Кружок туристско – краеведческой направленности «Юный турист»
для детей старшего дошкольного возраста

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирования здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и социального благополучия ребёнка. Здоровье сбережение и здоровье обогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённое образовательной системой взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе. Педагогическую технологию отличают конкретность и чёткость целей и задач, наличие этапов, отбора содержания, форм, способов и приёмов их реализации; использование совокупных средств в определённой логике с организацией промежуточной диагностики достижения целей, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей.

Одним из видов здоровье сберегающей педагогической технологии нами был выбран кружок туристско – краеведческой направленности  «Юный турист» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель.

Воспитание социально-активной, творческой личности, осознающей ценности здорового образа жизни. Обогащение двигательного, познавательного, коммуникативного опыта детей.

Задачи.

  • Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  • Развивать физические качества детей: силу, выносливость, ловкость, координацию, гибкость, умение ориентироваться в пространстве и во времени.
  • Формировать начальные туристические навыки и умения, представление о здоровье человека, умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе, помогать воспитанникам решать задачи связанные с оказанием первой медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи.
  • Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
  • Воспитывать культуру осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни.

Мной была изучена литература:

  • И.А.Рыжова. Наш дом - природа. ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996г.
  • В.И.Тимошенко. Зелёный шум. Куйбышев: Книжное издательство ,1989г.
  • М.С.Горелов, В.И. Матвеев, А.А.Устинова. Природа Куйбышевской  области. Куйбышев: Книжное издательство,1990г.
  • Э.Крейри. Я боюсь. АО «Комплект», 1995г.
  • А. Лещук. Растения вокруг нас. Москва. Просвещение 1991г.
  • Н. Смирнова и др. Идут любознательные. «Молодая гвардия» 1965
  • А.Менчуков. В мире ориентиров. «Мысль».1966г.
  • А.Формозов. Спутник следопыта. «Молодая гвардия» 1967г.
  • А.Берман. Юный турист. Москва «Физкультура и спорт» 1987г.

На основе изученной литературы была составлена программа кружка. Она предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет. Структурно программа составлена так, что в ней присутствуют все необходимые элементы. Тематический план представляет структуру курса и смысловые блоки содержания образовательной деятельности. Сама программная часть документа изложена в форме системы перспективных планов, дополнена календарно – тематическими планами и подробными конспектами занятий. Программа состоит из двух основных разделов:

1. Природно- краеведческий

2. Спортивно-туристический

Кружок проводится один раз в неделю, количество часов в год-60. Каждая совместная деятельность с детьми состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть природоведческого цикла включает в себя дидактические игры и практические опыты , а спортивно-туристического цикла – подвижные игры или практические задания.

Разделы и темы программы.

РАЗДЕЛ I: Природно- краеведческий.

Неживая природа

По данной теме, в ходе проведения практических опытов с водой, совершенствуются знания детей о воде в природе, её свойствах, круговороте воды в природе.

Так же в ходе опытов с воздухом раскрывается свойства воздуха (сжимаемость, прозрачность и др.) даётся представление о значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Показывается роль растений в поддержании чистоты воздуха.

Закрепляются знания детей о роли Солнца в жизни человека, смене дня и ночи, о сезонных изменениях в природе. Через дидактические игры идёт знакомство детей с такими природными материалами как: камни, песок, глина. Даётся представление о почве.

Растительный мир Среднего Поволжья

По данной теме с помощью дидактических игр даются и закрепляются знания детей о разнообразии деревьев, кустарников, цветов и трав Среднего Поволжья. Формируется умение различать ядовитые растения, лекарственные растения родного края. Идёт знакомство со свойствами лечебных растений. А также дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы.

Животный мир Самарской области

Деям даётся представление о животном мире птицах, рыбах, насекомых, земноводных, обитающих в Среднем Поволжье.

Я и природа

В ходе совместной деятельности по данному разделу формируются знания детей об экологии, зависимости нашего здоровья от состояния окружающей среды, даётся представление об экологической безопасности.

РАЗДЕЛ II: Спортивно-туристический

Кто такой турист

Детям даётся представление о том кто такие туристы, какими физическими и нравственными качествами он должен обладать. Какие есть правила поведения на природе, что необходимо уметь и знать , отправляясь в поход. Дети учатся составлять маршруты (например: маршрут от дома до детского сада и обратно), а также собирать походное снаряжение. Полученные детьми знания закрепляются в подвижных играх,  например: «По горам, по долам», «Через мост с поклажей», «Сколько шагов, определи на глаз» и др.

Походы бывают разные

Дети знакомятся с разнообразием туристических походов (пешие, на различных видах транспорта, на лыжах). В подвижных играх совершенствуются физические качества детей: ловкость, координация, быстрота, умение ориентироваться в пространстве и времени (например: «Стороны света», «Кто быстрее наденет лыжи», «Замри» и др.

Помоги себе и своему товарищу

Детям даётся представление о том, из чего формируется аптечка, для чего она нужна. Формируются у детей знания о лекарственных и перевязочных средствах. Практические занятия помогают формировать навыки в оказании первой помощи пострадавшему от солнечного удара, ожога, обморожения , при растяжении и переломах. Происходит знакомство с правилами поведения на воде и оказания первой помощи утопающему.

Психологическая подготовка юного туриста

Формируется у детей заинтересованность, интерес к данному виду мероприятия. Осуществляется коррекция страхов, застенчивость; повышается самооценка; развиваются личностные качества: преодоление упрямства, взаимовыручка, выносливость, желание познать себя, объединение участников в группу. Развиваются адекватные формы проявления эмоций (раскрепощение, доверительные отношения друг к другу).

В совместной деятельности с детьми по программе «Юный турист» используется наглядный материал: карточки, фотографии, плакаты. Материал для проведения несложных опытов с водой, воздухом, растениями. Используется спортивное оборудование, туристическое снаряжение: рюкзаки, детские палатки, компасы. Используются медицинские принадлежности: бинты, жгуты, лейкопластыри, и др.

Для подведения итогов работы с детьми в конце каждого сезона проводятся итоговые занятия в виде прогулок-походов.

Ожидаемый результат:

Комплексное решение образовательных и воспитательных задач. Вовлечение детей в систему познания своей малой Родины уже с дошкольного возраста через эффективные формы совместной деятельности, обеспечение физического и психического благополучия, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие эмоциональных возможностей детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Читайте также

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Новый год в кругу семьи» Цель: формирование представлений о празднике Новый год в семье. Задачи: Обучающие: - закрепить...

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Тема: «Картинки для…

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликацииТема: «Картинки для наших шкафчиков» (Средняя группа) Задачи: Образовательные: формировать умение определять замысел в соответствии с назначением...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»