Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.
В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
Актуальность программы
Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.
Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.
Цель программы - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
Задачи программы
Задачи в обучениии:
- Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
- Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
- Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
задачи в развитии:
- Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
- Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
- Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
- Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
- Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Задачи в воспитании:
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
Категория обучающихся по программе: возраст 5-7 лет.
Срок реализации программы: 1 год; 16 часов.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты реализации программы:
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
формообразования;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Содержание программы
Учебно-тематический план кружка «Бумагопластика»
месяц | Тема занятия | Количество занятий |
|
|
|
|
всего | теория | практика |
октябрь | Различные виды бумаги и ее свойства
Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги) и бабочкой(оригами) |
1 | 1 | 1 |
Натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование) | 1 |
|
1 | |
«Ежик» (гофрирование цветной бумаги) | 1 |
|
1 | |
«Золотая осень» -коллективная работа (рваная бумага, мятая бумага, витая спираль, торцевание) | 1 |
|
1 | |
Ноябрь | «Ветка с осенними листьями» (ветка- скручивание бумаги; листья—гофрирование) | 1 |
|
1 |
«Лукошко с грибами» (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик) | 1 |
|
1 | |
«Аквариум с рыбками» из коробки из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание) | 1 |
|
1 | |
Подарок ко Дню Матери «Рамка для портрета» из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание) | 1 |
|
1 | |
|
Коллективная работа
«Жар-птица» (оригами,гофрирование, комкование, квилинг) |
1 |
|
1 |
декабрь | Собака - символ года(оригами) | 1 |
|
1 |
Елочная игрушка-шар из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание) | 1 |
|
1 | |
Открытка новогодняя (елочка - оригами из ажурной бум. салфетки) | 1
|
|
1
|
|
Коллективная работа
«Новый год в зимнем лесу» (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами) |
1 |
|
1 | |
Январь | «Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум. салфетки. | 1
|
|
1
|
«Снеговик» (комкование, торцевание из белой салфетки) | 1 |
|
1 | |
«Снегирь на ветке ели» (оригами и комкование) | 1 |
|
1 | |
Февраль | «Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток) | 1 |
|
1 |
«Валентинка» - открытка (складывание сердечка и цветка) | 1 |
|
1 | |
«Танк» (оригами) | 1 |
|
1 | |
«Корабль с матросом» - открытка для пап (оригами, волны-рваные полоски бумаги) | 1 |
|
1 | |
Март | «Тюльпаны в вазе» - открытка к 8 Марта (оригами) | 1 |
|
1 |
|
«Гиацинт в горшке» (торцевание) | 1 |
|
1 |
|
«Птица счастья» (оригами,гофрирование) | 1 |
|
1 |
|
Коллективная работа «Грачи прилетели» (оригами) | 1 |
|
1 |
Апрель | «Ракета» (оригами) | 1 |
|
1 |
|
«Космос» - коллективная работа (оригами, комкование салфеток) | 1 |
|
1 |
|
«Пасхальное яйцо с цыпленком» (торцевание) | 1 |
|
1 |
|
«Цветок весенний» (квиллинг) | 1 |
|
1 |
Май | Открытка к 9 Мая (звезда, гвоздики - оригами) | 1 |
|
1 |
|
«Бабочки на лугу» (оригами) | 1 |
|
1 |
|
«Ветка сирени» (торцевание) | 1 |
|
1 |
|
«На пруду» (лебеди, лягушки, цветок лотоса, стрекоза-оригами; камыши-скручивание)
Коллективная работа |
2 |
|
2 |
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.
Список литературы:
- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд» в детском саду». Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
- Л.В КУцакова « Творим и мастерим». Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
- С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
- Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.
- И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
- Г.И. Долженко «100 оригами». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2002 г.
- Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.
- И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ.ХХI век» Москва 2007г.
Читайте также |
---|
«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…
«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»
Творческий проект «Мама тоже маленькой была»
Творческий проект «Мама тоже маленькой была» Название проекта "Мама тоже маленькой была" Руководители проекта Воспитатели: Медунова Н.Н., Сорокина М.А. Социальные партнеры родители Состав и возраст проектной группы 49...
Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»
Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...