Кружковая работа по теме: «Фантазии из солёного теста»

(от 2 до 3 лет)

 

 

 

I. Пояснительная записка.

Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитателя в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребёнка – самооценки, социально – психологических особенностей общения с другими людьми.

В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способность адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача будет реализовываться мной посредством тестопластики с детьми раннего возраста.

Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Цель программы кружка заключается в развитии мелкой моторики пальцев посредством тестопластики.

Количество занятий: 2 занятия в месяц.

 

II. Задачи

1. Показать детям разнообразие солёного теста, познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.

2. Опытным путем осваивать приёмы: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.

3. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).

4. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.

5. Создавать простейшие формы:

- раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;

- раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;

- и слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).

6. Пользоваться стекой (для украшения вылепленных форм).
7. Использовать в работе стишки, потешки, загадки, игрушки для обыгрывания вылепленных фигурок.

 

Задачи психолого – педагогической работы данной программы дополнительного образования решаются интегрированно в ходе освоения следующих образовательных областей:

1) «художественное творчество»;

2) «коммуникация»;

3) «познания»;

4) «чтение художественной литературы»;

5) «социализация».

1. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие репродуктивной деятельности детей (лепка);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобретательному искусству.

2. Содержание общеобразовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строения речи, произношение; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах и формах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

4. Содержание общеобразовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети освоят элементарные действия с тестом.
  2. Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
  3. Постепенно будут разрабатываться пальчики.
  4. Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.

 

Тематическое планирование

 

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название темы

Задачи

Сентябрь

3 неделя

Лепка - экспериментирование

«Тили – тили – тесто»

(знакомство с пластическим материалом

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

 

4 неделя

Лепка и рисование на тесте (экспериментирование)

«Картина на тесте»

Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком.

Октябрь

1 неделя

Лепка предметная

(картинки из теста)

«Вкусное печенье»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

 

2 неделя

Лепка предметная (картинки из теста)

«Яблоко», «Шар»

«Орех», «Мячик»,

«Колесо», «Тарелка»,

«Блинчик», «Баранка»,

«Печенье».

Раскатывание комочков круговыми движениями ладоней для получения предметов в форме шара. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

Ноябрь

1 неделя

Лепка из солёного или сдобного теста

«Вкусное угощение»

Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности.

 

2 неделя

Лепка с элементами рисования

Колобок катится по дорожке и поёт песенку.

Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно – образной выразительности.

Декабрь

1 неделя

Лепка из солёного или сдобного теста

«Угощайся, Мишка»

Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание для получения пряников и печенья. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

 

2 неделя

Лепка

«Бублики – баранки»

Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов – баранок на связку – верёвочку.

Январь

1 неделя

Лепка

«Снеговик»

Создавать у детей интересов к образу, учить раскатывать комочки теста круговыми движениями, соединять их вместе. Находить сходство с окружающими предметами, персонажами.

 

2 неделя

Лепка предметов прямолинейных форм (палочки, столбики, жгутики)

«Солнышко – колоколнышко»

Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие простого мышления и восприятия.

Февраль

1 неделя

Лепка

«Кто живёт в избушке»

Учить лепить «брёвнышки» для петушка. Вызвать интерес к сказке «Петушок – золотой гребешок».

 

2 неделя

Лепка

«Заборчик для избушки»

Развивать у детей сюжетно – игровой замысел (связывать содержание с предыдущем занятием с лепкой избушки), раскатывать комочки теста прямым движением (столбиком).

 

Оборудование:

  1. Тесто (мука, соль, вода);
  2. Стеки, скалки;
  3. Различные детские печати;
  4. Карандаши;
  5. Скорлупки орехов, семян;
  6. Пробки;
  7. Ситечки;
  8. Краски (медовые);
  9. Пищевые красители;
  10. Клеёнки;
  11. Салфетки;
  12. Игрушки для показа и обыгрывания;
  13. Формочки для теста;
  14. Мелкие предметы (горох и т.д.).

 

Приготовление теста

Рецепт №1

200 гр. муки

200 гр. соли

вода.

 

Рецепт №2

200 гр. муки

200 гр. соли

1-2 ч. л. обойного клея

вода.

 

Рецепт №3

100 гр. пшеничной муки

100 гр. ржаной муки

400 гр. соли

2 ст. л. обойного клея

вода.

 

Рецепт №4

200 гр. муки

200 гр. соли

1 ст. л. растит. масла

вода.

 

Цветное тесто

  1. Пищевые красители
  2. гуашь.

 

Тексты потешек

Колобочек – Колобок

У него румяный бок.

И хорош он, и пригож,

И на солнышко похож!

Положили Колобок

Остудиться на окошко,

Колобок с окошек – скок!

Покатился по дорожке.

 

Ай, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остались

Бараночки!

 

И. Друмникова

«Три каравая»

Я слепил три каравая –

У меня ведь именины.

Всю семью я угощаю

Караваем из глины.

Я слепил три каравая

М несу домой:

Этот - маме,

Этот – папе,

Этот – мне.

 

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому:

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 

Ладушки – ладушки!

Пекла баба оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два,

Паше - два.

Ване – два,

Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

 

Пьём парное молоко

Тут и куры:

- Ко – ко – ко!

Пробуют оладушки

Ой, ладушки – ладушки.

 

Вышла курица рябая

- Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила.

Я яичко вам снесла,

Не пора ли обедать?

Двери отперли, и вот

Маша всех к столу зовёт.

Пса Арапку,

Кошку – царапку,

Курочку – рябку.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке

Пшено в черепушке,

А Машеньке в тарелке

В глубокой, не мелкой.

 

Вокруг печки хожу

Да похаживаю

Я на печку гляжу,

Да поглядываю.

Вот поднялся пирог,

Пирожок медовый

Зарумянился пирог

Из муки из новой.

 

Пирожки мы испекли

С разною начинкой;

И с капустой,

И с морковью,

С луком и с картошкою.

Из остатков теста

Кренделя мы слепим.

 

Лады – лады – ладушки

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала

Детишкам давала

Саше – две, Яну – две,

Соне – две, Ане – две

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

- Заинька, угощали ль тебя?

- Серенький, угощали ль тебя?

- Угощали, угощали, милый мой:

Катюшка – то – блинами.

А Лизонька – пирогами.

 

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

 

Список литературы.

  1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
  2. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
  3. О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
  4. УНТ для детей (потешки, загадки).
  5. Чуковский «Муха – Цокотуха» (отр.).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...

Читайте также

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...