Календарно-тематическое планирование кружка «Радуга»
Цель:
развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления игрушек (куклы).
Задачи:
Обучающие:
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, к куклам, доброжелательные отношения друг к другу.
Организация процесса
а) занятия проводятся один раз в неделю в четверг (пятницу) с 15.45 до 16.10 часов;
б) возраст детей: старшая группа – 5-6 лет;
в) формы работы: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: продуктивную, двигательную, коммуникативную, музыкальную, использование художественного слова. Также включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, формами организации занятий являются обучающие игровые занятия в обстановке непринужденного общения со сверстниками и взрослыми
г) методы и приёмы
Словесные:
- Беседа
- Диалог и рассказ педагога
- Обсуждения
Наглядные:
- Наблюдения
- Показ
Практические:
- Работа с тканью, нитками, гримом
- Упражнения с куклами
- Моделирование
- Релаксационные упражнения
Игровые:
- Игротренинг
- Этюды-игры
- Проигрывание ситуаций
- Пальчиковая гимнастика
- Инсценировка
- «Минутки шалости»
Ожидаемые результаты:
- у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков.
Диагностика результативности работы кружка
Общий просмотр и обсуждение выполненных работ, традиционные
выставки, приуроченные к календарным праздникам; выполнение самостоятельной творческой работы, использование методик исследования самооценки, тест «Паровозик»
Методика исследования самооценки.
(В.Г. Щур, С.Г. Якобсон )
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из 5 одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись: счастье, здоровье, ум, красота, богатство, успех.
Инструкция: «Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья и лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые, умные дети, на самой низкой- самые нездоровые, неумны, несчастные. Отметь на какой лесенке ту ступеньку, на которой ты стоишь.
Анализ результатов:
1.Анализ самооценки производиться в баллах: 5-ая ступенька- 5 баллов, 4-ая-4, 3-ая-3,2-ая-2, 1-ая-1 балл.
2.Если показатели в сумме дают 14-15 баллов-самооценка завышенная, 9-13- адекватная. 8-3- заниженная.
Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
|
||
|
||
|
Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.
Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК.
Планируемый перечень разделов
№ п/п |
Интеграция образовательных областей |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Познание, коммуникация, чтение худ. литературы музыка |
Введение. История народной куклы, традиции и обряды русского народа. |
18 |
2 |
Труд, музыка, чтение худ.лит., познание, худ. творчество, социализация, коммуникация. |
Работа с тканью. |
6 |
3 |
Социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, худ. творчество, чтение худ. лит.. |
Работа с нитками. |
1 |
4 |
Социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, худ. творчество, чтение худ. лит.. |
Работа с природным материалом. |
1 |
5 |
Социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, худ. творчество, чтение худ. лит.. |
Работа с тканью и природным материалом. |
6 |
Тематический план
Месяц |
№ |
Содержание базовых тем |
Часы |
Сентябрь |
1 |
Введение. История народной куклы. |
1 |
|
2 |
Беседа «Почему у народной куклы нет лица?». |
1 |
|
3 |
Рассматривание народных, тряпичных кукол, игры. |
1 |
|
4 |
Игры, этюды |
1 |
Октябрь |
1 |
Знакомство с народной куклой «Зайчик на пальчик», её история. |
1 |
|
2 |
Приготовление материала, эскизов. |
1 |
|
3 |
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик». |
1 |
|
4 |
Сочинение сказки про кукол «Зайчик на пальчик». |
1 |
Ноябрь |
1 |
История куклы «Утешницы». |
1 |
|
2 |
Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления). |
1 |
|
3 |
Изготовление куклы «Утешницы». |
1 |
|
4 |
Обыгрывание куклы «Утешницы». |
1 |
Декабрь |
1 |
Знакомство с народной куклой «Пеленашкой». |
1 |
|
2 |
Беседа о кукле «Пеленашке». |
1 |
|
3 |
Изготовление куклы. |
1 |
|
4 |
Кукла «Пеленашка» с элементами усложнениями. |
1 |
Январь |
1 |
Слушание, пение народных песен, сочинение историй, сказок – «Рождественский вечерок» |
1 |
|
2 |
Приготовление материала, подготовка технологической карты. |
1 |
|
3 |
Изготовление кукол «Птичек» |
1 |
|
4 |
Выставка кукол |
1 |
Февраль |
1 |
История куклы «Берегиня». |
1 |
|
2 |
Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления). |
1 |
|
3 |
Изготовление куклы «Берегиня». |
1 |
|
4 |
Обыгрывание куклы «Берегиня». |
1 |
Март |
1 |
История куклы «Веснянка». |
1 |
|
2 |
Разучивание закличек про весну, приготовление материала, эскизов. |
1 |
|
3 |
Изготовление куклы «Веснянка». |
1 |
|
4 |
Досуг «Встреча весны»: пение закличек, обыгрывание куклы-«Веснянка». |
1 |
Апрель |
1 |
Красна горка: рассказ о Пасхе, история куклы «Ангел». |
1 |
|
2 |
Приготовление материала, подготовка технологической карты. |
1 |
|
3 |
Изготовление куклы «Ангел». |
1 |
|
4 |
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Игры с куклой «Ангел». |
1 |
Май |
1 |
История куклы Травница, рассматривание схем, эскизов изготовления. |
1 |
|
2 |
Изготовление куклы «Травница». |
1 |
|
3 |
Куклы из бабушкиного сундука (обыгрывание ). |
1 |
|
4 |
Музей кукол (оформление мини-музея). |
1 |
Всего: 36 часов
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2005г.
2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.
4. Журнал «Цветной мир» «Народная игрушка» №1, 2009г. с.8-26
5. Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.
6. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
7. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.
8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.
9. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
10. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Материалы сайтов:
http://www.kazakh.ru/alem_komek/
http://psyexlab.ru/arttherapy.php
http://profy.mental.ru/spmat/art/
http://festival.lseptember.ru/
Читайте также |
---|
Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай
Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...