Кружок туристско – краеведческой направленности «Юный турист»
для детей старшего дошкольного возраста

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирования здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и социального благополучия ребёнка. Здоровье сбережение и здоровье обогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённое образовательной системой взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения и здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе. Педагогическую технологию отличают конкретность и чёткость целей и задач, наличие этапов, отбора содержания, форм, способов и приёмов их реализации; использование совокупных средств в определённой логике с организацией промежуточной диагностики достижения целей, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей.

Одним из видов здоровье сберегающей педагогической технологии нами был выбран кружок туристско – краеведческой направленности  «Юный турист» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель.

Воспитание социально-активной, творческой личности, осознающей ценности здорового образа жизни. Обогащение двигательного, познавательного, коммуникативного опыта детей.

Задачи.

  • Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  • Развивать физические качества детей: силу, выносливость, ловкость, координацию, гибкость, умение ориентироваться в пространстве и во времени.
  • Формировать начальные туристические навыки и умения, представление о здоровье человека, умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе, помогать воспитанникам решать задачи связанные с оказанием первой медицинской помощи, психологической самопомощи и помощи.
  • Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
  • Воспитывать культуру осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни.

Мной была изучена литература:

  • И.А.Рыжова. Наш дом - природа. ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996г.
  • В.И.Тимошенко. Зелёный шум. Куйбышев: Книжное издательство ,1989г.
  • М.С.Горелов, В.И. Матвеев, А.А.Устинова. Природа Куйбышевской  области. Куйбышев: Книжное издательство,1990г.
  • Э.Крейри. Я боюсь. АО «Комплект», 1995г.
  • А. Лещук. Растения вокруг нас. Москва. Просвещение 1991г.
  • Н. Смирнова и др. Идут любознательные. «Молодая гвардия» 1965
  • А.Менчуков. В мире ориентиров. «Мысль».1966г.
  • А.Формозов. Спутник следопыта. «Молодая гвардия» 1967г.
  • А.Берман. Юный турист. Москва «Физкультура и спорт» 1987г.

На основе изученной литературы была составлена программа кружка. Она предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет. Структурно программа составлена так, что в ней присутствуют все необходимые элементы. Тематический план представляет структуру курса и смысловые блоки содержания образовательной деятельности. Сама программная часть документа изложена в форме системы перспективных планов, дополнена календарно – тематическими планами и подробными конспектами занятий. Программа состоит из двух основных разделов:

1. Природно- краеведческий

2. Спортивно-туристический

Кружок проводится один раз в неделю, количество часов в год-60. Каждая совместная деятельность с детьми состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть природоведческого цикла включает в себя дидактические игры и практические опыты , а спортивно-туристического цикла – подвижные игры или практические задания.

Разделы и темы программы.

РАЗДЕЛ I: Природно- краеведческий.

Неживая природа

По данной теме, в ходе проведения практических опытов с водой, совершенствуются знания детей о воде в природе, её свойствах, круговороте воды в природе.

Так же в ходе опытов с воздухом раскрывается свойства воздуха (сжимаемость, прозрачность и др.) даётся представление о значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Показывается роль растений в поддержании чистоты воздуха.

Закрепляются знания детей о роли Солнца в жизни человека, смене дня и ночи, о сезонных изменениях в природе. Через дидактические игры идёт знакомство детей с такими природными материалами как: камни, песок, глина. Даётся представление о почве.

Растительный мир Среднего Поволжья

По данной теме с помощью дидактических игр даются и закрепляются знания детей о разнообразии деревьев, кустарников, цветов и трав Среднего Поволжья. Формируется умение различать ядовитые растения, лекарственные растения родного края. Идёт знакомство со свойствами лечебных растений. А также дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы.

Животный мир Самарской области

Деям даётся представление о животном мире птицах, рыбах, насекомых, земноводных, обитающих в Среднем Поволжье.

Я и природа

В ходе совместной деятельности по данному разделу формируются знания детей об экологии, зависимости нашего здоровья от состояния окружающей среды, даётся представление об экологической безопасности.

РАЗДЕЛ II: Спортивно-туристический

Кто такой турист

Детям даётся представление о том кто такие туристы, какими физическими и нравственными качествами он должен обладать. Какие есть правила поведения на природе, что необходимо уметь и знать , отправляясь в поход. Дети учатся составлять маршруты (например: маршрут от дома до детского сада и обратно), а также собирать походное снаряжение. Полученные детьми знания закрепляются в подвижных играх,  например: «По горам, по долам», «Через мост с поклажей», «Сколько шагов, определи на глаз» и др.

Походы бывают разные

Дети знакомятся с разнообразием туристических походов (пешие, на различных видах транспорта, на лыжах). В подвижных играх совершенствуются физические качества детей: ловкость, координация, быстрота, умение ориентироваться в пространстве и времени (например: «Стороны света», «Кто быстрее наденет лыжи», «Замри» и др.

Помоги себе и своему товарищу

Детям даётся представление о том, из чего формируется аптечка, для чего она нужна. Формируются у детей знания о лекарственных и перевязочных средствах. Практические занятия помогают формировать навыки в оказании первой помощи пострадавшему от солнечного удара, ожога, обморожения , при растяжении и переломах. Происходит знакомство с правилами поведения на воде и оказания первой помощи утопающему.

Психологическая подготовка юного туриста

Формируется у детей заинтересованность, интерес к данному виду мероприятия. Осуществляется коррекция страхов, застенчивость; повышается самооценка; развиваются личностные качества: преодоление упрямства, взаимовыручка, выносливость, желание познать себя, объединение участников в группу. Развиваются адекватные формы проявления эмоций (раскрепощение, доверительные отношения друг к другу).

В совместной деятельности с детьми по программе «Юный турист» используется наглядный материал: карточки, фотографии, плакаты. Материал для проведения несложных опытов с водой, воздухом, растениями. Используется спортивное оборудование, туристическое снаряжение: рюкзаки, детские палатки, компасы. Используются медицинские принадлежности: бинты, жгуты, лейкопластыри, и др.

Для подведения итогов работы с детьми в конце каждого сезона проводятся итоговые занятия в виде прогулок-походов.

Ожидаемый результат:

Комплексное решение образовательных и воспитательных задач. Вовлечение детей в систему познания своей малой Родины уже с дошкольного возраста через эффективные формы совместной деятельности, обеспечение физического и психического благополучия, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие эмоциональных возможностей детей.





Новые публикации

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная…

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная экскурсия по музеям Челябинска» Программное содержание:1. знакомство детей с достопримечательностями родного...

Сценарий совместного с родителями развлечения на «День Матери» «В гостях…

Сценарий совместного с родителями развлечения на «День Матери» «В гостях у Козы с козлятами» Описание: сценарий непринужденного игрового развлечения, приуроченного ко Дню Матери в средней группе детского...

Эссе - консультация. Тема: «Использование кинезиологических игр и упражнений в…

Эссе - консультация. Тема: «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Актуальность темы данного исследования обуславливается...

Читайте также

Рабочая программа старшей группы №10 на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа старшей группы №10 на 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста «Я пеку всем по…

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста «Я пеку всем по пирогу» {pdf=download/files/presentation/file515.pdf|90%|700|native}

Конспект НОД «Наш край»

Конспект НОД «Наш край»   Цель: расширение и закрепление представлений детей о природе родного края. Задачи: научить видеть, что все живое прекрасно; развивать мыслительную активность эмоциональную...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Статья. На карантине дома с дошкольником.

На карантине дома с дошкольником. Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад №110 Невского района Санкт-Петербурга.          Жизнь многих родителей дошкольников мало отличается от самоизоляции. Они проводят дома кучу времени, пытаясь развлечь настойчивого трёх- или пятилетку. Поговорим о том, чем родителям...

Проект "Одаренные дети"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад комбинированного вида №30»   Проект ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ     Автор проекта: музыкальный руководитель МБДОУ№30 Ажгиревич М.В. г. Королев 2017-2018.           Участники проекта: Творческая группа...

Открытое занятие "Космическое путешествие" для старшей группы.

МАДОУ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЕВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Детский сад комбинированного вида №42 «Карусель» План-конспект открытого мероприятия для старшей  группы ДОУ «Космическое путешествие» Автор: музыкальный руководитель Ажгиревич М.В. Королев 2019.   Цель: Расширить представления детей о космосе. Образовательные задачи: Расширять знания детей...

Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию.

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Ромашка» Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей.   Автор-составитель: Ажгиревич М.В.  музыкальный руководитель г.Видное 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ. 1.Учимся слушать музыку дома (Сентябрь) 2.С...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство