Раздел: Дополнительное образование. Кружок «Юный пианист»
Авторское календарное тематическое планирование, первый год обучения
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования

 

Календарно-тематический план

20__ - 20__ год обучения

Тема занятий (раздел) Кол-во
часов, календарные сроки
(дата проведения)
Формы и тип занятия Основные задачи
занятия, планируемый результат
1. Тема 1.
«Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиаре».
Мониторинг
1
Октябрь
04.10.2018
Индивидуальное
диагностическое
Определить уровень развития двигательных навыков, ритмичности, музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседа о роли музыки в жизни людей, о музыкальных и немузыкальных звуках, об истории возникновения фортепиано, знакомство с его устройством. Практика: изучение внутреннего устройства фортепиано;
 прослушивание небольших музыкальных произведений в исполнении педагога. Использование игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце.
2. Тема 2.
«Темп, размер, такт, затакт».
Вводное
1
Октябрь
09.10.2018
Индивидуальное
ознакомительное
Беседа по технике безопасности: поведение в кабинете, объяснить технику безопасности, на занятиях.
Формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков о природе звука;
Дать сведения по музыкальной грамоте в области тональностей, интервалов, аккордов;

Упражнения на развитие музыкальных способностей.

Теория: работа по развитию музыкальных способностей (слух, чувство метроритма). 

3. Тема 3.
«Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука)»
2
Октябрь
11.10.2018
16.10.2018
Индивидуальное
обучающее
Знакомство с основными принципами и приёмами подбора мелодий по слуху.
 Практика: пение песен со словами.
Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии).
4 Тема 4.
«Пианистический аппарат, посадка за инструментом»
2
Октябрь
18.10.2018
23.10.2018
25.10.2018
Индивидуальное Формирование пианистического аппарата учащихся и освоение ими основ фортепианной техники;
Теория: беседа с учащимися о важности правильной организации игровых движений на первоначальном этапе занятий.
Формирование правильной посадки за инструментом, контроль учителя за положением корпуса, локтей, рук (не провисающие ниже клавиатуры локти), ног (стоят на полу, либо на подставке для ног). Постоянный контроль со стороны учащегося за постановкой руки на занятиях.
Развитие пианистического аппарата:
- упражнения на столе;
- упражнения по постановке руки и посадки за инструментом;
- упражнение на освоение штрихов: non legato; legato; staccato.
Приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Овладение начальными навыками игры: non legato, legato, staccato на простейших пьесах и упражнениях.
5. Тема 5.
«Разбор нотного текста, поэтапное разучивание музыкальных произведений»
1
Октябрь
30.10.2018
Индивидуальное
обучающее
Теория: ознакомление с художественным образом произведения на основе показа педагогом. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, выразительные средства. Разбор формы произведения. Правила заучивания произведения наизусть. Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию. Дать словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями.
Репертуар:
Гнесина Е. «Кукушка»
6. Тема 6.
«О чём говорит музыка?»
2
Ноябрь
01.10.2018
06.11.2018
Индивидуальное
Учить ребёнка самостоятельно разбирать нотный текст:
ноты, длительности, ключевые знаки, штрихи, динамику, аппликатуру и т.д. Выявить особенности метроритма в разучиваемом произведении.
Репертуар:
Гаджибеков У. «Вечер настал»
7. Тема 7.
«Образ в музыке»
2
Ноябрь
08.11.2018
13.11.2018
Индивидуально закрепляющее
Подготовить 3—6 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений;
Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию.
Репертуар:
Слонимский С. «Лягушки»
8. Тема 8.
«Песенный жанр»
2
Ноябрь
15.11.2018
20.11.2018
Индивидуальное
закрепляющее
Формирование навыков звукового решения произведения исходя из его характера. Учить разучивать по нотам несложной пьесы;
Репертуар:
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
9 Тема 8.
«Песенный жанр»
2
Ноябрь
22.11.2018
27.11.2018
Индивидуальное
закрепляющее
Развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;
Репертуар:
Макаров Е. Финская песенка
10. Тема 8.
«Песенный жанр»
2
Ноябрь
29.11.2018
Декабрь
04.12.2018
Индивидуальное
закрепляющее
Развитие двигательно-моторных навыков;
Формирование художественного вкуса и музыкальной культуры слушателя и исполнителя;
Репертуар:
Барток Б. Песня
11. Тема 8.
«Песенный жанр»
2
Декабрь
06.12.2018
11.12.2018
Индивидуальное
обучающее
Накопление опыта работы учащихся над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
12. Тема 8.
«Песенный репертуар»
2
Декабрь
13.12.2018
18.12.2018
Индивидуальное Учить преодолевать двигательный автоматизм: учить петь и аккомпанировать
13. Тема 9.
«Старинный жанр Ригодон»
2
Декабрь
20.12.2018
25.12.2018
Индивидуальное
обучающее
Воспитание любви к окружающему миру, чувства добра, отзывчивости, сопереживания;
Репертуар:
Гедике А. Соч. 46 Ригодон
14. Тема 9. «Старинный жанр Ригодон» 2
Декабрь
27.12.2018
Индивидуальное Воспитание организованности, дисциплинированности, ответственности;
15. Тема 10.
«Ребёнок и классика»
3
Январь
10.01.2019
15.02.2019
17.01.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Развивать пианистические навыки и наработки опыта работы над художественным содержанием.
Репертуар:
Моцарт Л. Менуэт Ре минор
16. Тема 10.
«Ребёнок и классика»
2
Январь
22.01.2019
24.01.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Развивать мягкость, плавность движений рук.
Репертуар:
Моцарт Л. Буре Ми минор
17. Тема 10.
«Ребёнок и классика»
3
Январь
29.01.2019
31.01.2019
05.02.2019
Индивидуальное Формировать навык правильного звукоизвлечения и контакта с клавиатурой, используя игровые приёмы.
18. Тема 10.
«Ребёнок и классика»
1
Февраль
07.02.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Повторить и закрепить пройденный репертуар.
Закрепить умение исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе.
19. Тема 11.
«Этюды и упражнения»
2
Февраль
12.02.2019
14.02.2019
Индивидуальное
обучающее
Формирование исполнительского аппарата: позиционная игра звукорядов мажора, минора, натуральных ладов, пентатоники, звукорядов с пропусками звуков.
20 Тема 11.
«Этюды и упражнения»
2
Февраль
19.02.2019
21.02.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Выработать умение переносить руку через октаву, правильно и точно подкладывать 1-й палец в этюдах и упражнениях.
Репертуар:
Гедике А. Соч. 2, Этюд № 24
21. Тема 11.
«Этюды и упражнения»
2
Февраль
26.02.2019
05.03.2019
Индивидуальное Учить выполнять правильным приёмом штрихи - нон легато, легато, стаккато. Игра квинт, терций, трезвучий с переносом руки на октаву.
Репертуар:
Гнесина Е. Маленький этюд: №11
22. Тема 11. «Этюды и упражнения» 2
Март
07.03.2019
12.02.2019
Индивидуальное
обучающее
Закрепить точность и правильность основных приёмов игры.
Репертуар:
Черни К.– Гермер Г. Этюд № 15
23. Тема 12.
«Чтение с листа»
1
Март
14.03.2019
Индивидуальное Обучать графическим образам: секунда, терция, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические фигуры
Учить играть вслепую.
24. Тема 12.
«Чтение с листа»
2
Март
19.03.2019
21.03.2019
Индивидуальное
обучающее
Учить умению охватывать взглядом структуру записи.
25. Тема 12.
«Чтение с листа»
2
Март
26.03.2019
28.03.2019
Индивидуальное Учить читать несложных пьес и этюдов в пятипальцевой позиции в абсолютной нотации.
Воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
27. Тема 13.
«Сонатная форма»
3
Апрель
02.04.2019
04.04.2019
09.04.2019
Индивидуальное Добиваться выразительной передачи музыкально - игровых образов.
Репертуар:
Ванхал Я. Сонатина Фа мажор 1 часть.
28. Тема 13.
«Сонатная форма»
2
Апрель
11.04.2019
16.04.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Развивать координацию, выразительность исполняемой мелодии, уметь вслушиваться в музыку.
29. Тема 13.
«Сонатная форма»
2
Апрель
18.04.2019
23.04.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Обучать умению подбирать по слуху знакомую музыку: ту, которая нравится ученикам, популярную музыку, музыку из мультфильмов.
30. Тема 14.
«Подбор мелодии по слуху»
2
Апрель
25.04.2019
28.04.2019
1
Индивидуальное Совершенствовать умение подбирать по слуху знакомую музыку: ту, которая нравится ученикам, популярную музыку, музыку из мультфильмов.
31. Тема 15.
«Менуэт»
3
Май
07.05.2019
14.05.2019
16.05.2019
Индивидуальное
обучающее
Работа над музыкальными произведениями:
- ознакомление с произведением (содержание, настроение, жизненные ассоциации), разбор текста;
- работа над техническими приемами: штрихами, ритмом, аппликатурой;
- работа над художественным содержанием и игра на память.
Репертуар:
Шале Х. Ф. Менуэт
32. Тема 15.
«Менуэт»
1
Май
21.05.2019
Индивидуальное
Нотная грамота и чтение нот с листа: 
- пространственная запись мелодической линии.
Репертуар:
Кригер И. Менуэт Ля минор
33. Тема 15.
«Социальная практика»
1
Май
23.05.2019
Индивидуальное
Выступление на концертах, музыкальных конкурсах. По итогам зачета идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года.
Осмысленно и грамотно исполнять пройденные произведения из накопленного репертуара.
34 Тема 15. «Социальная практика»
Повторение пройденного материала.
Мониторинг.
1
Май
28.05.2019
Индивидуальное
закрепляющее
Закрепление умения грамотно исполнять пройденные произведения от начала до конца (из накопленного репертуара).
35. Тема 15.
«Социальная практика»
Подведение итогов.
1
Май
30.05.2019
Индивидуальное
Итоговое. По итогам зачёта идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года.
Итоговый Зачёт.
Показывать навыки сценической культуры.
Проанализировать уровень развития двигательных навыков.

Всего: 64 занятия.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Читайте также

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном…

Проект «Гармоничное развитие личности ребёнка посредством интеграции сказки в образовательном процессе ДОУ. «Сказка в двери к нам стучится»