Календарно-тематическое планирование кружка «Радуга»

Цель:

развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления  игрушек (куклы).

Задачи:

Обучающие:

- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;

- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

Развивающие:

- развивать речь, коммуникативные качества;

- воображение, фантазию;

- память;

- мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, к куклам, доброжелательные отношения друг к другу.

 

Организация процесса

а) занятия проводятся один раз в неделю в четверг (пятницу) с 15.45 до 16.10 часов;

б) возраст детей: старшая группа – 5-6 лет;

в) формы работы: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: продуктивную, двигательную, коммуникативную, музыкальную, использование художественного слова. Также включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, формами организации занятий являются обучающие игровые занятия в обстановке непринужденного общения со сверстниками и взрослыми

г) методы и приёмы

Словесные:

  • Беседа
  • Диалог и рассказ педагога
  • Обсуждения

 

Наглядные:

  • Наблюдения
  • Показ

 

Практические:

  • Работа с тканью, нитками, гримом
  • Упражнения с куклами
  • Моделирование
  • Релаксационные упражнения

 

Игровые:

  • Игротренинг
  • Этюды-игры
  • Проигрывание ситуаций
  • Пальчиковая гимнастика
  • Инсценировка
  • «Минутки шалости»

 

Ожидаемые результаты:

  • у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков.

 

Диагностика результативности работы кружка

Общий просмотр и обсуждение выполненных работ, традиционные

выставки, приуроченные к календарным праздникам; выполнение самостоятельной творческой работы, использование методик исследования самооценки,   тест «Паровозик»

 

Методика исследования самооценки.

(В.Г. Щур, С.Г. Якобсон )

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из 5 одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись: счастье, здоровье, ум, красота, богатство, успех.

Инструкция: «Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья и лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые, умные дети, на самой низкой- самые нездоровые, неумны, несчастные. Отметь на какой лесенке ту ступеньку, на которой ты стоишь.

Анализ результатов:

1.Анализ самооценки производиться в баллах: 5-ая ступенька- 5 баллов, 4-ая-4, 3-ая-3,2-ая-2, 1-ая-1 балл.

2.Если показатели в сумме дают 14-15 баллов-самооценка завышенная, 9-13- адекватная. 8-3- заниженная.

 

Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников).

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

 

  

 

  

 

  

 


Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное психическое состояние

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени

2 балла - негативное психическое состояние средней степени

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 - 69 % - средняя сБПК;

26 - 41,9 % - незначительная сБПК;

0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до - 25% -средняя сНПК;

- 26 % и ниже - сильная сНПК.

 

Планируемый перечень разделов

 

п/п

Интеграция

образовательных

областей

Содержание

Количество часов

1

Познание,

коммуникация,

чтение худ. литературы

музыка

Введение. История народной куклы, традиции и обряды русского народа.

18

2

Труд,

музыка,

чтение худ.лит.,

познание,

худ. творчество, социализация, коммуникация.

Работа с тканью.

6

3

Социализация, коммуникация,

познание,

труд, музыка,  худ. творчество,

 чтение худ. лит..

Работа с нитками.

1

4

Социализация, коммуникация,

познание, труд,

музыка,  

худ. творчество, чтение худ. лит..

Работа с природным материалом.

1

5

Социализация, коммуникация,

 познание, труд,

музыка,  

худ. творчество,

 чтение худ. лит..

Работа с тканью и природным материалом.

6

 

Тематический план

 

Месяц

Содержание базовых тем

Часы

Сентябрь

1

Введение. История народной куклы.

1

 

2

Беседа «Почему  у народной куклы нет лица?».

1

 

3

Рассматривание народных, тряпичных кукол, игры.

1

 

4

Игры, этюды

1

Октябрь

1

Знакомство с народной куклой «Зайчик на пальчик», её история.

1

 

2

Приготовление материала, эскизов.

1

 

3

Изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

1

 

4

Сочинение сказки про кукол «Зайчик на пальчик».

1

Ноябрь  

1

История куклы «Утешницы».

1

 

2

Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления).

1

 

3

Изготовление куклы «Утешницы».

1

 

4

Обыгрывание куклы «Утешницы».

1

Декабрь  

1

Знакомство с народной куклой «Пеленашкой».

1

 

2

Беседа о кукле «Пеленашке».

1

 

3

Изготовление куклы.

1

 

4

Кукла «Пеленашка» с элементами усложнениями.

1

Январь

1

Слушание, пение  народных песен, сочинение историй, сказок – «Рождественский вечерок»

1

 

2

Приготовление материала, подготовка технологической карты.

1

 

3

Изготовление кукол «Птичек»

1

 

4

 Выставка кукол

1

Февраль

1

История куклы «Берегиня».

1

 

2

Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления).

1

 

3

Изготовление куклы «Берегиня».

1

 

4

Обыгрывание куклы «Берегиня».

1

Март

1

История куклы «Веснянка».

1

 

2

Разучивание закличек  про весну, приготовление материала, эскизов.

1

 

3

Изготовление куклы  «Веснянка».

1

 

4

Досуг «Встреча весны»: пение закличек, обыгрывание куклы-«Веснянка».

1

Апрель

1

Красна горка: рассказ о Пасхе, история куклы «Ангел».

1

 

2

Приготовление материала, подготовка технологической карты.

1

 

3

Изготовление  куклы «Ангел».

1

 

4

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Игры с куклой «Ангел».

1

Май

1

История куклы Травница, рассматривание схем, эскизов изготовления.

1

 

2

Изготовление куклы «Травница».

1

 

3

Куклы из бабушкиного сундука (обыгрывание ).

1

 

4

Музей кукол (оформление мини-музея).

1

 

Всего: 36 часов

                         

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2005г.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.

3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.

4. Журнал «Цветной мир» «Народная игрушка» №1, 2009г. с.8-26

5. Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.

6. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.

7. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.

8. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.

9. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

10. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

 

Материалы сайтов:

http://www.kazakh.ru/alem_komek/

http://psyexlab.ru/arttherapy.php

http://profy.mental.ru/spmat/art/

http://festival.lseptember.ru/



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным…

Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию Одним из действенных средств развития...

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» Для детей средней группы Цель: - Дать представление о зиме, птицах и животных в зимнем лесу. Задачи: - Учить внимательно слушать...

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников»

Консультация для родителей «Значение игры для дошкольников» Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен...