Перспективный план кружка «Сенсомоторика»
для детей средней группы

 

 

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны не только на мыслящего,

но и на ощущающего человека».

Б.Г.Ананьев

Пояснительная записка

В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования немалая роль отводится сенсорному развитию ребенка, так как имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей дошкольного возраста. Всем известно, что именно это время является наиболее благоприятной для развития и совершенствования деятельности органов чувств, формирования разнообразных представлений об окружающем мире, о свойствах предметов. Однако, для продуктивной деятельности в данной области требуется дополнительное время по работе над сенсомоторным развитием. Ведь развитие навыков мелкой и общей моторики очень важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитая сенсомоторика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Актуальность программы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Программа осуществляется в течение всего учебного года 1-2 раза в неделю, а также имеет продолжение в средней и старших возрастных группах. Ведь именно состояние общей и мелкой моторики является базой успешной подготовки к школе. А у большинства будущих первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму, хотя практически все они умеют писать печатными и даже курсивными (письменными) буквами. Причиной этого служат обучение детей, в том числе и письму, с помощью компьютера, где происходит выработкаиного графического навыка, чем тот, который потребуется в школе. Хоть и компьютер имеет много достоинств, но, как я считаю, обучение курсивному письму — это не та область, где его нужно использовать. Аналогичное происходит и при использовании для обучения интерактивных досок, хотя, казалось бы, здесь ребенок «черкает»» электронной ручкой, а не мышкой. Но я не думаю, что можно тренировать моторику рук и научиться письму, не видя линии, выходящей из-под карандаша или ручки, не чувствуя работу своих мышц. В таких условиях у детей не полностью развиваются нервно-мышечные и зрительные возможности, что может привести даже нарушению и закреплению неверных траекторий движения. А между тем различные виды рисование, лепки, конструирования, также работа ножницами, аппликация, ручной труд и многие другие детские виды деятельности способны подготовить руку наилучшим образом.

Данная программа, как и все традиционные программы, строится по «линейному» принципу, предполагающему прежде всего систематичность и последовательность.

Целью программы является:

  • содействовать дальнейшему развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов;
  • обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
  • совершенствование сенсомоторной сферы как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста;
  • воспитание усидчивости и развитие сосредоточенности;
  • апробировать эффективность перспективного планирования сенсорно-интегрированных занятий с двигательным компонентом и отследить его результативность.

Задачи:

  1. развитие мелкой моторики рук;
  2. развитие координации движений, равновесия, двигательного автоматизма;
  3. закреплять знания о форме, цвете и фактуре предметов;
  4. формирование положительного эмоционального настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

 

Работа проводится в форме организованной педагогической деятельности (интегрированной), игровой и трудовой деятельности. Каждое занятие состоит из трех этапов: пальчиковая гимнастика или массаж ладоней и пальчиков, дидактическое задание, упражнение на координацию движений. В программе также представлена карта обследования детей, тест Озерецкого, который определяет уровень сенсомоторного развития детей.

Содержание работы всем хорошо известно, так как, программа составлялась опираясь на материалы общеобразовательной программы, программы Монтессори, на материалы журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», также имеются дополнения с интернет ресурсов.

 

Перспективное планирование кружка «Сенсомоторика» для детей средней группы

 

Сентябрь

1-2 неделя

Мониторинг на начало учеб. года по методике Озерецкого. приложение

№ 2

  1. паль. гим-ка «Паучок».
  2. конструирование из бумаги «Бабочка»
  3. упр. «Шагаем по тропинке».

№ 3

  1. массаж ладоней с грецким орехом (прямыми и круговыми движениями).
  2. дидак. упр. «Собери изображение» (из счетных палочек)
  3. упр.: подпрыгивание попеременно на каждой ноге с ускорением темпа.

 

Октябрь

№1

  1. паль. гим-ка «Паучок». (закр.)
  2. поделка из природного материала «Ежик» (из шишек, коллек. работа: композиция «Осень»)
  3. упр. «Аист» (стойка на одной ноге поочередно).

№ 2

  1. паль. гим-ка «Веселые пальчики»
  2. дидак. упр. «Вырежи фигуры»
  3. упр. «Перепрыгнем через реку».

№ 3

  1. 1.массаж рук с гран. карандашом (катание между ладонями, надавливание на подушечки пальцев).
  2. дидак. упр. «Обведи изображение».
  3. упр. с мячом «Бросание мяча в корзину».

№ 4

  1. паль. гим-ка «Веселые пальчики» (закр.)
  2. дидак. упр. «Раскрась фигурки» (по заданному образцу)
  3. упр. с мячом «Поймай мяч».

 

Ноябрь

№ 1

  1. паль. гим-ка «Рыбки».
  2. конструирование из бумаги «Рыбка»
  3. игра «Отыщи шарик на ощупь» (в чудесном мешочке среди фасолей).

№ 2

  1. паль. гим-ка «Щенок»
  2. дидак. упр. «Вырежи по контуру» (спираль)
  3. игра «Поймай рыбку»

№ 3

  1. паль. гим-ка «Рыбки» (закр.)
  2. руч. труд «Бабочка» (с прищепкой)
  3. упр. с мячом «Прокати в ворота».

№ 4

  1. паль. гим-ка «Щенок» (закр.)
  2. руч. труд «Мышка» (из скорлупы грец. ореха)
  3. упр. «Аист» (на лету: стойка на одной ноге, другая протянута назад), «Кто дольше простоит?».

 

Декабрь

№ 1

  1. массаж рук с гран. карандашом (катание между ладонями, надавливание на подушечки пальцев).
  2. дидак. упр. «Обведи и раскрась гирлянду» (в соответств. цвета)
  3. упр. «Пройди по мостику»

№ 2

  1. паль. гим-ка «Цветки»
  2. руч. труд«Новогодняя гирлянда» (разрезание полосок по контуру, склеивание колечек).
  3. упр. «С кочки на кочку»

№ 3

  1. паль. гим-ка «Уточка»
  2. дидак. упр. «Украшение для елки» («фонарик» из макарон)
  3. упр. «Аист» (на лету: стойка на одной ноге, другая протянута назад), «Кто дольше простоит?».

№ 4

  1. паль. гим-ка «Цветки» (закр.)
  2. руч. труд «Новогодняя открытка».
  3. ходьба по круговой линии (по шнуру или ленте).

 

Январь

№ 1

  1. паль. гим-ка «Уточка» (закр.)
  2. аппликация «Украшаем коврик» (из самоклейки)
  3. упр. «По дорожке» (координирование с худ. словом)

№ 3

  1. паль. гим-ка «Паучок». (закр.)
  2. конструирование из бумаги «Лошадка»
  3. игра «Поймай рыбку».

 

Февраль

№ 1

  1. паль. гим-ка «Веселые пальчики» (закр.)
  2. руч. труд «Фоторамка» (украшение из семян)
  3. игра «Узнай предмет» (определение предмета в чудесном мешочке на ощупь).

№ 2

  1. паль. гим-ка «Рыбки» (закр.)
  2. дидак. упр. «Чудесные пузырьки» (вырезание по контуру и приклеивание)
  3. игра «Шарик в лукошке» (пронести в лукошке шарик определенное расстояние), «Кто первее?».

№ 3

  1. паль. гим-ка «Щенок» (закр.)
  2. руч. труд «Рубашка для папы»
  3. упр. «Пройди по мостику»

№ 4

  1. паль. гим-ка «Цветки» (закр.)
  2. дидак. упр. «Обведи изображение»
  3. игра «Попади в цель».

 

Март

№ 1

  1. паль. гим-ка «Уточка» (закр.)
  2. руч. труд «Браслет для мамы» (нанизование бусинок или бисера)
  3. упр. «Пройди преграду» (подлезаниеи и прешагивание)

№ 2

  1. 1.паль. гим-ка «Тук-тук-тук»
  2. руч. труд «Пингвин» (из пласт. бутылки и пластилина)
  3. игра «Море волнуется…»

№ 3

  1. массаж ладоней 2-мя грецкими орехами.
  2. дидак. упр. «Заштрихуй по образцу»
  3. ходьба по извилистой линии (по шнуру или ленте).

№ 4

  1. паль. гим-ка «Тук-тук-тук» (закр.)
  2. руч. труд «Осьминог» (работа с ножницами, приклеивание)
  3. упр. «Островки».

 

Апрель

№ 1

  1. паль. гим-ка «Зернышко».
  2. дидак. упр.«Раскрась правильно» (по заданным цифрами цветам)
  3. упр. «Хлоп по ладошкам» (парами, двумя-одной рукой поочередно)

№ 2

  1. паль. гим-ка «Улитка»
  2. аппликация «Мимоза» (пшеном или салфетками)
  3. упр. «Поймай мяч» (мягкие мячи или кубики, подкидывание вверх)

№ 3

  1. 1.паль. гим-ка «Зернышко». (закр.)
  2. работа по шаблонам (обведение, вырезание)
  3. упр. «Хлоп по ладошкам» с ускорением темпа (парами, двумя-одной рукой поочередно)

№ 4

  1. паль. гим-ка «Улитка» (закр.)
  2. поделка из природного материала «Подкова на счастье»
  3. упр. «Идем по следам» (перешагивание по следам).

 

Май

№ 1

  1. паль. гим-ка «Зернышко» (закр.)
  2. руч. труд «Георгиевская лента»
  3. упр. «Пройди преграду» (подлезаниеи и прешагивание)

№ 2

  1. массаж ладоней и пальчиков (другой рукой).
  2. дидак. упр. «Лабиринт» (проведение пальчиком, затем карандашом). «Пройди через дорожку» (проталкивание указательным пальцем мелкого предмета по дорожке).
  3. игра «Шарик в лукошке» (пронести в лукошке шарик определенное расстояние), «Кто первее?».

№ 3, 4

Обследование по по карте Озерецкого на конец учебного года.

 

Использованная литература:

  1. Программа «От рождения до школы» Веракса Н.Е.
  2. Материалы Монтессори.
  3. Материалы журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».




Новые публикации

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «В гости…

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Федоре» Цели:- закреплять названия о домашних животных, птицах и...

Занятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года. Задачи: Систематизировать знания детей о характерных...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Аквариум для рыбок»

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Аквариум для рыбок» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности. Задачи: - образовательные: упражнять детей...

Читайте также

Конспект занятия «Мой замечательный носик»

Конспект занятия «Мой замечательный носик» Для детей второй младшей группы   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественного слова. Цель: вызвать у детей желание заботиться...

Проектирование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости…

Проектирование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы   Проблема формирования эмоциональной отзывчивости относится к образовательной области...

Дидактическое пособие «Овощи и фрукты»

Дидактическое пособие «Овощи и фрукты» (Для детей младшего дошкольного возраста)     Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно – моторной координации на основе действий...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Физкультурное занятие с обручами

Елина Ольга Влентиновна. Инструктор по физической культуре МАДОУ "Детский сад № 13" города Череповца. План – конспект физкультурного занятия с обручами в старшей группе. Цель: Создание условий для двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием атрибутики. Задачи : Оздоровительные:...

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы "Путешествие в страну Здоровья"

СЦЕНАРИЙ Спортивного развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну Здоровья» Составила: инструктор по физической культуре Игнатова Ольга Сергеевна Цель: повысить у детей интерес к физической культуре и здоровому образу жизни Задачи: активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию...

Примерная рабочая программа «Севастополеведение для старших дошкольников» в детском саду «Страницы истории Севастополя от…

Примерная рабочая программа «Севастополеведение для старших дошкольников»  в детском саду «Страницы истории Севастополя от основания  до настоящего времени» (для детей подготовительной группы)   Автор составитель: Воспитатель: Гордей Н.Ю. г. Севастополь 2020   СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2...

"Снег-волшебник"

2 младшая группа Образовательная область: «Познавательное развитии» Тема: «Снег – волшебник» Интеграция образовательных областей : познание, социально – коммуникативная, речевая, художественно эстетическая, физическая. Цель : обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство