«Волшебная ниточка»

 

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Работая с детьми с ЗПР уже много лет, я пришла к пониманию, что развивать творческие способности детей необходимо, так как в процессе творчества ребёнок раскрывается, реализует свои потребности в общении, Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И.П. Павлов). Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной, проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий. В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества я использую ниткографию. Ниткография – это рисование нитью. Техника привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Опыт показывает, что занятия ниткографией способствуют активному развитию у детей не только творческих способностей, но и развитию мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости, аккуратности. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.

Мною разработан перспективный план игр-занятий по ниткографии.

Целью кружка «Волшебная ниточка» является развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Поставленная цель реализуется через задачи:

воспитательные:

* воспитывать у детей устойчивый интерес к рисованию нитью;

* развивать эстетическое восприятие детей, образное мышление и фантазию;

* воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое до конца;

* приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

* сформировать умение работать в коллективе.

развивающие:

* развивать координацию движения рук, тонкую моторику, активность мышления, художественный вкус, тактильное восприятие;

* развивать самостоятельность, аккуратность;

* сформировать потребность в саморазвитии.

обучающие:

* овладение различным способам ниткографии.

Технологии

Дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:

* выбор цвета нити для своей работы;

* плотное, ровное, без пробелов прилегание нити;

* изготовление плоских фигур;

* умение пользоваться стекой в процессе работы.

Методические приёмы:

* показ технологических приёмов;

* рассматривание образцов, иллюстраций, картин.

Игровые приёмы:

* приход героев из сказки, мультфильмов.

Дидактический материал

* аудиозапись;

* использование образцов (работы по ниткографии);

* использование наглядности (фотографии, картины).

Техническое оснащение:

* дополнительный материал для создания выразительности образа (бусины, пайетки, кусочки меха).

Коррекционно-воспитательные задачи, решаемые в ходе кружковой работы

 

Коррекционно-воспитательные задачи

 

Использование приёмов ниткографии

 

Использование приёмов ниткографии

 

Схема коррекционного воздействия через продуктивную деятельность

 

Схема коррекционного воздействия через продуктивную деятельность

 

Программа кружка «Волшебная ниточка» рассчитана для детей дошкольного возраста (5-7 лет). Срок реализации один год обучения. Игры-занятия кружка проходят два раза в месяц во второй половине дня в течение 25-30 минут.

Режим реализации кружковой деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год Количество образовательных ситуаций в месяц Длительность образовательных ситуаций Форма организации образовательного процесса
32 2 25-30 мин подгрупповая

Ожидаемые результаты:

Приобретение навыка изготовления поделок из ниток. Использование поделок-сувениров в качестве подарков и другое практическое применение своих умений и навыков.

Занимаясь с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд) дошкольники должны:

Иметь:

- развитую мелкую моторику пальцев рук;

- сенсорное восприятие;

- логическое мышление;

- воображение.

Уметь:

- работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)

Обладать:

- волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца);

- эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру;

- эстетическому вкусу.

Календарно-тематическое планирование

Тема Предварительная работа Цель
1 Знакомство с нитями Рассматривание нитей разного цвета и толщины Увлечь детей ниткографией и её возможностями.

Научить рисовать отдельные детали (жгуты, завитки, палочки) Воспитывать усидчивость, внимание, развивать мелкую моторику рук.

2 «Осеннее дерево» Рассматривание картин с разными видами осенних деревьев, определить

(форму, цвет кроны, толщину и длину ствола)

 

Научить передавать выразительность образа. Развивать мелкую моторику рук.
3 «Фруктовый натюрморт» Рассматривание муляжей фруктов, чтение загадок, стихов о фруктах Закреплять умение рисовать нитью по спирали, передавать выразительность образа
4 «Гриб Боровик» Рассматривание картинок, фотографий с грибами – боровиками;

чтение стихов, чтение сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»

 

Научить детей нарезать нити нужной длины, добиваться выразительности работы
5 «Цыпленок». Беседа, загадки о домашних птицах. Закреплять умение выкладывать нить по контуру. Продолжать воспитывать аккуратность при наклеивании деталей. Учить выкладывать нить по спирали.
6 «Новогодняя ёлочка» Беседа о новогоднем празднике, чтение стихов ёлочке, пение песен. Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу хорошо промазывая клеем
7 « Снегирь» Беседа о птицах, рассматривание картин «Зимующие птицы» чтение стихотворения Е. Груданов «Снегири» Продолжать учить выкладывать нить по контуру, учить работать с шаблоном, отмерять нить нужной длины. Закреплять знание детей о зимующих птицах.
8 «Белка» Беседа, загадки о животных. Дидактическая игра «Собери картинку» Физминутка «Ежик». Пальчиковая гимнастика «Лесные животные». Продолжать обучать детей раскрашивать мелко нарезанными нитями. Закрепить знание о диких животных. Развивать наблюдательность умение располагать изображение на листе, изображать диких животных, передавая особенности их внешнего вида. Совершенствовать навыки работы с нитками, ножницами, клеем, трафаретом
9 «Снеговик» Заучивание стихотворения «Снеговик», игра «Собери снеговика» Продолжать формировать умения работы с мелко нарезанными нитями; равномерно распределять их, не заходя за контур
10 «Собачка»

 

Рассматривание игрушки собачки Чтение стихотворения С.Михалкова «Трезор» Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
11 «Портрет мамы»

 

Рассказы детей о маме.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить располагать готовую работу.
12 «Чашка»

 

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Загадки о посуде Продолжать учить воплощать задуманный образ, создавая поделку из ниток. Развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение.
13 «Машины на нашей улице» Беседа о видах транспорта. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Физминутка «Шофёр» Закрепить умение детей выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Закреплять умение выкладывать геометрические фигуры. Продолжать воспитывать аккуратность в работе.
14 «Солнышко»

 

 

Продолжать учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.
15 «Бабочка на поляне» Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Загадки о насекомых. Пальчиковая гимнастика «Бабочка» Закрепить умение выкладывать нить по контуру, по спирали и заполнять пространство нитью. Учить детей работать сообща.

 

15 «Рыбка»

 

Рассматривание разных рыбок Продолжать учить детей работать с нитью и клеем. Познакомить с трикотажем, учить распускать лоскутки трикотажа; волнистые нити послужат для оформления хвоста и плавников. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать воображение.
16 «Ромашка» Рассматривание иллюстраций на тему «Цветы»; дидактическая игра «Садовник» Воспитывать любовь к красоте родной природы. Вызвать интерес к созданию образа ромашки разными способами ниткографии; развивать творческое воображение, фантазию.

 

Список литературы:

1.  Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., Просвещение, 2003.

2.  Петрова И. М. Техника изонити для дошкольников. – СПб. ООО «Издательство «Детство - пресс», 2009.

3.  Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Методическое пособие. – СПб, «Детство - пресс», 2004.

4.  Детские журналы «Мастерилка», «Непоседа».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»

Проект «Подъемный кран»

Проект «Подъемный кран»

Читайте также

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с…

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с детьми подготовительной группы «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо...

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Светофор» (в технике «Квиллинг») в подготовительной к школе группе Цель: развитие творческих способностей...