Программа кружка «Мужские ремёсла»

 

Пояснительная записка.

Концептуальное обоснование программы.

Время кардинальных перемен в общественной, экономической жизни страны, качественные изменения в социокультурной жизни других стран, время осознания единства духовных ценностей всех людей на Земле в третьем тысячелетии, выдвинули перед педагогами новую задачу.

Это – формирование цельного, свободного, творческого человека, интеллектуального, духовно, физически развитого и здорового, обладающего планетарным мышлением, целостным видением окружающего мира и социума, хорошо осознающего свои жизненные цели и задачи.

Приоритет в решении этой задачи отдаётся развитию духовной, внутренней сферы человека, наряду с развитием интеллектуальной и трудовой деятельности. Обращаясь к истории, можно отметить, что первоначально воспитанием молодого поколения занимались семья, род.

Взрослея в кругу семьи, среди близких и родных людей, ребёнок получал знания об окружающем мире, перенимал трудовые навыки и умения, необходимые для жизни в той среде обитания, где он родился.

Всё это передавалось в процессе естественных условий жизни старшим поколением.

Затем воспитательно-образовательные функции всё больше берёт на себя общество, человек всё более нацеливается на творческую реализацию в профессии, и это становится его основной сферой бытия. Воспитание детей отходит на второй план. Другая причина заключается в том, что много неполных семей, где мать воспитывает ребёнка одна, в детских садах воспитатели только женщины. Всё это снижает уровень воспитания мальчиков, как мужчину – «хозяина».

Мы в ДОУ создали условия для формирования лучших качеств умений, освоение первых практических навыков трудовой деятельности и самостоятельности. Воспитывая у мальчиков понятие, что мужчина хозяин своей жизни, своего дома, защиты семьи, мудрый родитель, хранитель и продолжатель традиции и мудрости своего народа, ремёсел, искусства.

Поэтому у нас обязательное правило, руководитель кружка «Мужские ремёсла» должен быть мужчина – мастер.

Ручной труд, и в частности работа с деревом является не просто доступным для детей видом труда, - эта деятельность ребёнка способствует сенсорному, умственному, нравственному развитию.

Чтобы ручной труд стал эффективным средством всестороннего развития детей, нужны система работы, основанная на последовательности заданий возрастающей сложности.

Перспективное планирование кружка составлено с учётом народного календаря.

Цели:

  • показать место и значение трудовой деятельности в жизни и развитии человека, обращать внимание ребёнка на важность проектирования своих действий и видение конечного результата;
  • способствовать укоренению и осмысленному использованию полученных детьми знаний, умений и навыков в практике жизни;
  • возбуждать желание как можно больше узнать, понять, научиться делать своими руками, собственными усилиями, раскрывая на практике ценность творчества и мастерства;
  • становление в труде детского творчества, экспериментирования.

Эти задачи являются важнейшими в трудовом воспитании.

Научить ребёнка не только владеть инструментом, но и воспитывать у детей любовь к родной природе, чтобы эта любовь была неотделима от любви к народному декоративному искусству.

Трудовые навыки, гибкость ума и эстетический вкус, - важные качества каждого человека. Они развиваются только в практической деятельности.

Учебный план кружка

«Мужские ремёсла»


п/п
Темы Количество часов
1 Экскурсия в мастерскую 1
2
Мебель для куклы:
А) «Тумбовый стул без ножек»
Б) «Деревянная кровать»
В) «Диван для маленьких кукол»
Г) «Столик»
Д) «Скамейка со спинкой»
Е) «Сундук»
(7)
1
1
1
1
2
1
3
Простые игрушки:
А) «Экскурсия в лес»
Б) «Пианино»
В) «Весы»
Г) «Настольные часы»
Д) «Коляска для кукол»
Е) «Игрушки по замыслу»
(10)
1
1
2
2
2
2
4
Полезные вещи для зимы:
А) «Праздник синички» (кормушки для птиц)
Б) «Лопатки для снега»
В) «Санки для кукол»
Г) «Печатки для снега»
(7)
1
2
2
2
5
Новый год:
А) «Ёлка»
Б) «Ёлочные игрушки»
(5)
2
3
6
Транспорт:
А) «Легковой автомобиль»
Б) «Грузовик»
В) «Молоковоз»
(6)
2
2
2
7
Военная игрушка:
А) «Пожарная машина»
Б) «Бронеавтомобиль» («Амфибия»)
В) «Военный корабль»
Г) «Танк»
Д) «Самолёт»
Е) «Вертолёт»
(9)
1
2
1
1
2
2
8 «Подарок папе, дедушке»
(2)
2
9 «Подарок маме»
(2)
2
10
Поделки для семьи и друзей:
А) «Подставка для горячей посуды»
Б) «Ящик для рассады»
В) «Поднос для конфет и печенья»
Г) «Корзина для фруктов»
(8)
2
2
2
2
11
Декоративно-прикладное искусство:
А) «Объёмная картина»
Б) «Сказочный зверь, игрушка»
(8)
3
5
12
Элементы интерьера:
А) «Полка»
Б) «Ящик для цветов»
В) «Буфет для кухни»
(5)
1
2
2
13
Моя любимая игрушка:
(подарок малышам от выпускников)
(2)
2
  Итого: 72

 

Мужские ремёсла

(работа с деревом для мальчиков 7-8 лет)

№ п/п Месяц Тема Программное содержание Количество
  Сентябрь     8
1. Сентябрь Экскурсия в
мастерскую
Познакомить с мастерской. Дать общее представление об оборудовании и инструментах. Показать образцы игрушек – самоделок вызвать у детей интерес к работе, желание самим научиться делать подобные игрушки. 4
2. Сентябрь 1 часть:
«Кто из детей знает инструменты и умеет ими работать»
2 часть:
упражнение «Забивание гвоздей в форме геометрической фигуры»
Закрепить понимание назначения основных инструментов (молоток, клещи, пила, напильник, шило, лобзик). Выяснить, кто из детей дома трудится, пользуясь различными инструментами. Воспитывать любовь к труду.
Обучить детей в процессе забивания гвоздей навыкам владения молотком.
4
  Сентябрь «Мебель для куклы»   7
3. Сентябрь Тумбовый стул без ножек Учить детей соединять детали под углом, познакомить с клещами, закрепить умение правильно пользоваться молотком и забивать гвозди. 1
4. Сентябрь Деревянная   кровать Учить детей договариваться в процессе совместного труда по изготовлению кроватки для кукол, закрепить навыки скрепления деталей под углом, формировать дружеские взаимоотношения в процессе совместного труда. 1
5. Сентябрь Диван для маленьких кукол Учить детей мастерить диван для маленьких кукол, соблюдая при этом необходимую последовательность, закрепить навыки работы с молотком и клещами, развивать у детей творческое отношение к работе (побуждая у ребят интерес к использованию дополнительных материалов). 1
6. Сентябрь Столик Учить детей правильно отмерять нужные размеры деталей, пользуясь линейкой, учить зачищать места распила, пользуясь для этой цели напильником, продолжать учить правильным приемам пользования лучковой пилой в распиловочной коробке, закрепить правила техники безопасности при работе с пилой, воспитывать любовь к труду. 1
7. Сентябрь Скамейка со спинкой Учить детей отмеривать и отпиливать детали одинакового размера, учить прибивать детали на равном состоянии (по предварительной разметке), познакомить с понятиями продольный, поперечный. 1
8. Сентябрь Сундук Учить детей правильно словесно обозначать пространственные отношения, познакомить детей с особенностями изготовления сундука (когда пространство охватывает с нескольких сторон). Повторить приемы соединения деталей под углом, продолжать воспитывать чувство взаимопомощи. 2
  Октябрь Простые          игрушки   10
9. Октябрь Экскурсия в лес Познакомить детей с различными породами деревьев (клен, береза, сосна), научить их различать по внешнему виду, по запаху, прививать любовь к родной природе. Учить делать заготовки. 1
10. Октябрь Телевизор Научить детей пользоваться рисунком в качестве образца, закрепить технические навыки пользования пилой при отпиливании необходимых деталей для телевизора, совершенствовать приемы пользования напильником или наждачной бумагой, воспитывать интерес к труду, настойчивость в достижении. 1
11. Октябрь Пианино Продолжать учить детей пользоваться рисунком в качестве образца, учить делать разметку и отпиливать боковые части для пианино. Наметить место для клавишей и нарисовать водоэмульсионной краской, смешанной с чёрной гуашью. 1
12. Октябрь Весы Закреплять распиливать детали, делать разметку. Учить пользоваться пилой - ножовкой, тисками, клещами, молотком. Воспитывать желание трудиться. 1
13. Октябрь Настольные             часы Учить определять последовательность операции. Выпилить одну из деталей игрушки – звонок, напомнить, как закреплять в тиски материал. Воспитывать у детей внимание, самостоятельность, настойчивость. 1
14. Октябрь Коляска для             кукол Закрепить умение детей скреплять детали под углом, устанавливая их на одном уровне, повторить использование способа подвижного крепления колёс при изготовлении коляски для кукол, воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении результата, желание заботиться о младших. 2
15. Октябрь Игрушки по             замыслу Формировать у детей умение вносить различные изменения в игрушки / увеличивая или уменьшая размеры, но сохраняя пропорции деталей, способы их соединения в поделке. 2
16. Октябрь Качалка для              кукол Выяснить из каких частей она состоит. Взрослый (в просверленные ранее коловоротом отверстия в намеченных местах) вдевает проволоку и плоскогубцами закрепляет её конец. Закреплять приёмы работы с инструментами. Воспитывать желание сделать игрушку для малышей. 1
  Ноябрь Полезные вещи для зимы   7
17. Ноябрь Праздник
синички.
12 ноября.
Кормушка для птиц
Продолжать обучать трудовым навыкам, закреплять приёмы: разметки, отпиливания, шлифовки. Воспитывать у детей радость, вызвать чувство удовлетворения. 2
18. Ноябрь Лопатки для     снега Учить делать полезные вещи. Рассматривания общего вида лопатки и установления, из каких деталей она состоит. Знакомство с фанерой. Предложить детям выполнить дополнительную операцию - покрасить. Воспитывать удовлетворение от полезности своего труда. 2
19. Ноябрь Санки для кукол Научить детей пилить под углом, закрепить приём скрепления деталей под углом, устанавливать при этом детали на одном уровне, способствовать развитию взаимоконтроля при изготовлении. 2
20. Ноябрь Печатки для  снега Продолжать делать игрушки из фанеры. Учить детей выпиливать лобзиком. Пользоваться простыми трафаретами из геометрических форм. (Пилками пилят в одном направлении – сверху вниз). Воспитывать у детей терпение и усидчивость. 1
  Декабрь Новый год   5
21. Декабрь Ёлка Учить детей выпиливать из фанеры. Пазы делает взрослый. Учить пользоваться выкройкой. Воспитывать аккуратность и усидчивость. 2
22. Декабрь Ёлочные           игрушки Продолжать выпиливать игрушки из фанеры. Делать простые игрушки для ёлки. Продолжать пользоваться выкройкой. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Знать правила работы с лобзиком. 3
  Январь Транспорт   6
23. Январь Легковой             автомобиль Развивать правильное представление пространственных отношений при анализе рисунка автомобиля (впереди, сзади, справа, слева), закрепить умения изготовлять поделки с подвижными колесами, побуждать детей к взаимопомощи в ходе работы. 2
24. Январь Машина для перевозки хлеба Учить детей мастерить большую машину, заготавливать к ней необходимые детали и отбирать нужный материал, закрепить способ подвижного крепления колёс, воспитывать интерес к труду. 1
25. Январь Автомобиль «Жигули» Учить детей сравнивать игрушки (сделанную раньше игрушку). Выделяя сходство и различие между ними, учить детей забивать гвозди  наискось при соединении, кузова машины с основанием, повторить приём подвижного крепления колёс, закрепить приёмы работы шилом, напильником и другими инструментами. 1
26. Январь Автомобиль «Грузовик» Продолжать учить детей сравнивать игрушки с новым рисунком игрушки, с изготовленной ранее и выделять различия между ними, продолжать учить детей подпиливать детали нужного размера, пользуясь условной меркой, воспитывать настойчивость в достижении результата. 1
27. Январь Автомобиль «Молоковоз» Учить детей отпиливать детали цилиндрической формы  (кузов), способствовать развитию анализа и синтеза на основе сравнения рисунка с готовой игрушкой, закрепить знания геометрических фигур: прямоугольник, цилиндр, круг, овал, формировать интерес к работе с деревом в ходе изготовления игрушек – самоделок. 1
  Февраль Военная           игрушка   9
28. Февраль Пожарная            машина Учить детей создавать сложную игрушку, использовать гвозди разного размера, развивать умение сравнивать игрушки при анализе рисунков, воспитывать желание подарить игрушку малышам формировать уверенность в свои силы (что игрушка получится хорошая). Воспитывать требовательное отношение детей к эстетическому оформлению игрушки. 1
29. Февраль Бронеавтомобиль «Амфибия» Учить детей прибивать мелкие детали, применяя мелкие гвозди, учить пользоваться инструкционной картой, формировать доброжелательное отношение к товарищам. 2
30. Февраль Военный                 корабль Продолжать учить детей пользоваться инструкционной картой, закрепить умение отпиливать детали от кругляка, закрепить правила поведения в мастерской, правила техники безопасности. 1
31. Февраль Танк Учить детей проводить ровные линии и круги по шаблону, формировать умение соединять гвоздями мелкие детали, формировать совместно, мастерить игрушку. 1
32. Февраль Самолёт Закрепить умение пилить под углом 45 градусов, закрепить навык склеивания деталей, пополнить словарный запас: фюзеляж, стабилизатор, двигатель, киль, колесные опоры, подкладной брусок. 1
33. Февраль Вертолёт Учить детей пилить под углом, закреплять умение совместной работы над игрушкой, познакомить с деталями вертолёта (редуктор, винт, хвостовой винт и др.), продолжать формировать умение руководствоваться в работе инструкционной картой, воспитывать настойчивость в достижении цели. 1
34. Февраль Подарок папе, дедушке Научить детей соразмерять свои возможности (т.е. задумать игрушку которую он может сделать), закрепить приёмы работы основными инструментами, воспитывать старательность, аккуратность. 1
35. Февраль Подарок маме «Доска для резания продуктов» Сделать на бумаге эскиз доски. Предусмотреть простой геометрический орнамент для её украшения выжигания. Вырезать кухонную доску при помощи ножовки. Учить обрабатывать кромки доски напильником. Разметить орнамент по краям доски. Воспитывать желание доставить маме радость. 1
  Март Поделки для             семьи и друзей   7
36. Март Подставка для горячей посуды Учить подбирать структуру дерева. Развивать у детей воображения творчества. Уметь пользоваться инструментами и мелкими гвоздями. Воспитывать у детей желание делать красивые вещи. 1
37. Март Скворечник Учить детей правильно словесно обозначать пространственные отношения. Воспитывать заботу о птицах (праздник «Сороки») подарить птицам скворечник. Закреплять у детей навыки работы с инструментами. 2
38. Март Ящик для                      рассады Учить детей правильно словесно обозначать пространственные отношения, продолжать знакомить детей с особенностями изготовления ящика, повторить приёмы соединения деталей под углом, продолжать воспитывать чувство взаимопомощи. 1
39. Март Поднос для              конфет и                      печенья Учить делать разметку на доске, все детали по чертежу. Продолжать учить распиливать доску на заготовки по разметочным линиям, уметь аккуратно обрабатывать края. Учить соединять детали группами. Воспитывать желание делать красивые вещи. 2
40. Март Корзина для фруктов Учить делать красивые вещи из небольшой дощечки и тонких реек. Закрепить разметку. Продолжать учить соединять детали шурупами. 1
  Апрель Декоративно-прикладное                          искусство   8
41. Апрель Объёмная                   картина Развивать у детей творчество воображение. Учить из отходов собирать картины. Поощрять фантазию детей. Уметь делать фон морилкой. Уметь использовать и подбирать красоту структуры дерева. 3
42. Апрель «Сказочный зверь, игрушка» Развивать воображение, фантазию детей. Учить из брусков и дополнительного материала (капроновая веревка для хвоста, картон и другой бросовый материал). Создавать декоративные фигуры различных зверей. 5
  Май Элементы                    интерьера   5
43. Май Полка Учить собирать из досок полку. Показать, как сделать потайные петли, которые крепят к верхним концам боковых стенок шурупами. Воспитывать у детей интерес к дизайну. 1
44. Май Ящик для цветов Учить по рисунку делать ящик для комнатных цветов. Уметь боковые доски ящика окрасить скромным орнаментом. Закреплять все приёмы по работе с деревом. Воспитывать у детей творческие способности. 1
45. Май Буфет для кухни Учить делать по рисунку вещи из дерева. Уметь укладывать два бруса так, чтобы края пластин были установлены ровно на одной линии с верхним и нижним брусом. Воспитывать желание делать вещи для девочек. 1
46. Май Моя любимая игрушка (в подарок малышам от выпускников) Научить детей соразмерять свои возможности (т.е. задумать игрушку, которую он сможет сделать), закрепить приёмы работы основными инструментами, воспитывать старательность, аккуратность. 2
      ИТОГО: 72

Мы учим мальчиков пользоваться пилой, клещами, напильником. Воспитываем у детей в процессе работы по дереву настойчивость, целеустремлённость в достижении цели. Воспитываем желание трудиться, так как их труд имеет конечный результат. Дети умеют правильно отметить нужные размеры деталей, пользуясь линейкой, умеют замечать места распила.

Знают правила технике безопасности. Особенно мальчики с удовольствием и большим интересом любят делать автомобили. Проявляют интерес и фантазию, в результате получаются вот такие интересные машины.

Дети мастерят свои игрушки, не покрывая краской и рисунком, чтобы видно было красоту разного дерева, его структуру, ощущать его тепло.

Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувство прекрасного, простой человеческой доброты закладывается именно в детстве. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него картин не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Эти картины сделаны из природного материала, совместные работы детей и взрослых.

Другие поделки раскрашивают и наносят не просто рисунок, а знакомые символические знаки: солнечные знаки, символы земли и воды.

 

Список литературы:

1.  Эвелина Гульянц «Учите детей мастерить» / М.: Просвещение, 1984.

2. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта     работы/ М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1984. - 204с

3. Жукова Р.А. Трудовое воспитание/Р.А. Жукова. – Волгоград: «Корифей», 2009. – 96 с.

4. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

5. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду/ Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

6. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

7. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников/Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991.

8. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка

Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...

Читайте также

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Божья коровка» для старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Божья коровка» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности...

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...