Раздел: Дополнительное образование. Кружок «Юный пианист»
Авторское календарное тематическое планирование, первый год обучения
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования
Календарно-тематический план
20__ - 20__ год обучения
№ | Тема занятий (раздел) | Кол-во часов, календарные сроки (дата проведения) |
Формы и тип занятия | Основные задачи занятия, планируемый результат |
1. | Тема 1. «Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиаре». Мониторинг |
1 Октябрь 04.10.2018 |
Индивидуальное диагностическое |
Определить уровень развития двигательных навыков, ритмичности, музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседа о роли музыки в жизни людей, о музыкальных и немузыкальных звуках, об истории возникновения фортепиано, знакомство с его устройством. Практика: изучение внутреннего устройства фортепиано; прослушивание небольших музыкальных произведений в исполнении педагога. Использование игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце. |
2. | Тема 2. «Темп, размер, такт, затакт». Вводное |
1 Октябрь 09.10.2018 |
Индивидуальное ознакомительное |
Беседа по технике безопасности: поведение в кабинете, объяснить технику безопасности, на занятиях. Формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков о природе звука; Дать сведения по музыкальной грамоте в области тональностей, интервалов, аккордов; Упражнения на развитие музыкальных способностей. Теория: работа по развитию музыкальных способностей (слух, чувство метроритма). |
3. | Тема 3. «Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука)» |
2 Октябрь 11.10.2018 16.10.2018 |
Индивидуальное обучающее |
Знакомство с основными принципами и приёмами подбора мелодий по слуху. Практика: пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). |
4 | Тема 4. «Пианистический аппарат, посадка за инструментом» |
2 Октябрь 18.10.2018 23.10.2018 25.10.2018 |
Индивидуальное | Формирование пианистического аппарата учащихся и освоение ими основ фортепианной техники; Теория: беседа с учащимися о важности правильной организации игровых движений на первоначальном этапе занятий. Формирование правильной посадки за инструментом, контроль учителя за положением корпуса, локтей, рук (не провисающие ниже клавиатуры локти), ног (стоят на полу, либо на подставке для ног). Постоянный контроль со стороны учащегося за постановкой руки на занятиях. Развитие пианистического аппарата:
- упражнения на столе;- упражнения по постановке руки и посадки за инструментом; - упражнение на освоение штрихов: non legato; legato; staccato. Приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Овладение начальными навыками игры: non legato, legato, staccato на простейших пьесах и упражнениях. |
5. | Тема 5. «Разбор нотного текста, поэтапное разучивание музыкальных произведений» |
1 Октябрь 30.10.2018 |
Индивидуальное обучающее |
Теория: ознакомление с художественным образом произведения на основе показа педагогом. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, выразительные средства. Разбор формы произведения. Правила заучивания произведения наизусть. Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию. Дать словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Репертуар:
Гнесина Е. «Кукушка» |
6. | Тема 6. «О чём говорит музыка?» |
2 Ноябрь 01.10.2018 06.11.2018 |
Индивидуальное |
Учить ребёнка самостоятельно разбирать нотный текст:
ноты, длительности, ключевые знаки, штрихи, динамику, аппликатуру и т.д. Выявить особенности метроритма в разучиваемом произведении.Репертуар:
Гаджибеков У. «Вечер настал» |
7. | Тема 7. «Образ в музыке» |
2 Ноябрь 08.11.2018 13.11.2018 |
Индивидуально закрепляющее |
Подготовить 3—6 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений;
Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию. Репертуар:
Слонимский С. «Лягушки» |
8. | Тема 8. «Песенный жанр» |
2 Ноябрь 15.11.2018 20.11.2018 |
Индивидуальное закрепляющее |
Формирование навыков звукового решения произведения исходя из его характера. Учить разучивать по нотам несложной пьесы; Репертуар:
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде» |
9 | Тема 8. «Песенный жанр» |
2 Ноябрь 22.11.2018 27.11.2018 |
Индивидуальное закрепляющее |
Развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать; Репертуар:
Макаров Е. Финская песенка |
10. | Тема 8. «Песенный жанр» |
2 Ноябрь 29.11.2018 Декабрь 04.12.2018 |
Индивидуальное закрепляющее |
Развитие двигательно-моторных навыков; Формирование художественного вкуса и музыкальной культуры слушателя и исполнителя; Репертуар:
Барток Б. Песня |
11. | Тема 8. «Песенный жанр» |
2 Декабрь 06.12.2018 11.12.2018 |
Индивидуальное обучающее |
Накопление опыта работы учащихся над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении; |
12. | Тема 8. «Песенный репертуар» |
2 Декабрь 13.12.2018 18.12.2018 |
Индивидуальное | Учить преодолевать двигательный автоматизм: учить петь и аккомпанировать |
13. | Тема 9. «Старинный жанр Ригодон» |
2 Декабрь 20.12.2018 25.12.2018 |
Индивидуальное обучающее |
Воспитание любви к окружающему миру, чувства добра, отзывчивости, сопереживания; Репертуар:
Гедике А. Соч. 46 Ригодон |
14. | Тема 9. «Старинный жанр Ригодон» | 2 Декабрь 27.12.2018 |
Индивидуальное | Воспитание организованности, дисциплинированности, ответственности; |
15. | Тема 10. «Ребёнок и классика» |
3 Январь 10.01.2019 15.02.2019 17.01.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Развивать пианистические навыки и наработки опыта работы над художественным содержанием.
Репертуар:
Моцарт Л. Менуэт Ре минор |
16. | Тема 10. «Ребёнок и классика» |
2 Январь 22.01.2019 24.01.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Развивать мягкость, плавность движений рук. Репертуар:
Моцарт Л. Буре Ми минор |
17. | Тема 10. «Ребёнок и классика» |
3 Январь 29.01.2019 31.01.2019 05.02.2019 |
Индивидуальное | Формировать навык правильного звукоизвлечения и контакта с клавиатурой, используя игровые приёмы. |
18. | Тема 10. «Ребёнок и классика» |
1 Февраль 07.02.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Повторить и закрепить пройденный репертуар. Закрепить умение исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе. |
19. | Тема 11. «Этюды и упражнения» |
2 Февраль 12.02.2019 14.02.2019 |
Индивидуальное обучающее |
Формирование исполнительского аппарата: позиционная игра звукорядов мажора, минора, натуральных ладов, пентатоники, звукорядов с пропусками звуков. |
20 | Тема 11. «Этюды и упражнения» |
2 Февраль 19.02.2019 21.02.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Выработать умение переносить руку через октаву, правильно и точно подкладывать 1-й палец в этюдах и упражнениях. Репертуар:
Гедике А. Соч. 2, Этюд № 24 |
21. | Тема 11. «Этюды и упражнения» |
2 Февраль 26.02.2019 05.03.2019 |
Индивидуальное | Учить выполнять правильным приёмом штрихи - нон легато, легато, стаккато. Игра квинт, терций, трезвучий с переносом руки на октаву. Репертуар:
Гнесина Е. Маленький этюд: №11 |
22. | Тема 11. «Этюды и упражнения» | 2 Март 07.03.2019 12.02.2019 |
Индивидуальное обучающее |
Закрепить точность и правильность основных приёмов игры. Репертуар:
Черни К.– Гермер Г. Этюд № 15 |
23. | Тема 12. «Чтение с листа» |
1 Март 14.03.2019 |
Индивидуальное | Обучать графическим образам: секунда, терция, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические фигуры Учить играть вслепую. |
24. | Тема 12. «Чтение с листа» |
2 Март 19.03.2019 21.03.2019 |
Индивидуальное обучающее |
Учить умению охватывать взглядом структуру записи. |
25. | Тема 12. «Чтение с листа» |
2 Март 26.03.2019 28.03.2019 |
Индивидуальное | Учить читать несложных пьес и этюдов в пятипальцевой позиции в абсолютной нотации. Воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей); |
27. | Тема 13. «Сонатная форма» |
3 Апрель 02.04.2019 04.04.2019 09.04.2019 |
Индивидуальное | Добиваться выразительной передачи музыкально - игровых образов. Репертуар:
Ванхал Я. Сонатина Фа мажор 1 часть. |
28. | Тема 13. «Сонатная форма» |
2 Апрель 11.04.2019 16.04.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Развивать координацию, выразительность исполняемой мелодии, уметь вслушиваться в музыку. |
29. | Тема 13. «Сонатная форма» |
2 Апрель 18.04.2019 23.04.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Обучать умению подбирать по слуху знакомую музыку: ту, которая нравится ученикам, популярную музыку, музыку из мультфильмов. |
30. | Тема 14. «Подбор мелодии по слуху» |
2 Апрель 25.04.2019 28.04.2019 1 |
Индивидуальное | Совершенствовать умение подбирать по слуху знакомую музыку: ту, которая нравится ученикам, популярную музыку, музыку из мультфильмов. |
31. | Тема 15. «Менуэт» |
3 Май 07.05.2019 14.05.2019 16.05.2019 |
Индивидуальное обучающее |
Работа над музыкальными произведениями:
- ознакомление с произведением (содержание, настроение, жизненные ассоциации), разбор текста;- работа над техническими приемами: штрихами, ритмом, аппликатурой; - работа над художественным содержанием и игра на память. Репертуар:
Шале Х. Ф. Менуэт |
32. | Тема 15. «Менуэт» |
1 Май 21.05.2019 |
Индивидуальное |
Нотная грамота и чтение нот с листа:
- пространственная запись мелодической линии.Репертуар:
Кригер И. Менуэт Ля минор |
33. | Тема 15. «Социальная практика» |
1 Май 23.05.2019 |
Индивидуальное Выступление на концертах, музыкальных конкурсах. По итогам зачета идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года. |
Осмысленно и грамотно исполнять пройденные произведения из накопленного репертуара. |
34 | Тема 15. «Социальная практика» Повторение пройденного материала. Мониторинг. |
1 Май 28.05.2019 |
Индивидуальное закрепляющее |
Закрепление умения грамотно исполнять пройденные произведения от начала до конца (из накопленного репертуара). |
35. | Тема 15. «Социальная практика» Подведение итогов. |
1 Май 30.05.2019 |
Индивидуальное Итоговое. По итогам зачёта идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года. Итоговый Зачёт. |
Показывать навыки сценической культуры. Проанализировать уровень развития двигательных навыков. |
Всего: 64 занятия.
Читайте также |
---|
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)