Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Краткосрочные образовательные практики «В гостях у феи Бисеринки» (бисероплетение)

Для детей 5-7 лет

 

Предлагаемая программа краткосрочных образовательных практик может быть предложена в качестве дополнительных образовательных услуг и реализована в форме кружковой работы с детьми 5-7 лет.

С этой программой КОП участвовала в 13 Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций, которая проходила в г. Пермь 13-15 апреля 2015 г.

 

Инновационные решения в сфере образования:

Опыт разработки и результативного использования современных образовательных технологий 5.1

Для детей 5-7 лет.

Срок реализации: один год.

Автор КОП воспитатель МАОУ СОШ № 43 «Группы детского сада» Дуброва Оксана Юрьевна

 

  • Пояснительная записка.
  • Краткосрочные образовательные практики на учебный год.
  • Технологическая карта сентября.
  • Технологическая карта октября.
  • Технологическая карта ноября.
  • Технологическая карта декабря.
  • Технологическая карта января.

(По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»).

(По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»).

  • Технологическая карта февраля.
  • Технологическая карта марта.
  • Технологическая карта апреля.
  • Технологическая карта мая.

Приложения

  • Техника безопасности.
  • Гимнастика для глаз.

Литература.

 

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

И. Кант.

Пояснительная записка

Программа краткосрочных образовательных практик по бисероплетению «В гостях у феи Бисеринки» разработана на основе Программы дополнительного образования «Умелые ручки» Шарабаевой Т.В., воспитателя ДОУ из г. Абакан Республики Хакасия,  с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования России (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.), «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» (Приказ № 1726-р.  от 4 сентября 2014 г.).

Данная программа КОП предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основным принципом построения занятий является тесная связь художественного труда и математики. В соответствии с сезоном определены темы практик. В течение месяца проводятся 8 встреч. На изготовление одной поделки отводится два занятия. Длительность каждого занятия 25-30 минут.

Актуальность

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (в данном случае – проволока, бусины, бисер, стеклярус), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Бисероплетение  помогает развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей дошкольного возраста, особенно, страдающих дефектами речи (ОНР, ФФНР, заикание), детей с ОВЗ.

Новизной и отличительной особенностью программы «В гостях у феи Бисеринки» является развитие у детей творческого воображения и исследовательской активности через изготовление поделок практического назначения, познание свойств различных материалов, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

Необходимость в создании программы по бисероплетению для детей 5-7 лет существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с умением делать что-то своими руками, при этом дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Изделия, изготовленные детьми, могут служить наглядными пособиями, выставленными экспонатами, оформительским материалом, сувенирами, подарками.

Проблемы

При организации работы в ДОО «по-новому», у воспитателей появляется ряд проблем. Существующая в настоящее время в детском саду организация педагогического процесса  вызывает трудности в реализации современной модели дошкольного образования – расписание непосредственной образовательной деятельности, график работы педагогов и отсутствие свободных помещений, выведение из штата учителей-логопедов и педагогов-психологов, не позволяют перейти на качественно новые современные формы взаимодействия с воспитанниками детского сада.

В последнее время в ДОО наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В детские сады приходят дети с нарушениями речи разной сложности, которые влияют на общее развитие ребёнка, и его мышление. У некоторых нарушены психические процессы, речевое развитие, моторика. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передаётся на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с нарушениями речи, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Направления работы. Образовательная программа «В гостях у феи Бисеринки» направлена на развитие мелкой моторики рук, речевое, художественно-эстетическое развитие ребёнка, на развитие художественно-творческого потенциала личности, обучающиеся получают социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности.

Разработанная программа дополнительного образования «В гостях у феи Бисеринки» (бисероплетение) может быть направлена на реализацию институционального элемента модели дошкольного образования г. Перми в форме краткосрочных образовательных практик.

Целью программы является развитие мелкой моторики рук через овладение искусством бисероплетения.

Задачи программы «В гостях у Феи Бисеринки»:

Образовательные:

  • углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;

осваивать техники бисероплетения.

  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами;
  • создать условия для развития ребёнка как личности, мастера, художника;

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
  • прививать основы культуры труда.

Развивающие:

  • развивать тонкую моторику рук, образное мышление, внимание, творческие способности;
  • развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изготовлении изделия;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребёнка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию тонких движений пальцев рук;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.

Механизм реализации

Краткосрочные образовательные практики проводятся 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста в первой половине дня в период  между 12 - 13 ч. перед дневным сном или во второй половине дня согласно расписанию.  Максимальная  учебная нагрузка краткосрочных образовательных практик – 8 часов. Количество детей, одновременно участвующих в одной краткосрочной образовательной практике 6-8 человек.

Краткосрочные образовательные практики на учебный год

Месяц Тема Задачи Продукт
  1.  
Сентябрь Украшения Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером.

Знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Колечко в технике прямое плетение.

Колечко в технике параллельное плетение.

  1.  
Октябрь Овощи. Фрукты Закреплять знания об овощах и фруктах. Знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Овощи в технике «параллельное плетение» (морковь, редис). Фрукты в технике «параллельное плетение» (яблоко, ананас).
  1.  
Ноябрь Любимые животные Закреплять знания о породах кошек и собак.

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Кошечки и собачки в технике «параллельное плетение».
  1.  
Декабрь Новый год Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурки Снеговика, Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки. Дед Мороз, Снегурочка, ёлочка, снеговик в технике «параллельное плетение».
  1.  
Январь Обитатели морей

(по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»)

Обогатить знание детей об обитателях морей. Вспомнить сказку Андерсена «Русалочка».

Использовать способ параллельного низания бисера для плетения разнообразных рыбок.  Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Рыбка, русалка, рыба-пила, морской конёк в технике «параллельное плетение».
  1.  
Февраль Подарок папе Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Транспорт (автомобиль, корабль, самолёт, ракета) в технике «параллельное плетение».
  1.  
Март Подарок маме Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Незабудка, тюльпан, нарцисс. Цветы в технике «прямое плетение», «параллельное плетение».
  1.  
Апрель Животные Африки (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит») Познакомить с животными и птицами Африки.  Использовать способ параллельного низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Слон, мартышка, страус, крокодил в технике «параллельное плетение».
  1.  
Май Насекомые

(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»)

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять её деталями из бумаги. Насекомые (стрекоза, жук, муха,  бабочка) в технике «параллельное плетение».

 

Технологическая карта сентября

Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности. Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребёнка. Изделия из бисера.

Бисер, рубка, стеклярус.

Проволока, ножницы.

ТСО, схемы.

 
  1.  
Колечко Знакомство с техникой «прямое плетение». Бисер, проволока, ножницы, схема. Колечко в 1 бисерину на проволоке.
  1.  
Колечко Знакомство с техникой «параллельное плетение». Бисер, проволока, ножницы, схема. Колечко в 2-3 бисерины на проволоке.
  1.  
  1.  
Брелок Знакомство с техникой «параллельное плетение». Бисер, проволока, ножницы, схема, кольцо. Коробочка с подарком.
  1.  
  1.  
Браслет Отработка техники «параллельное плетение». Бисер, проволока, ножницы, схема, застёжка. Браслет.
  1.  

 

Технологическая карта октября

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Овощи Закреплять знания об овощах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Овощи в технике «параллельное плетение» (морковь, редис).
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Фрукты Закреплять знания о фруктах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Фрукты в технике «параллельное плетение» (яблоко, ананас).
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта ноября

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Любимые животные Закреплять знания о разных породах кошек. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Кошечки.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Любимые животные Закреплять знания о разных породах собак. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Собачки.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта декабря

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Новый год Закреплять знания о новогоднем празднике. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Бисер, проволока, ножницы, схема. Ёлочка, снеговик.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Новый год Закреплять знания о новогоднем празднике. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий, воспитывать желание изготовлять подарки. Бисер, проволока, ножницы, схема. Дед Мороз, Снегурочка.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта января

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Обитатели морей

(по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»)

Обогатить знание детей об обитателях морей. Вспомнить сказку Андерсена «Русалочка».

Использовать способ параллельного низания бисера для плетения разнообразных рыбок.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Бисер, проволока, ножницы, схема. Рыбка, русалка.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Обитатели морей

(по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»)

Обогатить знание детей об обитателях морей.  Использовать способ параллельного и прямого низания бисера для плетения осьминога и медузы. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Бисер, проволока, ножницы, схема. Рыба-пила, морской конёк.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта февраля

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Подарок папе Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Бисер, проволока, ножницы, схема. Автобус, корабль.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Подарок папе Закреплять знания о многообразии транспорта – водный, воздушный, наземный. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Бисер, проволока, ножницы, схема. Самолёт, ракета.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта марта

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Подарок маме Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Бисер, проволока, ножницы, схема. Незабудка.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Подарок маме Закреплять знания о первоцветах, об их многообразии. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Бисер, проволока, ножницы, схема. Тюльпан, нарцисс.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта апреля

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Животные Африки

(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит»)

Познакомить с континентом Африка, с её обитателями на основе сказки К.И. Чуковского «Айболит».  Использовать способ параллельного низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Бисер, проволока, ножницы, схема. Слон, мартышка.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Животные Африки

(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит»)

Закрепить знания о животных Африки. Познакомить с животными и птицами Африки.  Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, использовать способ параллельного низания бисера при плетении.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Бисер, проволока, ножницы, схема. Страус, крокодил.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Технологическая карта мая

№ встречи Тема Содержание работы Материал Конечный продукт
  1.  
Насекомые

(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»)

Вспомнить сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», её героев. Закрепить  технику параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять её деталями из бумаги. Бисер, проволока, ножницы, схема. Жук, муха, комарик.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
Насекомые

(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»)

Закрепит названия насекомых, их среду обитания. Закрепить  технику простого и параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять её деталями из бумаги. Бисер, проволока, ножницы, схема. Стрекоза, бабочка.
  1.  
  1.  
  1.  

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Добавить комментарий


Читайте также






Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...