Факультативный курс для старших дошкольников
«Экология через сказку»

На этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В наше время существует большое количество программ (комплексных и парциальных) экологического воспитания дошкольников. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных способностей ребёнка.

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предыдущего периода, когда восприятие литературы было ещё неотделимо от других видов деятельности, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к литературе.

Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведений, способности и желания постигать их внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля. Также как и раньше, дети очень любят сказки. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.

Факультативный курс «Экология через сказку» создан, опираясь на все выше перечисленные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Факультативный курс «Экология через сказку» разработан как дополнение к экологическому воспитанию старших дошкольников и призван решать следующие задачи:

- расширение экологических представлений дошкольников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний в экологическом воспитании, в процессе развития основ экологической культуры;

- формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям старших дошкольников «первичный срез» экологии как науки;

- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.

В целом факультативный курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности детей.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей курса является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.

Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.

Непременным условием таких сказок должно быть следующее:

1) по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (Волк может съесть бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);

2) свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно по-разному приодеть – на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки – что угодно, но конечностей у неё должно быть шесть).

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, а также для практического занятия.

Факультативный курс «Экология через сказку» изучается параллельно курсу «экологическое воспитание». Сказки для факультативного курса взяты из рекомендованных для чтения детям старшего дошкольного возраста. В курсе выделено 10 тем.

 

Программа факультативного курса «Экология через сказку»

Сказка, автор

Примерное содержание программы

1

Л.Толстой

«Белка прыгала с ветки на ветку»

Знакомство детей со сказкой Л.Н.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».

Помоги белке.

Педагогические задачи: учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение детей поступком мальчика.

Содержание и методика: воспитатель просит отгадать загадку:

Кто в дупле живёт, орешки грызёт,

На деревьях резвится, упасть не боится?

Пушистый хвост мелькнёт в вышине,

И вместе с ней исчезнет в сосне? (белка)

Воспитатель читает детям сказку. После прочтения задаёт вопросы:

- хорошо ли поступили Саша и Митя? Почему вы так думаете?

Далее педагог рассказывает детям о том, как живут белки, чем питаются, как находят себе корм, как делают запасы на зиму (при рассказе использовать наглядный материал: карточки с изображением животного, леса, презентации и т.д.).

После рассказа предложить детям помочь белке сделать запасы. Детям предлагается сделать грибы и орехи из любого изоматериала (на усмотрение детей), а затем можно сделать выставку.

Советы педагогу: загадка, с которой начинается занятие, состоит из двух частей: первое четверостишие содержит очень характерный для белки признак, поэтому для старших детей можно первые две строчки опустить, и прочитать их только в том случае, если дети затрудняются.

Экологические понятия: животные, дикие животные, травоядные животные, цепь питания, этажи леса.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Лиса и медведь (Мордовская сказка)

Знакомство детей со сказкой.

Лисица

Педагогические задачи: Познакомить детей с животными нашей фауны, познакомить с жизнью лисы в природе.

Содержание и методика:

Загадка

Хвост пушистый, мех золотистый,

Бегает ловко, рыжая плутовка (лиса).

Чтение детям сказки.

После прочтения можно спросить, как называют лису в сказках (хитрая кума, плутовка), почему её так называют? Далее идёт рассказ о повадках лисы, о месте её обитания, о том, чем лиса питается, как ищет себе корм зимой. Рассказать о том, что лиса очень любопытна, что у неё острые зрение, слух и нюх. Рассказать о пользе, которую приносит лиса (поедает полёвок и мышей, приносящих вред сельскому хозяйству).

Воспитатель предлагает детям игру: «Лиса, охотник и куры».

Советы педагогу: по ходу занятия педагог может показать картинки с изображением лисы, маленьких лисят. За несколько дней до занятия можно прочитать рассказ Н. Рыжовой «Кто кого ест».

Экологические понятия: цепи питания, хищные животные.

Медведь

Педагогические задачи: Дать детям представление об образе жизни зверя, которого они хорошо знают из сказок.

Содержание и методика:

Загадка:

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

После того как дети отгадают загадку, можно спросит у них, Почему они думают, что это медведь? Есть ли ещё животные, которые устраивают себе берлогу? Какие сказки с участие медведя дети знают? Можно ли из сказок понять, какой у медведя характер?

Далее следует рассказ о медведе, о том, где преимущественно медведи живут, чем питаются? Можно рассказать о том, что зимой они скорее дремлют, чем спят, и в случае опасности покидают берлогу. Зимой не едят, живут за счёт накопленного летом и осенью жира. Медведь – очень проворный и ловкий зверь, и поговорка «неуклюжий как медведь» не соответствует действительности. Свой рассказ нужно подкреплять различным материалом: наглядным, видео.

Педагог предлагает детям поиграть в такие игры как: «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы» и др.

Советы педагогу: после проведения занятия можно сделать выставку из детских работ (лепка, аппликация, рисунки) по сказкам, где героем является медведь.

Экологические понятия: животные, цепи питания, хищные животные.

 

4

 

В. Даль «Война грибов и ягод»

Знакомство со сказкой. Практическое занятие.

Педагогические задачи: Рассказать детям о том, что есть съедобные грибы и ядовитые. Дать представление о правилах сбора грибов. Научить по картинкам и основным характерным признакам различать некоторые грибы.

Содержание и методика: Чтение сказки.

Затем воспитатель приглашает детей в «лес» за грибами, читает стихотворение П. Синявского «Грибная электричка».

После прочтения стихотворения, дети «делают остановку» на станции «Загадкино».

Далее педагог загадывает загадки о грибах (в загадках отмечаются характерные признаки грибов):

- растут в лесу сестрички, рыжие…(лисички);

- я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик);

- на пеньке растут в лесу эти дружные ребята,

называют их …(опята);

- а этот красавец на беленькой ножке,

   он в красненькой шапке,

   на шапке горошки…(мухомор);

- на толстой белой ножке коричневая шапка,

   наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик) и др.

Затем идёт рассказ о том, что грибы надо правильно собирать (можно спросить детей, а как они собирают грибы, и выяснить правильно или нет). Рассказать о том, что несъедобные грибы не собирают, но их нельзя топтать, сбивать ногами, т.к. они нужны лесу и его жителям (объяснить зачем). Нужно обязательно заострить внимание детей на то, что грибы – это пища для многих животных.

Советы педагогу: так как дети не знают названия многих грибов, можно использовать большую таблицу с разными грибами. Обращаясь к таблице, нужно отметить наиболее характерные особенности некоторых грибов: у подосиновика – ярко-красная шапка и белая утолщённая книзу ножка. В народе подосиновик называют «красноголовиком» за яркую шляпку. Можно приготовить две картины: «Корзина» и «Лес», на которых сделаны прорези, а также приготовить грибы. Дети должны отгадать загадку, отыскать гриб, положить его в корзину, если он съедобный. А ядовитые грибы вставляют в прорези «Лес». Можно использовать фонограмму «Звуки леса» (музыка П.И.Чайковского).

Экологические понятия: грибы, съедобные грибы, несъедобные (ядовитые), цепи питания.

 

5

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Чтение детям сказки.

Педагогические задачи: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны они природе.

Содержание и методика:

Загадка:

У болотной мягкой кочки,

Под зелёненьким листочком,

Притаилась попрыгушка, пучеглазая …(лягушка).

Выяснить у детей, что они думают о том, полезные или нет лягушки? Почему они так думают? Объяснить детям, что лягушки исключительно полезны. Они питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Собратья лягушек – жабы, которые помогают человеку справиться с вредителями огородов.

Да и сами лягушки для многих животных являются кормом. Из рыб лягушками питаются – сомы, судаки, щуки; любят лягушек и многие птицы – аисты, чайки, совы, цапли. Таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться. Для человека лягушки – друзья, и человек должен платить им тем же.

Далее можно поиграть в игру «Лягушки и цапли».

Советы педагогу:   использовать различный наглядный материал: картинки с изображением лягушек и жаб, репродукции из сказок, героиней которых является лягушка (отметить, что в сказках ей всегда отводится добрая роль), видеоматериалы др.

Экологические понятия: водная среда, живая природа, цепи питания, насекомые, птицы.

 

6-9

С.Я.Маршак

«Двенадцать месяцев»

Времена года.

Педагогические задачи: Учить различать особенности времени года (сезона). Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и закономерные изменения, в ней происходящие. Показать разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Содержание и методика: работа по картинкам с различными временами года (сезонами). Педагог читает стихи, а дети показывают нужное время года (определяя по характерным признакам).

Весна

Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса, ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

На полянке, у тропинки, пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит.

Лето

Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо,

Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы.

И светла, и широка, наша светлая река,

Побежим купаться, с рыбками плескаться.

Осень

Вянет и желтеет трава на лугах,

Только зеленеет озимь на полях,

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Завтра утром в лес пойдём,

И опята, и маслята, и груздочки соберём.

Зима

Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет и ель свозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

Советы педагогу: Это занятие можно проводить и по-другому: карточки у педагога, он показывает их детям, а дети говорят, какое время года изображено, какими характерными признаками отмечается живая и неживая природа. Могут рассказать стихотворения для каждого времени года (из ранее изученных). Можно устроить выставку «Круглый год», где дети выставят свои работы по разным временам года.

Экологические понятия: времена года, особенности сезона (сезонные изменения), живая природа, неживая природа.

 

10

«Герои сказок»

Обобщение основных теоретических знаний и практических навыков по факультативному курсу.

Цель: закрепить знания детей о животных, наиболее часто встречающихся в сказках. Воспитывать чувство уважения, сопереживания к другим сообществам.

Содержание:  Дети делятся на группы, каждая из которых составляет «творческую биографию» Волка, Лисицы, Медведя, Зайца, Мыши, Лягушки, Собаки, Кошки (по выбору детей).

Дети изображают его на листе бумаги, пытаются изобразить его в движении, повадках, имитируют голос.

Затем каждая подгруппа показывает фрагмент какой-либо сказки, где встречается это животное. Составляется целая галерея портретов героев сказок (животных), чьи образы знакомы детям.

Экологически понятия (повторение): животные, дикие животные, домашние животные, хищные животные, травоядные животные, цепи питания, этажи леса, грибы (ядовитые, съедобные), водная среда, живая природа, неживая природа, насекомые, времена года, сезонные изменения, особенности сезона.

 

 

Литература:

1. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.//Вопросы психологии.- 1993.-№ 5. с.39-43.

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.

3. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-40с.

4. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: ЦГЛ, 2003.- 128с.

6. Рыжова Н.А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.- 200с.

7. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Читайте также

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...