Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика»
(Средняя группа)
Содержание рабочей программы кружка «Математическая сенсорика»
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 64 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Процесс обучения предусматривает реализацию комплекса ряда задач:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, темно-зеленый, синий, темно-синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Тематическое планирование (с определением основных видов обучающихся)
№ | Название темы | Кол-во часов |
Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение ДОД | |
Всего | По плану | По факту | ||||
1 | Найди свой домик | 1 | 5.10.21 | Познавательно-исследовательская | Дид. игра | |
2 | Путешествие по участку | 1 | 7.10.21 | Познавательно-исследовательская | Предметы на участке | |
3 | Найди свой домик | 1 | 12.10.21 | Познавательно-исследовательская | Подвижная игра | |
4 | Чудесный мешочек | 1 | 14.10.21 | Познавательне-исследовательская | Игрушка-матрешка | |
5 | Помоги бельчонку | 1 | 19.10.21 | Познавателно-исследовательская | Круг, квадрат, треугольник | |
6 | В мире цвета | 1 | 21.10.21 | Познавательно-исследовательская | Основные цвета | |
7 | Разноцветные шары | 1 | 26.10.21 | Познавательно-исследовательская | Дид. игра | |
8 | Поможем Золушке | 1 | 28.10.21 | Познавательно-исследовательская | Пальчиковые игры | |
9 | Игрушки | 1 | 1.11.21 | Познавательно-исследовательская | Игрушки | |
10 | Игрушки | 1 | 3.11.21 | Познавательно-исследовательская | Игрушки | |
11 | Овощи | 1 | 9.11.21 | Коммуникативная | Муляжи овощей | |
12 | Фрукты | 1 | 11.11.21 | Познавательно-исследовательская | Фрукты | |
13 | Деревья | 1 | 16.11.21 | Коммуникативная | Деревья на участке | |
14 | Цветы | 1 | 18.11.21 | Познавательно-исследовательская | Цветы на участке | |
15 | Осень | 1 | 23.11.21 | Коммуникативная | Наблюдения на улице | |
16 | Поздняя осень | 1 | 25.11.21 | Познавательно-исследовательская | Наблюдения на улице | |
17 | Одежда | 1 | 2.12.21 | Коммуникативная | Осенняя одежда | |
18 | Обувь | 1 | 7.12.21 | Познавательно-исследовательская | Сезонная обувь | |
19 | Предметы гигиены | 1 | 9.12.21 | Коммуникативная | Салфетки, мыло, полотенце | |
20 | Домашние животные | 1 | 14.12.21 | Познавательно-исследовательская | Картинки Игрушки |
|
21 | Дикие животные | 1 | 16.12.21 | Коммуникативная | Картинки Игрушки |
|
22 | Чайная посуда | 1 | 21.12.21 | Познавательно-исследовательская | Предметы посуды | |
23 | Столовая посуда | 1 | 23.12.21 | Коммуникативная | Предметы посуды | |
24 | Свойства и качества материалов | 1 | 28.12.21 | Познавательно-исследовательская | Предметы обихода | |
25 | Растения уголка природы | 1 | 11.01.22 | Коммуникативная | Комнатные цветы | |
26 | Домашние птицы (курица, петух, цыплята) | 1 | 13.01.22 | Познавательно-исследовательская | Картинки Игрушки |
|
27 | Дикие животные и их детеныши | 1 | 15.01.22 | Коммуникативная | Картинки Игрушки |
|
28 | Мебель | 1 | 18.01.22 | Познавательно-исследовательская | Групповая мебель | |
29 | Транспорт | 1 | 20.01.22 | Коммуникативная | Игрушки Картинки |
|
30 | Зимушка-зима | 1 | 22.01.22 | Познавательно-исследовательская | Наблюдение на улице | |
31 | Зимний лес | 1 | 25.01.22 | Коммуникативная | Картины | |
32 | Новый год, приходи! | 1 | 27.01.22 | Познавательно-исследовательская | Новогодний праздник | |
33 | Одежда, обувь | 1 | 1.02.22 | Коммуникативная | Одежда и обувь по сезону | |
34 | Мое прекрасное тело | 1 | 3.02.22 | Познавательно-исследовательская | Картинки | |
35 | Профессии взрослых. Парикмахер |
1 | 8.02.22 | Коммуникативная | Игра | |
36 | Врач, медсестра | 1 | 10.02.22 | Познавательно-исследовательская | Экскурсия | |
37 | Игрушки | 1 | 15.02.22 | Коммуникативная | Настольные игры | |
38 | Домашние птицы (гусь, утка) | 1 | 17.02.22 | Познавательно-исследовательская | Игрушки Картинки |
|
39 | Мебель | 1 | 22.02.22 | Коммуникативная | Домашняя мебель | |
40 | Растения уголка природы | 1 | 24.02.22 | Познавательно-исследовательская | Высадка лука | |
41 | Профессии взрослых. Повар |
1 | 1.03.22 | Коммуникативная | Экскурсия | |
42 | Столовая посуда | 1 | 3.03.22 | Познавательно-исследовательская | Сервировка стола | |
43 | Помоги куклам найти свои игрушки | 1 | 8.03.22 | Коммуникативная | Игра | |
44 | Нанизывание больших и маленьких бус | 1 | 10.03.22 | Познавательно-исследовательская | Бусы | |
45 | Бусы разной формы | 1 | 15.03.22 | Коммуникативная | Бусы разной формы | |
46 | Выкладывание мозаики | 1 | 17.03.22 | Познавательно-исследовательская | Мозаика | |
47 | Башня | 1 | 22.03.22 | Коммуникативная | Кубики | |
48 | Что лежит в мешочке | 1 | 24.03.22 | Познавательно-исследовательская | Чудесный мешочек | |
49 | Подбери фигуру | 1 | 5.04.22 | Коммуникативная | Лего | |
50 | Подбери по форме | 1 | 7.04.22 | Познавательно-исследовательская | Игра | |
51 | Геометрическое лото | 1 | 12.04.22 | Коммуникативная | Игра | |
52 | Транспорт | 1 | 14.04.22 | Познавательно-исследовательская | Картинки Игрушки Дорожные знаки |
|
53 | Домашние животные и их детеныши | 1 | 19.04.22 | Коммуникативная | Игрушки Картинки |
|
54 | Весна | 1 | 21.04.22 | Познавательно-исследовательская | Наблюдение на улице | |
55 | Лесенка | 1 | 26.04.22 | Коммуникативная | Строительный материал | |
56 | Построим лесенку | 1 | 28.04.22 | Познавательно-исследовательская | Строительный материал | |
57 | Сделаем столбики | 1 | 3.05.22 | Коммуникативная | Строительный материал | |
58 | Орнамент | 1 | 5.05.22 | Познавательно-исследовательская | Цветная бумага | |
59 | Мое прекрасное тело | 1 | 10.05.22 | Коммуникативная | Картинки | |
60 | Деревья, кусты, цветы | 1 | 12.05.22 | Познавательно-исследовательская | Наблюдение на участке | |
61 | Свойства и качества материалов | 1 | 17.05.22 | Коммуникативная | Деревянные предметы | |
62 | Разноцветный сарафан | 1 | 19.05.22 | Познавательно-исследовательская | Детали для сарафана | |
63 | Окраска воды | 1 | 24.05.22 | Коммуникативная | Гуашь Вода |
|
64 | Телевизор | 1 | 26.05.22 | Познавательно-исследовательская | Телевизор |
Список использованной литературы
- Ананьев Б.Г. «Особенности восприятия пространства у детей»
- Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
- Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
- Железнова Е. «Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет»
- Жидко И.В. «Играем, обучаем, развиваем»
- Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду»
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»
- Сербина Е.В. «Математика для малышей»
- Усова А.П. «Обучение в детском саду»
- Эльконин Д.Б. «Психология игры»
Читайте также |
---|
Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья…
Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к...
Проект для детей второй младшей группы «Домашние животные»
Проект для детей второй младшей группы «Домашние животные» Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 19 октября-13 ноября. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели...
Вечер развлечений с подвижными музыкальными играми для детей младшего дошкольного…
Вечер развлечений с подвижными музыкальными играми для детей младшего дошкольного возраста «Снеговик в гостях у ребят» Цель: создание у детей положительных...