Рабочая программа кружка дополнительного образования по робототехнике «Роботоша» на базе конструктора LEGO Education WeDo 9580

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Роботоша» является программой технической направленности, созданной на основе сборника методических рекомендаций и практикумов Андрей Корягин: Образовательная робототехника Lego WeDo.

Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Цель программы:

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO WeDo 9580.
Задачи программы:

  • Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.
  • Образовательная задача: формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 9580.
  • Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
  • Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «РОБОТОША» адресована детям подготовительной группы и рассчитана на один учебный год.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек.

Занятия проводятся два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая (вторник и четверг).

Время: 16:00.

Возраст детей: 6-7 лет.

Год
обучения
Количество часов
(академических)
Кол-во
детей
в группе
в неделю в год
1 2 часа 64 ч 10

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

  • Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
    • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
    объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
    частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
    - исследовательский – самостоятельная творческая работа детей .
  • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
    фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
    индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
    групповой – организация работы в группах.
    индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Ожидаемые результаты

  • Творческий подход к решению задач;
  • Устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике;
  • Способность ребенка, работать по предложенным инструкциям;
  • Доводить решение задачи до готовности модели;
  • Излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Способы фиксации результатов: размещение материалов на сайте и участие детей в конкурсах различного уровня.

Формы подведения итогов работы кружка
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ.

Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п
Наименование тем Количество часов
1 Мониторинг 2
2 Основы техники безопасности при работе с конструктором 1
3 Знакомство с компонентами конструктора LEGO Education WeDo 9580 2
4 Свободное творчество (различные виды конструктора) 2
  Тематический блок "Удивительные механизмы"  
6 - «Умная вертушка» 2
7 - «Танцующие птички» 2
8 - «Обезьянка барабанщица» 2
  (Фиксация результатов на сайте ДОУ)  
9 Свободное творчество с конструктором LEGO WeDo 9580 2
10 Тематический блок «Дикие животные»  
11 - «Летящая птица» 2
12 - «Голодный аллигатор» 2
13 - «Рычащий лев» 2
  (Фиксация результатов на сайте ДОУ)  
14 Свободное творчество с конструктором LEGO WeDo 9580 2
  Тематический блок «Футбол»  
15 - «Вратарь» 2
16 - «Нападающий» 2
17 - «Веселые болельщики» 2
  (Фиксация результатов на сайте ДОУ)  
18 Свободное творчество с конструктором LEGO WeDo 9580 2
  Тематический блок «Приключения»  
19 - «Побег великана» 2
20 - «Парусник во время шторма» 2
21 - «Спасение самолета» 2
  (Фиксация результатов на сайте ДОУ)  
  Тематический блок «Аттракцион»  
22 - «Карусель» 2
23 - «Маятник» 2
24 - «Качели» 2
  (Фиксация результатов на сайте ДОУ)  
25 Свободное творчество с конструктором LEGO WeDo 9580 2
26 Самостоятельный творческий проект 3
27 Мониторинг 2
28 Повтор и закрепление пройденных тем 14
  • Тематический блок "Удивительные механизмы" посвящен первому знакомству с миром механики: ремнями, шкивами и другими элементами и принципами их взаимодействия. 
  • Тематический блок "Дикие животные" ориентирован на работу с датчиками. В качестве иллюстрации выступают модели животных.
  • Тематический блок "Футбол" направлен на получение математических представлений и отработку счетных навыков.
  • Тематический блок "Приключения" разработан для развития речи, навыков коммуникации, умения выстраивать сюжет и презентовать историю.
  • Тематический блок «Аттракцион» направлен на работу с элементами конструктора.

Содержание программы

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Структура организованной образовательной деятельности (ООД)

Первая часть – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
  2. Образовательная робототехника Lego WeDo. / Корягин А.В. – М.: ДМК Пресс, 2016;
  3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988;
  4. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов / Ишмакова М.С.;
  5. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие / В.А. Кайе. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. — CП6., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012




Новые публикации

Экскурсия по детскому саду

Экскурсия по детскому саду Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по нашему детскому саду «Золотая рыбка». Первый кабинет, в который...

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского…

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада Программное содержание: - Уточнение и расширение представлений у детей об осени...

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками»

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: развивать чувство прекрасного, вводить в музыкально-художественный образ...

Читайте также

Проект по ПДД

Проект по ПДД   Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Вид проекта: познавательно–коммуникативный. Продолжительность: долгосрочный. Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам...

Мастер-класс «Разновозрастное игровое взаимодействие детей на занятиях физической культуры в…

Мастер-класс «Разновозрастное игровое взаимодействие детей на занятиях физической культуры в ДОУ» Задачи: укрепление здоровья и гармоничного развития занимающихся, развивать координацию движений...

Перспективный план работы по дополнительному образованию «В гостях у сказки»

Перспективный план работы по дополнительному образованию «В гостях у сказки» Дата проведения Тема занятий Программное содержание Форма работы 7.09.11 «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» 1. Формировать у...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Сценарий развлечения «День рождения Снеговика»

19 января 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ «Специализированный дом ребёнка» отметили День рождения Снеговика Сценарий развлечения «День рождения Снеговика» Цель: доставить детям радость от встречи с любимым персонажем - Снеговиком Задачи: Формировать у детей интерес к...

Консультация для родителей …

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы...

«Зима!» Родителям рекомендуется.

Наступила долгожданная зима. Природа очень быстро преобразилась, все вокруг покрылось снегом. Деревья укрыты белоснежным покрывалом, реку сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых...

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: "Мы журналисты" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: «Мы - журналисты» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:  Формирование игровых умений, обеспечивающих творческую игру детей. Развитие активности и уверенности в своих действиях. Задачи: Развивать коммуникативные навыки речи детей. Закрепить в речи новые слова: журналист, редактор...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство