Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика»

(Средняя группа)

Содержание рабочей программы кружка «Математическая сенсорика»

Пояснительная записка

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 64 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Процесс обучения предусматривает реализацию комплекса ряда задач:

- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи обучения

- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

- Дать представления о чередовании предметов по форме.  

Предполагаемый результат

- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, темно-зеленый, синий, темно-синий, желтый.

- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Тематическое планирование (с определением основных видов обучающихся)

Название темы Кол-во
часов
Дата Виды учебной деятельности Оснащение ДОД
Всего По плану По факту
1 Найди свой домик 1 5.10.21   Познавательно-исследовательская Дид. игра
2 Путешествие по участку 1 7.10.21   Познавательно-исследовательская Предметы на участке
3 Найди свой домик 1 12.10.21   Познавательно-исследовательская Подвижная игра
4 Чудесный мешочек 1 14.10.21   Познавательне-исследовательская Игрушка-матрешка
5 Помоги бельчонку 1 19.10.21   Познавателно-исследовательская Круг, квадрат, треугольник
6 В мире цвета 1 21.10.21   Познавательно-исследовательская Основные цвета
7 Разноцветные шары 1 26.10.21   Познавательно-исследовательская Дид. игра
8 Поможем Золушке 1 28.10.21   Познавательно-исследовательская Пальчиковые игры
9 Игрушки 1 1.11.21   Познавательно-исследовательская Игрушки
10 Игрушки 1 3.11.21   Познавательно-исследовательская Игрушки
11 Овощи 1 9.11.21   Коммуникативная Муляжи овощей
12 Фрукты 1 11.11.21   Познавательно-исследовательская Фрукты
13 Деревья 1 16.11.21   Коммуникативная Деревья на участке
14 Цветы 1 18.11.21   Познавательно-исследовательская Цветы на участке
15 Осень 1 23.11.21   Коммуникативная Наблюдения на улице
16 Поздняя осень 1 25.11.21   Познавательно-исследовательская Наблюдения на улице
17 Одежда 1 2.12.21   Коммуникативная Осенняя одежда
18 Обувь 1 7.12.21   Познавательно-исследовательская Сезонная обувь
19 Предметы гигиены 1 9.12.21   Коммуникативная Салфетки, мыло, полотенце
20 Домашние животные 1 14.12.21   Познавательно-исследовательская Картинки
Игрушки
21 Дикие животные 1 16.12.21   Коммуникативная Картинки
Игрушки
22 Чайная посуда 1 21.12.21   Познавательно-исследовательская Предметы посуды
23 Столовая посуда 1 23.12.21   Коммуникативная Предметы посуды
24 Свойства и качества материалов 1 28.12.21   Познавательно-исследовательская Предметы обихода
25 Растения уголка природы 1 11.01.22   Коммуникативная Комнатные цветы
26 Домашние птицы (курица, петух, цыплята) 1 13.01.22   Познавательно-исследовательская Картинки
Игрушки
27 Дикие животные и их детеныши 1 15.01.22   Коммуникативная Картинки
Игрушки
28 Мебель 1 18.01.22   Познавательно-исследовательская Групповая мебель
29 Транспорт 1 20.01.22   Коммуникативная Игрушки
Картинки
30 Зимушка-зима 1 22.01.22   Познавательно-исследовательская Наблюдение на улице
31 Зимний лес 1 25.01.22   Коммуникативная Картины
32 Новый год, приходи! 1 27.01.22   Познавательно-исследовательская Новогодний праздник
33 Одежда, обувь 1 1.02.22   Коммуникативная Одежда и обувь по сезону
34 Мое прекрасное тело 1 3.02.22   Познавательно-исследовательская Картинки
35 Профессии взрослых.
Парикмахер
1 8.02.22   Коммуникативная Игра
36 Врач, медсестра 1 10.02.22   Познавательно-исследовательская Экскурсия
37 Игрушки 1 15.02.22   Коммуникативная Настольные игры
38 Домашние птицы (гусь, утка) 1 17.02.22   Познавательно-исследовательская Игрушки
Картинки
39 Мебель 1 22.02.22   Коммуникативная Домашняя мебель
40 Растения уголка природы 1 24.02.22   Познавательно-исследовательская Высадка лука
41 Профессии взрослых.
Повар
1 1.03.22   Коммуникативная Экскурсия
42 Столовая посуда 1 3.03.22   Познавательно-исследовательская Сервировка стола
43 Помоги куклам найти свои игрушки 1 8.03.22   Коммуникативная Игра
44 Нанизывание больших и маленьких бус 1 10.03.22   Познавательно-исследовательская Бусы
45 Бусы разной формы 1 15.03.22   Коммуникативная Бусы разной формы
46 Выкладывание мозаики 1 17.03.22   Познавательно-исследовательская Мозаика
47 Башня 1 22.03.22   Коммуникативная Кубики
48 Что лежит в мешочке 1 24.03.22   Познавательно-исследовательская Чудесный мешочек
49 Подбери фигуру 1 5.04.22   Коммуникативная Лего
50 Подбери по форме 1 7.04.22   Познавательно-исследовательская Игра
51 Геометрическое лото 1 12.04.22   Коммуникативная Игра
52 Транспорт 1 14.04.22   Познавательно-исследовательская Картинки
Игрушки
Дорожные знаки
53 Домашние животные и их детеныши 1 19.04.22   Коммуникативная Игрушки
Картинки
54 Весна 1 21.04.22   Познавательно-исследовательская Наблюдение на улице
55 Лесенка 1 26.04.22   Коммуникативная Строительный материал
56 Построим лесенку 1 28.04.22   Познавательно-исследовательская Строительный материал
57 Сделаем столбики 1 3.05.22   Коммуникативная Строительный материал
58 Орнамент 1 5.05.22   Познавательно-исследовательская Цветная бумага
59 Мое прекрасное тело 1 10.05.22   Коммуникативная Картинки
60 Деревья, кусты, цветы 1 12.05.22   Познавательно-исследовательская Наблюдение на участке
61 Свойства и качества материалов 1 17.05.22   Коммуникативная Деревянные предметы
62 Разноцветный сарафан 1 19.05.22   Познавательно-исследовательская Детали для сарафана
63 Окраска воды 1 24.05.22   Коммуникативная Гуашь
Вода
64 Телевизор 1 26.05.22   Познавательно-исследовательская Телевизор

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г.  «Особенности восприятия пространства у детей»
  2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
  3. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Железнова Е. «Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет»
  5. Жидко И.В. «Играем, обучаем, развиваем»
  6. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду»
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»
  8. Сербина Е.В. «Математика для малышей»
  9. Усова А.П. «Обучение в детском саду»
  10. Эльконин Д.Б. «Психология игры»


Новые публикации

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство –...

Читайте также

Праздник 8 Марта

Праздник 8 Марта   Весенний праздник 8 марта – особенный день не только для девушек и взрослых, женщин или бабушек, но и...

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...

Картотека игр и упражнений «Я и мое здоровье»

Картотека игр и упражнений «Я и мое здоровье» И педагоги, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Важным является формирование у ребенка...

Комментарии

  • Татьяна
    Очень интересная игра. Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...





В блогах

Этическая беседа

Этическая беседа с детьми «Будь вежливым». Цель: формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство вежливости, справедливости, ответственности, доброты, честности. Задачи: 1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. 2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в...

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода»

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода» Цель: Организация профилактических мероприятий по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма; воспитание законопослушных участников дорожного движения и привлечение внимания родителей и общественности к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах. Задачи: 1.Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах...

Методическая разработка. Тема: Туши пожар, пока в беду не попал.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»   Методическая разработка Тема: Туши пожар, пока в беду не попал...

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери"

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери" Актуальность: В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, бабушке, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы...