Кружок туристско – краеведческой направленности «Юный турист»
для детей старшего дошкольного возраста

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирования здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и социального благополучия ребёнка. Здоровье сбережение и здоровье обогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённое образовательной системой взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе. Педагогическую технологию отличают конкретность и чёткость целей и задач, наличие этапов, отбора содержания, форм, способов и приёмов их реализации; использование совокупных средств в определённой логике с организацией промежуточной диагностики достижения целей, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей.

Одним из видов здоровье сберегающей педагогической технологии нами был выбран кружок туристско – краеведческой направленности  «Юный турист» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель.

Воспитание социально-активной, творческой личности, осознающей ценности здорового образа жизни. Обогащение двигательного, познавательного, коммуникативного опыта детей.

Задачи.

  • Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  • Развивать физические качества детей: силу, выносливость, ловкость, координацию, гибкость, умение ориентироваться в пространстве и во времени.
  • Формировать начальные туристические навыки и умения, представление о здоровье человека, умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе, помогать воспитанникам решать задачи связанные с оказанием первой медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи.
  • Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
  • Воспитывать культуру осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни.

Мной была изучена литература:

  • И.А.Рыжова. Наш дом - природа. ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996г.
  • В.И.Тимошенко. Зелёный шум. Куйбышев: Книжное издательство ,1989г.
  • М.С.Горелов, В.И. Матвеев, А.А.Устинова. Природа Куйбышевской  области. Куйбышев: Книжное издательство,1990г.
  • Э.Крейри. Я боюсь. АО «Комплект», 1995г.
  • А. Лещук. Растения вокруг нас. Москва. Просвещение 1991г.
  • Н. Смирнова и др. Идут любознательные. «Молодая гвардия» 1965
  • А.Менчуков. В мире ориентиров. «Мысль».1966г.
  • А.Формозов. Спутник следопыта. «Молодая гвардия» 1967г.
  • А.Берман. Юный турист. Москва «Физкультура и спорт» 1987г.

На основе изученной литературы была составлена программа кружка. Она предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет. Структурно программа составлена так, что в ней присутствуют все необходимые элементы. Тематический план представляет структуру курса и смысловые блоки содержания образовательной деятельности. Сама программная часть документа изложена в форме системы перспективных планов, дополнена календарно – тематическими планами и подробными конспектами занятий. Программа состоит из двух основных разделов:

1. Природно- краеведческий

2. Спортивно-туристический

Кружок проводится один раз в неделю, количество часов в год-60. Каждая совместная деятельность с детьми состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть природоведческого цикла включает в себя дидактические игры и практические опыты , а спортивно-туристического цикла – подвижные игры или практические задания.

Разделы и темы программы.

РАЗДЕЛ I: Природно- краеведческий.

Неживая природа

По данной теме, в ходе проведения практических опытов с водой, совершенствуются знания детей о воде в природе, её свойствах, круговороте воды в природе.

Так же в ходе опытов с воздухом раскрывается свойства воздуха (сжимаемость, прозрачность и др.) даётся представление о значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Показывается роль растений в поддержании чистоты воздуха.

Закрепляются знания детей о роли Солнца в жизни человека, смене дня и ночи, о сезонных изменениях в природе. Через дидактические игры идёт знакомство детей с такими природными материалами как: камни, песок, глина. Даётся представление о почве.

Растительный мир Среднего Поволжья

По данной теме с помощью дидактических игр даются и закрепляются знания детей о разнообразии деревьев, кустарников, цветов и трав Среднего Поволжья. Формируется умение различать ядовитые растения, лекарственные растения родного края. Идёт знакомство со свойствами лечебных растений. А также дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы.

Животный мир Самарской области

Деям даётся представление о животном мире птицах, рыбах, насекомых, земноводных, обитающих в Среднем Поволжье.

Я и природа

В ходе совместной деятельности по данному разделу формируются знания детей об экологии, зависимости нашего здоровья от состояния окружающей среды, даётся представление об экологической безопасности.

РАЗДЕЛ II: Спортивно-туристический

Кто такой турист

Детям даётся представление о том кто такие туристы, какими физическими и нравственными качествами он должен обладать. Какие есть правила поведения на природе, что необходимо уметь и знать , отправляясь в поход. Дети учатся составлять маршруты (например: маршрут от дома до детского сада и обратно), а также собирать походное снаряжение. Полученные детьми знания закрепляются в подвижных играх,  например: «По горам, по долам», «Через мост с поклажей», «Сколько шагов, определи на глаз» и др.

Походы бывают разные

Дети знакомятся с разнообразием туристических походов (пешие, на различных видах транспорта, на лыжах). В подвижных играх совершенствуются физические качества детей: ловкость, координация, быстрота, умение ориентироваться в пространстве и времени (например: «Стороны света», «Кто быстрее наденет лыжи», «Замри» и др.

Помоги себе и своему товарищу

Детям даётся представление о том, из чего формируется аптечка, для чего она нужна. Формируются у детей знания о лекарственных и перевязочных средствах. Практические занятия помогают формировать навыки в оказании первой помощи пострадавшему от солнечного удара, ожога, обморожения , при растяжении и переломах. Происходит знакомство с правилами поведения на воде и оказания первой помощи утопающему.

Психологическая подготовка юного туриста

Формируется у детей заинтересованность, интерес к данному виду мероприятия. Осуществляется коррекция страхов, застенчивость; повышается самооценка; развиваются личностные качества: преодоление упрямства, взаимовыручка, выносливость, желание познать себя, объединение участников в группу. Развиваются адекватные формы проявления эмоций (раскрепощение, доверительные отношения друг к другу).

В совместной деятельности с детьми по программе «Юный турист» используется наглядный материал: карточки, фотографии, плакаты. Материал для проведения несложных опытов с водой, воздухом, растениями. Используется спортивное оборудование, туристическое снаряжение: рюкзаки, детские палатки, компасы. Используются медицинские принадлежности: бинты, жгуты, лейкопластыри, и др.

Для подведения итогов работы с детьми в конце каждого сезона проводятся итоговые занятия в виде прогулок-походов.

Ожидаемый результат:

Комплексное решение образовательных и воспитательных задач. Вовлечение детей в систему познания своей малой Родины уже с дошкольного возраста через эффективные формы совместной деятельности, обеспечение физического и психического благополучия, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие эмоциональных возможностей детей.



Новые публикации

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Читайте также

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми…

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми второй младшей группы «Поможем Зайке» Цель: Развитие математических способностей у детей...

Первое сентября в детском саду. Опыт работы

Первое сентября в детском саду. Опыт работы 1 сентября – День Знаний – это традиционно «школьный» праздник. Он всецело принадлежит школе, потому...

Новый год

Новый год Новый год… Самый яркий, самый любимый праздник всех детей и взрослых. В преддверии этого праздника во второй младшей группе «Пчелки»...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей Совместная деятельность взрослого и...

Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад 133 комбинированного вида" города Нововсибирска Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма" "Страна светофория" Участники   проекта : дети старшего возраста, воспитатели. Актуальность темы : Проект  посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей среднего возраста навыков...

«Состав числа»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №311» г. о. Самара: Янцен Нина Валерьевна «Состав числа» После 5 лет можно знакомить дошкольников с составом чисел. Это нужно для заблаговременной подготовки к будущим урокам математики. Малыш уже способен понять, что каждое число, кроме единицы...

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не...