Краткосрочный образовательный курс для детей старшего дошкольного возраста
«Чудо по имени Театр»

 

Пояснительная записка

Согласно пункту 2.11.2 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбор, разработка тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции Организации или Группы.

Под краткосрочными образовательными практиками (курсами) понимается практико-ориентированная законченная образовательная деятельность продолжительностью до 12 академических часов, выбираемых участниками образовательных отношений в соответствии со своими интересами и которая, может быть реализована в формате:

  • культурных практик;
  • различных способов и направлений поддержки детской инициативы;
  • различных взаимодействий педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • практико-ориентированных курсов, направленных на формирование конкретного практического умения в определенной деятельности и создание в процессе посещения курса собственного продукта деятельности;
  • краткосрочных образовательных интенсивов;
  • разновозрастных практик, реализуемых в разновозрастных группах наполняемости не более 12 человек;
  • иных малых образовательных форм, наиболее существенные с точки зрения участников образовательных отношений конкретной дошкольной образовательной организации.

Цель внедрения краткосрочных образовательных практики по выбору создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития [1].

Использование с этой целью практико-ориентированных курсов по созданию в конечном итоге собственного продукта является наиболее востребованной как со стороны дошкольников, так и их законных представителей.

Театрализованная деятельность является одной из самых интересной для детей старшего дошкольного возраста.

Кроме этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. Из всего выше сказанного, следует вывод о том, что театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать весь спектр задач, на которые направлен ФГОС ДО [2].

Направленность курсов предполагает:

1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.

2. Речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие детей.

Цель: всесторонняя поддержка творческих проявлений детей.

Задачи:

  1. Создать условия для проявления возможностей детей в движении, в выразительном слове.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  5. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  6. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

Программа курсов предполагает проведение 2 занятий в неделю во второй половине дня в музыкальном зале. Данный курс рассчитан на 12 человек в возрасте 5-6 лет. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа. Общее количество занятий – 12 часов.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудио проигрыватель, костюмы для спектакля.

Формой подведения итогов и конечным продуктом реализации краткосрочной образовательной практики является спектакль «Чудеса в лесу» [3]. По итогам прохождения курсов все участники получат сертификат о прохождении краткосрочных образовательных практик (Приложение).

 

Тематический план

 

Неделя / Тема

Название занятия

Количество

часов

1 неделя

Основы театральной культуры

Вторник

Четверг

«Закулисье»

«Разные театры»

1

1

2 неделя

Театральная игра

Вторник

Четверг

«Игры с бабушкой Забавушкой »

«Поиграй со мной дружок»

1

1

3 неделя

Культура и техника речи

Вторник

Четверг

«Говорили, говорили да не выговорили»

«Чудеса в лесу»

1

1

4 неделя

Мимика и ритмопластика

Вторник

Четверг

«Пойми меня»

«Герои чудесного леса»

1

1

5 неделя

Работа над спектаклем

Вторник

Четверг

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

«Читай как я!»

1

1

6 неделя

Работа над спектаклем

Вторник

Четверг

«Генеральная репетиция!»

«Премьера»

1

1

   

12 часов

 

Методическое обеспечение

1 занятие «Закулисье»

Задачи: познакомить детей с понятием театр, театральные профессии; пополнять словарный запас; вызвать эмоционально – положительное отношение к театру; способствовать развитию силы голоса.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.

Ход

Беседа с детьми о том, что такое театра, люди каких профессий работают в театре. Просмотр мультимедийной презентации с включением видеороликов. Артикуляционная гимнастика. Чтение с разной силой голоса отрывков из спектакля.

2 занятие «Разные театры»

Задачи: познакомить детей с видами театров, отметив их характерные особенности; рассказать о правилах поведения в театре, способствовать активизации мышц губ.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.

Ход

Занятие проходит в форме беседы- путешествия, с использованием мультимедийной презентации. Решение игровых обучающих ситуаций «Как вести себя в театре». Артикуляционная гимнастика. Чтение отрывков спектакля от лица персонажа. Театральные игры «Веселые обезьянки», «Угадай, что я делаю».

3 занятие «Игры с бабушкой Забавушкой»

Задачи: расширять интерес детей к активному участию в театральных играх; способствовать развитию силы голоса и речевого дыхания; развивать воображение, фантазию детей.

Оборудование: мяч.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Театральные игры «Одно и тоже по разному», «Горячая картошка». Этюды «Гадкий утенок», «Медведь в лесу».

4 занятие «Поиграй со мной дружок»

Задачи: развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.

Оборудование: стулья по количеству детей.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Театральные игры «Цирковое представление», «Музыкальный стул», «Метелица». Обыгрывание этюдов «Знакомство», «Встреча с другом», «Где мы были».

5 занятие «Говорили, говорили да не выговорили»

Задачи: продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами; добиваться четкого произнесения слов и фраз; развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь детей, расширять образный строй речи.

Оборудование: атрибуты кукольного театра, для разыгрывания диалогов.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки. Пальчиковые игры. Игра «Давай поговорим», с разыгрыванием и придумыванием диалогов между различными героями.

6 занятие «Чудеса в лесу»

Задачи: познакомить детей со спектаклем «Чудеса в лесу»; вызвать желание разыграть его и показать зрителям; способствовать развитию диалоговой речи; обратить внимание на дикцию детей.

Ход

Знакомство со спектаклем «Чудеса в лесу», посредством выразительного чтения педагогом. Чтение детьми отдельных эпизодов. Распределение ролей.

7 занятие «Пойми меня»

Задачи:формировать у детей простейшие образно-выразительные умения; учить имитировать характерные движения различных героев.

Оборудование: карточки с иллюстрациями разного настроения, игрушками.

Ход

Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки». Театральная игра «Угадайте, кто я». Работа над текстом спектакля. Разыгрывание эпизодов.

8 занятие «Герои чудесного леса»

Задачи: развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение; воспитывать интерес к театральной деятельности.

Оборудование: стулья, мяч.

Ход

Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов спектакля.

9 занятие «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»

Задачи:продолжать учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма; развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.

Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля.

Ход

Примерка костюмов и атрибутов для артистов, подгонка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Разыгрывание эпизодов.

10 занятие «Читай как я!»

Задачи: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства; учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию; продолжать работу над четким произношением слов и предложений с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).

Оборудование: аудио проигрыватель.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Чтение скороговорок и чистоговорок. Разыгрывание сцен спектакля.

11 занятие «Генеральная репетиция!»

Задачи: эмоционально и психологически настроить детей на выступление; обратить внимание на важность и значимость предстоящего действия.

Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, подготовленная афиша, пригласительные билеты на спектакль для родителей участников.

Ход

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на ритмопластику и мимику. Прогон спектакля. Психологический настрой.

12 занятие «Премьера!»

Задачи:поддерживать активное желание активно участвовать в спектакле; совершенствовать способность к импровизации; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от результата.

Оборудование: костюмы для детей, атрибуты для разыгрывания спектакля, декорации, сертификаты о прохождении краткосрочных курсов для детей.

Ход

Зрители заранее рассаживаются в зале, артисты готовятся к выступлению. Выступление артистов. Вручение детям сертификатов.

 

Список литературы:

  1. ФГОС ДО // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми // http://www.docme.ru/doc/255772/koncepciya-doshkol._nogo-obrazovaniya-g.permi.
  3. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой //http://www.firo.ru/?page_id=11684
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008 год.
  5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - ТЦ Сфера, 2009 год.
  6. Сценарий для детского театра: "Чудеса в лесу" автор Наумова Наиля Хафизулловна http://festival.1september.ru/articles/210044/ .
  7. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. - Мозаика – Синтез, 2008 год.

 


[1] Концепция муниципальной модели дошкольного образования г. Перми

[2] Общие положения ФГОС ДО / 17.10.2013 г.

[3] Сценарий для детского театра: "Чудеса в лесу" автор Наумова Наиля Хафизулловна http://festival.1september.ru/articles/210044/



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Экологический проект «Зеленая аптека»

Экологический проект «Зеленая аптека» Руководитель проекта: Головина Татьяна Григорьевна, учитель-логопед. Участники проекта: воспитатель логопедической группы Яковлева Елена Ивановна, воспитатель логопедической группы...

Инновационный проект «Детствоград»

Инновационный проект «Детствоград» {pdf=download/files/presentation/file609.pdf|90%|700|native}

Перспективный план по речевому развитию во второй младшей группе

Перспективный план по речевому развитию во второй младшей группе Речевое развитие Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы и оборудование Предварительная работа Сентябрь I «Хорошо у нас в саду»...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...