План работы кружка «Колесо истории»

(старший дошкольный возраст)

Сентябрь

 

Тема

Разделы

Литература

«Происхождение Земли»

Задачи:

- познакомить детей с историей происхождения Земли;

- дать представление о первых растениях и животных.

1. Рождение Земли. Жизнь зародилась в океане (первые растения и животные).

Стр. 8-14 (№1)

Стр. 16-32 (№1)

2. Эра динозавров.

Стр. 40-64 (№1)

 

  • Рассматривание макета Земли (в разрезе);
  • Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»;
  • Игра «Живая – неживая природа» (например: цветок – живая природа, камень – неживая природа).

 

Октябрь

 

Тема

Разделы

Литература

«Первобытный человек»

Задачи:

- продолжать формировать представления о первобытном человеке, его образе жизни, жилище, орудиях труда и их совершенствовании:

- совершенствовать связную речь в процессе активных действий по установлению причинно-следственных связей.

1. Первобытный человек (образ жизни, внешность, поведение).

Стр. 130-138 (№1)

См. №3

2. Инструменты и их совершенствование. Роль огня в жизни человека.

Стр. 142-144 (№1)

Стр. 148-150 (№1)

 

См. №3

 

  • Игра «Что нам рассказал бивень мамонта?»;
  • Рассматривание макета «Стоянка первобытных людей»;
  • Игра «От пещеры до небоскребов»;
  • Игра «Разложи по порядку» (орудия труда – от древних до современных).

 

Ноябрь

 

Тема

Разделы

Литература

Продолжение темы:

«Первобытный человек»

Задачи:

- дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях, о развитии пещерного искусства, возникновении религиозных предпосылок;

приручение животных.

 

1. Охота. Использование продуктов охоты: шкуры, кости, мясо, жир.

Стр. 152 (№1)

Стр. 160-161 (№1)

См. №3

2. Пещерное искусство. Религия.

Стр. 154-155 (№1)

Стр. 160-164 (№1)

См. №3

 

  • Творческая деятельность (рисование в технике ТРИЗ «свеча») «Наскальные рисунки»;
  • Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда;
  • Игра «Что сначала – что потом?» (орудия труда);
  • Изготовление украшений древних людей с использованием природного и бросового материала.

 

Декабрь

 

Тема

Разделы

Литература

«Древний Египет. Греция. Мифы и легенды древней Греции »

Задачи:

- познакомить с Древним Египтом, дать представление о развитии труда, о возникновении профессий, письменности, книгоиздания;

- знакомить с легендами и мифами Древней Греции.

 

1. Древний Египет. Профессии древних египтян. Воины. Письменность, книгопечатание, иероглифы.

Стр. 39-40 (№4)

Стр. 62 (№4)

Стр. 41-45 (№4)

Стр. 80 (№4)

См. №3

2. Религия (фараоны, храмы, гробницы).

Мифы и легенды Древней Греции.

Стр. 43-45 (№4)

См. №3

Стр. 102 (№5)

Стр. 14 (№5)

 

 

Примечание: знакомство с мифами и легендами Древней Греции проходит в течение декабря.

  • Рассматривание иллюстраций книги «Чудеса древнего мира»;
  • Настольная игра «Олимпийские игры»;
  • Задания «Расшифруй слово» (иероглифы заменяются соответствующими буквами, прочтение полученных слов);
  • Лабиринт «Пройди к фараону».

 

Январь

 

Тема

Разделы

Литература

«История Отечества »

Задачи:

- формировать у детей представления об истории Отечества;

- древние славяне – их религия, ремесла;

- дать представления о возникновении первых городов.

 

1. Древние славяне – наши предки. Верования древних славян

Стр. 5-11 (№2)

Стр. 17-31 (№2)

 

2. Славяне – ремесленники и творцы. От поселков к славянским городам.

Стр. 31-41 (№2)

Стр. 41-45 (№2)

 

 

 

  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где в традициях древних славян изображены предметы быта («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и др.);

  • Раскрашивание контурных изображений нарядов древних славян:

- Головные уборы

- Сарафаны;

- Обувь и т.д. (самостоятельно или по предложенному образцу);

  • Задание «Сравни бабушек» (№15 стр. 4, 9);

  • «2 колобка» (стр. 5, 13);
  • «Куда спрятался колобок?» (стр.6, 19);
  • Изготовление изображений древнеславянских божеств («Солнце», «Леший» и т.д.).

 

Февраль

 

Тема

Разделы

Литература

Продолжение темы:

«История Отечества »

Задачи:

- формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания, любовь и уважение к истории своего города, его героическому прошлому;

- Великая Отечественная война: «Сталинградская битва».

1. Великая Отечественная война.

Стр. 8-14 (№2)

Стр. 166-168 (№10)

 

2. Сталинградская битва

Стр. 15 (№11)

Стр. 339-347 (№2)

 

 

 

  • Рассматривание альбома «Волгоград – город-герой»;
  • Дидактические игры из серии «Люби и знай свой край»;
  • Авторские игры «Прогулка по Волгограду», «Царицын-Сталинград-Волгоград» и др.;
  • Разрезные картинки «Мой город»;
  • Рисование на тему: «Волгоград – город-красавец», «Дети на войне», «Мир на земле» и т.д.;
  • Разучивание стихов волгоградских авторов о городе, о мире и войне;
  • Изготовление поделок ко 2 февраля, к 23 февраля.

 

Март

 

Тема

Разделы

Литература

«Технический прогресс »

Задачи:

- развивать представления детей о техническом прогрессе: развитие мореплавания, строительство, возникновение электричества.

 

1. От лодок до кораблей.

 

 

 

 

2. От пещер до небоскребов.

Стр. 195 (№12)

Стр. 95-97 (№6)

Стр. 37 (№11)

Стр. 166-168 (№10)

См. №3

Стр. 120-123 (№6)

Стр. 58 (№11)

См. №3

 

3. Электричество было не всегда.

Стр. 56-57 (№6)

Стр. 128-130 (№10)

Стр. 74-76 (№2)

Стр. 42 (№10)

См. №3

 

 

Примечание: знакомство с достижениями технического прогресса идет во взаимосвязи с профессиями

  • Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение изображений жилищ, плавательных средств);
  • Разрезные картинки «Что было раньше»;
  • Раскрашивание контурных изображений из серии «История мореплавания»;
  • Игра «Что не так?» (нарушение хронологии событий).

 

Апрель

 

Тема

Разделы

Литература

Продолжение темы:

«Технический прогресс »

Задачи:

- продолжать знакомить детей с письменностью, книгами, искусством, профессиями и современными достижениями.

 

1. Письменность и книги. Искусство (музыка, театр, танцы и др.)

 

 

 

 

Стр. 113-116 (№6)

Стр. 80-82 (№6)

Стр. 183 (№12)

Стр. 185 (№12)

Стр. 82-88 (№3)

Стр. 75-77 (№3)

Стр.77-78 ( №3)

 

2. Современные профессии и достижения (радио, компьютер, телевидение и т.д.).

Стр. 100-122 (№6)

Стр. 97-103 (№6)

Стр. 12(№11)

Стр. 26 (№11)

См. №3

 

 

  • Рассматривание иллюстраций «Древнегреческий театр»;
  • Игра «Угадай выражение лица» (№16, стр. 20);
  • Игра «Гладиаторы» (Древний Рим) (№16, стр. 21);
  • Игра «Угадай знак» (Древний Египет - иероглифы);
  • Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение первых книг, папирус и т.д.);

Рассматривание иллюстраций «Современные достижения» - энциклопедия «РОСМЭН»;

  • Игра «Угадай профессию» (№16, стр. 3);
  • Рассматривание альбома «История одежды».

 

Май

 

Тема

Разделы

Литература

« История в литературе»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей на основе художественного слова; посредством литературы расширять представления детей об истории развития человека и человеческого общества: былины, мифы, сказки.

 

1. Устное народное творчество – былины: «Илья Муромец»

«Илья Муромец и соловей разбойник»

«Добрыня Никитич» и др.

 

 

 

 

 

См. №8

 

2. Сказки народов мира.

См. №9

 

 

Примечание: при ознакомлении детей с былинами, сказками и их героями, для наглядности, рекомендуется использовать репродукции картин Васнецова («Богатыри», «Алёнушка» и др.).

Чтение былин, сказок можно использовать в течение всего года, а также в летний период.

 

Используемая литература:

1. Энциклопедия «Что было до нашей эры».

2. Справочник дошкольника «История».

3. Детская энциклопедия «РОСМЭН».

4. «Русский праздничный народный костюм» (раскраски).

5. В.В. Успенский «Легенды м мифы Древней Греции».

6. О.В. Дыбина «Что было до…».

7. «Вчера и сегодня» (журнал).

8. Л.Н. Толстой «Былины».

9. Сказки народов мира.

10. Г.Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России».

11. Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».

12. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст).

13. О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».

14. Л.Н. Галигузова «Чудеса древнего мира».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Путешествие в Африку

Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по...

Читайте также

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...