Тематический план кружковой работы «Край мой Волжский» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка к тематическому плану кружковой работы «Край мой Волжский»

В настоящее время предлагается много путей и способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Однако прежде, чем составлять план кружковой работы, воспитатель должен сам, знать историю малой Родины, её роли в истории России, знать культурное наследие, природные, социальные и экономические особенности, а потом уже передавать свои знания воспитанникам, чтобы помочь им узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.
В 2008 году в целях актуализации воспитания у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству и своей малой Родине мною была начата работа по разработке тематического плана кружковой работы для старших дошкольников «Край мой Волжский», который хочу представить.

 

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

1

2

1 раздел «Ознакомление с городом»

Беседа на тему: «Место работы родителей».

Экскурсия в музей им. П. Алабина.

Целевая прогулка: «Улицы города: название и расположение»; проектная деятельность.

Беседа «Места отдыха горожан: парки, скверы».

Беседа, рассматривание иллюстраций, целевая прогулка с родителями на тему: «Детская художественная школа: Как и чем

работают художники».

Экскурсия «Театры города: кукольный, драматический, оперный».

Беседа, рассматривание иллюстраций на тему «Площади города».

Проектная деятельность на тему «Родной город».

Непосредственно образовательная деятельность (с включением продуктивной деятельности) на тему: «Архитектура города Самары».

Целевая прогулка к школе «Знакомство сошколой».

Посещение библиотеки.

Экскурсия на станцию юных техников.

Посещение краеведческого музея.

Посещение художественного музея.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «История возникновениякрепости Самара»; оформление выставки детских работ.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Самара космическая» с последующим оформлением выставки.

Игра-викторина «Край мой Волжский».

2 раздел «Природа Самарского края»

1 квартал

Экскурсия вБотанический сад.

Беседы о жизни животных и птиц осенью влесу.

Праздник «Самарская осень».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Великая русская рекаВолга»; оформление выставки.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Реки Самарского края».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Красная книга животных, обитающих в Жигулевском заповеднике».

Осенняя     экскурсия в Ботанический сад.

Беседа на тему: «Жигули в осеннем уборе»; оформление выставки детских рисунков.

Беседа на тему: « Труд хлеборобов и животноводовосенью».

Сравнительная беседа о подготовке к зимедомашних и диких животных.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Жигулевские горы».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Названия Жигулёвских гор», легенды,предания.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Жигули – жемчужинаРоссии».

Праздник осени.

2 квартал

Беседа на тему: «Кто как зимует в лесу».

Целевая прогулка в зимний сквер им. Фадеева.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Беседа на тему: «Помощь зимующим птицам» иизготовление кормушек с родителями воспитанников.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Животные Жигулевскогозаповедника».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Насекомые Жигулевскогозаповедника».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Экологический десант», обэкологии Самарского края.

Беседа на тему: «Кто как зимует в лесу» о животных Жигулевского заповедника.

Целевая прогулка в сквер им. Фадеева зимой.

Рассматривание картин-постеров русских художников о зиме; продуктивная деятельность.

Подкармливание птиц на участке детского сада.

Экскурсия в клуб экологов; беседа «Как зимуют животные в Жигулевском заповеднике».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Матушка Волга».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Растения Жигулевского заповедника»; оформление выставки детских работ.

Занятие на тему «Откуда появились Жигулевские горы».

3 квартал

Беседа на тему: «Жизнь животных и птиц весной».

Целевая прогулка в весенний сквер им. Фадеева.

Беседа на тему: «Первоцветы Самарского края».

Беседа на тему: «Труд людей в полях весной».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Жизнь животных Жигулевского заповедника весной».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Волжские просторы»; оформление выставки.

Беседа на тему: «Весной на озере» о жизни озерных и речных птиц Самарского края.

Сравнительная экскурсия в весенний сквер им Фадеева.

Беседа на тему: «Хоровод весенних цветов».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Полезные ископаемые Самарского края».

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Климат Самарского края».

4 квартал

Целевая прогулка на набережную реки Волги с родителями воспитанников.

Беседа на тему: о жизни животных и птиц летом.

Беседа на тему: «Летом на озере», о речных и озерныхрыбах.

Беседа на тему: «Берегите лес»; продуктивная деятельность, оформление выставки.

Беседа на тему: «Лекарственные растения Самарского края».

Сравнение хвойных и лиственных деревьев; оформление выставки.

Сравнительная беседа «Бабочки и жуки».

Беседа на тему: «Летом на озере», рыбы и речные насекомые; оформление выставки.

Беседа на тему: «Лес - многоэтажный дом».

Беседа на тему: «Опасные двойники», полезные и вредные ягоды и грибы.


3 раздел «Народы, живущие в Самарском крае»

Беседы на тему: «Быт и традиции русского народа»:

- убранство русской избы;

- русский костюм (женский, мужской);

- русские народные игрушки (деревянные и
глиняные);

- народные праздники (Святки, Масленица,
Новый год, Рождество);

- русские народные сказки о животных,
народных традициях; беседа, рассматривание иллюстраций;

- знакомство с народным фольклором
(пословицы, поговорки, потешки, заклички,
считалки);

- русские народные песни и хороводы;

- русская кухня.

Беседа на тему: «Знакомство с бытом чувашского народа»:

- убранство дома; сюжетно-ролевая игра,

- костюм; беседа, рассматривание иллюстраций

- кухня; сюжетно-ролевая игра;

- сказы и легенды;

- национальная музыка (песни и танцы);

- чувашские игры и праздники.

Знакомство с бытом и традициями
мордовского народа:

- убранство жилища;

- костюм;

- мордовские песни и танцы; развлечение;

- народные игры; развлечение.

- кухня.

Викторина на тему: «Быт и традиции русского народа»:

4 раздел «Культура и искусство»

Писатели и поэты Самарского края

Литературная гостиная: «Знакомство с творчеством Самарского поэта Б.Соколова»,

Чтение и обсуждение произведений Т. Тезикова «Книга, которой триста миллионовлет», рассказы о Жигулях.

Чтение и обсуждение произведений С. Кузменко «Легенды и были Жигулей» с родителями воспитанников.

Экскурсия в музей А.Толстого, тема: «Приключения Буратино».

Литературная гостиная: «Знакомство с поэзией Н.Некрасова», чтение и обсуждение произведений поэта.

Вечер поэзии: заучивание стихов Самарского поэтаБ.Соколова, «На Волге живу».

Чтениепроизведений и обсуждение произведений А.Толстого.

Чтение и обсуждение произведений             С.Кузменко «Легенды и были Жигулей».

Чтение и обсуждение произведений             Л.Храмков «Есть на Волге утес».

Вечер поэзии: чтение стихов поэта М.Дудина.

Вечер поэзии: заучивание стихотворения Н.Некрасова, «О, Волга!»

 

Народно-декоративноеискусство Самарского края

Работа в художественной мастерской:

- хохломская роспись;

- гжель;

- жестовская роспись;

- художники Самарского края.

Оформление выставки народного творчества.

Работа в художественной мастерской:

Беседа на тему: «Знакомство с русским узором».

Знакомство с промыслами Самарских Умельцев; беседа, рассматривание изделий.

Работа в художественной мастерской:

- хохломская роспись;

- гжель;

- жестовская роспись;

- мордовский орнамент;

- чувашский орнамент.

Оформление выставки народного творчества.

Музыкальное воспитание

Беседа на тему: «Знакомство с русским народным оркестром».

Развлечение «Научи меня играть» (русскиенародные инструменты).

Развлечение «Голоса народныхинструментов».

Разучивание русских хороводов.

Слушание русских народных песен.

Развлечение «Знакомство с колядками».

Развлечение «Святки».

Праздник Масленицы.

Разучивание весенних закличек.

Праздник пап.

Праздник мам.

Праздник «Виват Победа».

Знакомство с песнями о Самаре и о реке

Волге, творческая гостиная с родителями воспитанников.

Знакомство с русскими хороводнымииграми; развлечение.

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского,слушание его музыки «Времена года»,

«Утренняя молитва»; музыкальная гостиная.

Праздники: Новый год, Рождество, Святки,

Масленица.

Праздник пап.

Праздник мам.

Праздник «Этот день Победы».

 

Используемые источники:

1) Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова

Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2) Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова

Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей…

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей у детей с нарушением речи Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка...

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Читайте также

Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста…

Эффективные механизмы вовлечения родителей в процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ Современное общество ставит перед образовательной системой задачу создания условий...

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»