударные слова в предложении;

Развитие дикции, голоса;

Развитие дыхания;

Игра «Наши ребята были вчера в театре»;

Игра «Тихо – громко» (скороговорки);

Игра «Лови мяч»;

2. Разбор пьес

Обучение нахождению ударных слов на материале народных пословиц;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей. Отличительные особенности персонажей: движения, тембр голоса, характер, темп речи.

Работа с народными пословицами;

Игра «Веселые картинки»

Игра «Маятник»;

3. Работа над логическим ударением как средством смысловой выразительности произведения;

Развитие дикции;

Развитие высоты и тембра голоса

На материале стихотворения А.С.Пушкина «Мороз и солнце»

Игра «рифмовки - трудноговорки»

Игра - драматизация «Теремок»;

4. Развитие памяти;

Закрепление пройденного материала;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце»;

Игра «Лягушка – болтушка»;

Игра «К нам приехал паровоз»;

Январь

Общие задачи:

- обучение порядку расстановки логических пауз в предложении.

- Работа над дыханием;

- Работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
2. Распределение ролей, чтение по ролям: Драматизация пьес. Песни персонажей. Репетиция с декорациями и музыкальным сопровождением.

Учить правильному использованию пауз при чтении текста;

Развитие дыхания;

Игра – драматизация «Три медведя»;

Смысловые ударения, тембр, темп речи, дыхание Игра «Простить нельзя выгнать из группы»;

Игра «Волшебная палочка»;

3. Развитие умения использования психологической паузы как средства эмоционального воздействия на слушателей;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Игра «Красноречивое молчание»

По басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»;

Игра «Скороговорки»;

Игра «Неделька»;

4. Учить детей держать строку, т.е. ставить стиховую паузу;

Учить быть изобретательными в использовании всех видов пауз;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Работа над отрывком из стихотворения К.Я.Чуковского «Мойдодыр»;

Игра «Наше радио»;

Игра «Корова и телята»;

Февраль

Общие задачи:

- обучение использования разнообразных оттенков темпа, соответствующих содержанию текста;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно»;

Учить соотносить темп речи и движений темпу, заданным речевым образцом;

Развитие дыхания;

Развитие силы и тембра голоса;

Игра «Карусель»;

Игра «Этажи»;

Игра «В зоопарке»

2. Учить соотносить темп движений и темп речи;

Развитие высоты и тембра голоса;

Развитие дыхания;

Игра «Курочка и Цыплята»;

Игра – драматизация «Колобок»;

Игра «Времена года»;

3. Учить детей движениями воспроизводить темп, заданный педагогом в речи;

Развитие дыхания и тембра голоса;

Игра «Барабанщики»;

Игра «Позовем животных;

4. Учить детей прослушав речевой образец сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно»;

Развитие дыхания;

Развитие высоты и силы голоса;

Игра «Осенние Листочки»;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Лесенка»;

Март

Общие задачи:

- знакомство с основным тоном литературно – художественного произведения (торжественный, спокойный, грустный, радостный);

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении произведения;

Развитие дыхания;

Развитие дикции;

Чтение и обсуждение отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз – Красный нос»;

Игра «Цветы»;

Игра «Скороговорки»;

2. Знакомство с радостным и грустным тоном произведения;

Развитие дыхания;

Развитие голоса;

Работа над отрывком из стихотворения Чуковского «Муха – Цокотуха»;

Игра «Что за чем?»;

Игра «Кто кричит?»;

3. Знакомство со спокойным тоном произведения;

Развитие дыхания;

Развитие дикции;

Работа над стихотворением Е.А. Благиной «Посидим в тишине»;

Игра «Этажи»;

Игра «Инопланетянин»;

4. Учить детей менять разные виды основного тона произведения;

Развитие дыхания, силы и высоты голоса;

Работа над стихотворением

И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…»;

Игра «Волшебная палочка»;

Апрель

Общие задачи:

- учить детей понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Учить детей использовать все средства выразительной передачи произведения;

Развитие дыхания;

Развитие голоса;

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;

Игра «Какой сегодня день?»;

Игра «Лесенка»;

2. Учить детей соблюдать правила чтения стихотворных текстов;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Продолжить работу над стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;

Игра «Найди и повтори парочки»;

Игра «Партизаны»;

3. Продолжать учить детей соблюдать правила чтения стихотворных текстов;

Развитие дыхания;

Развитие высоты и силы голоса;

Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Чаепитие»;

4. Развитие памяти;

Закрепление пройденного материала;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Разучивание стихотворения З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Лягушка – болтушка»;

Игра «Волшебная палочка»;

Май

Общие задачи:

- закрепление пройденного материала;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя Задачи Содержание
1. Закреплять умение детей использовать все средства выразительной передачи произведения;

Развитие дыхания;

Развитие голоса;

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»;

 

2. Развивать навык быть изобретательными в использовании всех видов пауз;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Продолжить работу над стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима не даром злится»;

Игра «Найди и повтори парочки»;

Игра «Собирали мы цветочки»;

3. закреплять умение осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер;

Развитие дыхания;

Развитие высоты и силы голоса;

Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Три медведя»;

4. Итоговое занятие Подведение итогов работы. Награждение лучших исполнителей, чаепитие с родителями.

Развитие памяти;

Закрепление пройденного материала;

Развитие дикции;

Развитие дыхания;

Разучивание стихотворения З.Н. Александровой «Подснежник»;

Игра «Мышата »;

Игра «Волшебная палочка»;

 

Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.

Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.

Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.

Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках, концертах.

Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, привлечение в подготовке к выступлениям, участие в праздниках.

Методики и технологии, используемые на занятиях: образовательная кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология игровой деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Уроки дикции»; М.: 2006г.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»; М.; 1998г.
  3. Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.




Новые публикации

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги»

НОД «Формирование основ финансовой грамотности «Что такое деньги» Цель: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях: деньги, труд, потребности, возможности. Задачи: научить детей...

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд. Пожалуй, самый...

Читайте также

Сценарий развлечения для младшей группы. «Корзинка – Осени»

Сценарий развлечения для младшей группы. «Корзинка – Осени»   Оборудование: Макеты различных деревьев, разноцветные листья, мягкие игрушки - волк, белка, заяц, лиса, изображения грибов со...

Эссе воспитателя

Эссе воспитателя   «Воспитатель – это звучит гордо» «Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении». Аристотель.   Мой путь в профессию был достаточно легким. Думаю...

Знакомство с трудом младшего воспитателя

Знакомство с трудом младшего воспитателя Первое представление о труде взрослых дети трёх лет получают наблюдая как работает мама, бабушка, воспитатель, няня...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство