Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки - добрые друзья»

 

Пояснительная записка.

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

 

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

Введение.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010года;
  • Закон «Об образовании Российской Федерации»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.      

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы». Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13 произведений в каждой возрастной группе.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

 

Условия реализации рабочей программы «Сказки – добрые друзья»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

 

Тематический план

Средняя группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.«Репка».

 

2.«Колобок».

1 (3-я неделя)

 

1 (4-ая неделя)

1

 

1

Итого: 2

Аппликация в технике обрывания бумаги.

Настольный театр для детей 1-ой младшей группы

11

1.«Петушок и бобовое зёрнышко».

 

2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.

 

Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.

12

1.«Теремок».

 

 

2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Современный теремок».

 

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

01

1.«Кот, петух и лиса

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

Итого: 2

Кукольный театр для детей 2-ой младшей группы.

02

1. «Пых».

 

 

2. «Два жадных медвежонка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

2

Итого: 4

Эксперимент: замешивание теста, наблюдение за брожением дрожжевого теста.

Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка». Изготовление книжки-самоделки.

03

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)

 

2. «У страха глаза велики».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Избушка для зайчика».

 

Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.

04

1.«Курочка Ряба».

 

 

2. «Кто сказал мяу?» В.Сутеев.

1 (1-ая неделя)

 

 

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

1

 

 

3

Итого: 4

Инсценировка сказки для детей младшей группы.

 

Выставка книг: данная сказка в разных изданиях.

Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу?»

Старшая группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.Ненецкая сказка «Кукушка»

 

 

2. «Сказочка про козявочку».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

итого: 4

Активизирующее общение: составление кодекса « Кто примерный сын, кто примерная дочь».

 

Выставка иллюстраций «Насекомые».

11

1. «Хаврошечка».

 

 

2. «Лиса и кувшин».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Лепка панно из солёного теста «Сад для Хаврошечки».

 

Выставка книг «Сказки, где участвует лисичка-сестричка».

Драматизация сказки для детей 2-ой младшей группы.

12

1.«Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.

 

 

 

2. «Свинопас». Г.Х.Андерсен.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка работ из природного и бросового материала «Комнатка для Дюймовочки».

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Лепка из солёного теста «Весёлые свинки», «Чудесный горшочек».

Выставка книг «Сказки Андерсена».

01

1. «Бобик в гостях у Барбоса». Н. Носов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

2

Итого: 2

Выставка книг «Собака – друг человека». Беседы по содержанию книг.

02

1. «Как собака друга искала?»

 

 

2. «Лисичка-сестричка и волк».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг.

 

Драматизация сказки для родителей.

03

1.«Царевна-лягушка».

 

 

 

 

 

2. Ненецкая сказка «Айога»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

 

Выставка книг о труде, взаимопомощи.

04

1. «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого).

 

2. «Заяц-хваста».

 

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

2

 

 

2

 

Итого: 4

Изготовление книжки-самоделки по сказке.

 

Выставка книг о нравственных качествах (скромность, смелость, храбрость и пр.)

Мастерская «Книжкина больница»

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.

 

 

2. «Двенадцать месяцев». В обработке С.Маршака.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

итого: 4

Выставка сказок А.С.Пушкина.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

 

Коллективное панно «12 месяцев».

11

1. «Серебряное копытце». П.Бажов.

 

 

2. «Сивка-бурка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Создание коллекции камней и минералов, рассматривание, беседы.

 

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

12

1.«Гадкий утёнок». Г.Х.Андерсен.

 

 

 

2. «Мальчик-с-пальчик». Ш.Перро.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка сказок Андерсена. Беседы по содержанию выставки.

Мастерская «Книжкина больница».

 

Выставка сказок Ш.Перро.

Викторина по сказкам Ш.Перро.

01

1. «Лягушка путешественница». В.Гаршин.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

 

2

Итого: 2

 

Составление плана путешествия лягушки.

Сочинение и записывание продолжения сказки.

Изготовление книжки-самоделки и иллюстраций к ней.

02

1. «Илья-Муромец и Соловей-разбойник».

 

 

2. «Крупеничка». Н.телешов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Выставка рисунков к сказке.

 

Создание коллекции круп. Изучение их свойств и сфер применения.

03

1. «Аленький цветочек». В.Аксаков.

 

 

 

2. «Финист - Ясный сокол»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

2

Итого: 4

Продуктивная деятельность: выставка «волшебных» аленьких цветочков, изготовленных из природных и бросовых материалов.

 

Выставка книг: сказки с волшебными превращениями.

04

1. «Мороз Иванович». В.Одоевский.

 

 

 

2. «Конёк – горбунок». П.Ершов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

2

 

 

2

Итого: 4

Изготовление иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник.

 

Коллективное панно «Конёк-Горбунок».

 

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.





Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Физкультурная дорожка «Тропа здоровья»

Физкультурная дорожка «Тропа здоровья»   Цель: профилактика плоскостопия. Игровой материал: нетрадиционный материал. Воспитатель предлагает детям под песенку «Красной шапочки» пройтись по дорожке.  

Физкультурный досуг в подготовительной группе. Тема: «Зимние забавы»

Физкультурный досуг в подготовительной группеТема: «Зимние забавы»   Цель: Укреплять здоровье и осуществлять физическое развитие детей. Задача: Удовлетворять физические потребности детей в движении...

Проект «Недаром помнит вся Россия...»

Проект«Недаром помнит вся Россия...» Структура проекта: Паспорт проекта: Название проекта: «Недаром помнит вся Россия…» Тема проекта: патриотическое воспитание как основа формирования нравственного облика ребёнка. Автор...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство