Краткосрочные образовательные практики «В гостях у феи Бисеринки» (бисероплетение)
Для детей 5-7 лет
Предлагаемая программа краткосрочных образовательных практик может быть предложена в качестве дополнительных образовательных услуг и реализована в форме кружковой работы с детьми 5-7 лет.
С этой программой КОП участвовала в 13 Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций, которая проходила в г. Пермь 13-15 апреля 2015 г.
Инновационные решения в сфере образования:
Опыт разработки и результативного использования современных образовательных технологий 5.1
Для детей 5-7 лет.
Срок реализации: один год.
Автор КОП воспитатель МАОУ СОШ № 43 «Группы детского сада» Дуброва Оксана Юрьевна
- Пояснительная записка.
- Краткосрочные образовательные практики на учебный год.
- Технологическая карта сентября.
- Технологическая карта октября.
- Технологическая карта ноября.
- Технологическая карта декабря.
- Технологическая карта января.
(По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»).
(По мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»).
- Технологическая карта февраля.
- Технологическая карта марта.
- Технологическая карта апреля.
- Технологическая карта мая.
Приложения
- Техника безопасности.
- Гимнастика для глаз.
Литература.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
И. Кант.
Пояснительная записка
Программа краткосрочных образовательных практик по бисероплетению «В гостях у феи Бисеринки» разработана на основе Программы дополнительного образования «Умелые ручки» Шарабаевой Т.В., воспитателя ДОУ из г. Абакан Республики Хакасия, с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования России (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.), «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» (Приказ № 1726-р. от 4 сентября 2014 г.).
Данная программа КОП предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основным принципом построения занятий является тесная связь художественного труда и математики. В соответствии с сезоном определены темы практик. В течение месяца проводятся 8 встреч. На изготовление одной поделки отводится два занятия. Длительность каждого занятия 25-30 минут.
Актуальность
Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (в данном случае – проволока, бусины, бисер, стеклярус), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Бисероплетение помогает развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей дошкольного возраста, особенно, страдающих дефектами речи (ОНР, ФФНР, заикание), детей с ОВЗ.
Новизной и отличительной особенностью программы «В гостях у феи Бисеринки» является развитие у детей творческого воображения и исследовательской активности через изготовление поделок практического назначения, познание свойств различных материалов, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.
Необходимость в создании программы по бисероплетению для детей 5-7 лет существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с умением делать что-то своими руками, при этом дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Изделия, изготовленные детьми, могут служить наглядными пособиями, выставленными экспонатами, оформительским материалом, сувенирами, подарками.
Проблемы
При организации работы в ДОО «по-новому», у воспитателей появляется ряд проблем. Существующая в настоящее время в детском саду организация педагогического процесса вызывает трудности в реализации современной модели дошкольного образования – расписание непосредственной образовательной деятельности, график работы педагогов и отсутствие свободных помещений, выведение из штата учителей-логопедов и педагогов-психологов, не позволяют перейти на качественно новые современные формы взаимодействия с воспитанниками детского сада.
В последнее время в ДОО наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В детские сады приходят дети с нарушениями речи разной сложности, которые влияют на общее развитие ребёнка, и его мышление. У некоторых нарушены психические процессы, речевое развитие, моторика. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передаётся на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с нарушениями речи, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Направления работы. Образовательная программа «В гостях у феи Бисеринки» направлена на развитие мелкой моторики рук, речевое, художественно-эстетическое развитие ребёнка, на развитие художественно-творческого потенциала личности, обучающиеся получают социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности.
Разработанная программа дополнительного образования «В гостях у феи Бисеринки» (бисероплетение) может быть направлена на реализацию институционального элемента модели дошкольного образования г. Перми в форме краткосрочных образовательных практик.
Целью программы является развитие мелкой моторики рук через овладение искусством бисероплетения.
Задачи программы «В гостях у Феи Бисеринки»:
Образовательные:
- углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
осваивать техники бисероплетения.
- научить правильно организовывать рабочее место;
- научить работать с различными материалами;
- создать условия для развития ребёнка как личности, мастера, художника;
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
- прививать основы культуры труда.
Развивающие:
- развивать тонкую моторику рук, образное мышление, внимание, творческие способности;
- развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
- развивать самостоятельность и аккуратность в изготовлении изделия;
- формировать эстетический и художественный вкус.
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребёнка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Механизм реализации
Краткосрочные образовательные практики проводятся 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста в первой половине дня в период между 12 - 13 ч. перед дневным сном или во второй половине дня согласно расписанию. Максимальная учебная нагрузка краткосрочных образовательных практик – 8 часов. Количество детей, одновременно участвующих в одной краткосрочной образовательной практике 6-8 человек.
Краткосрочные образовательные практики на учебный год
№ | Месяц | Тема | Задачи | Продукт |
Сентябрь | Украшения | Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером.
Знакомить детей с техникой параллельного плетения. |
Колечко в технике прямое плетение.
Колечко в технике параллельное плетение. |
|
Октябрь | Овощи. Фрукты | Закреплять знания об овощах и фруктах. Знакомить детей с техникой параллельного плетения.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. |
Овощи в технике «параллельное плетение» (морковь, редис). Фрукты в технике «параллельное плетение» (яблоко, ананас). | |
Ноябрь | Любимые животные | Закреплять знания о породах кошек и собак.
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. |
Кошечки и собачки в технике «параллельное плетение». | |
Декабрь | Новый год | Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурки Снеговика, Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки. | Дед Мороз, Снегурочка, ёлочка, снеговик в технике «параллельное плетение». | |
Январь | Обитатели морей
(по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка») |
Обогатить знание детей об обитателях морей. Вспомнить сказку Андерсена «Русалочка».
Использовать способ параллельного низания бисера для плетения разнообразных рыбок. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
Рыбка, русалка, рыба-пила, морской конёк в технике «параллельное плетение». | |
Февраль | Подарок папе | Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.
Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. |
Транспорт (автомобиль, корабль, самолёт, ракета) в технике «параллельное плетение». | |
Март | Подарок маме | Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. | Незабудка, тюльпан, нарцисс. Цветы в технике «прямое плетение», «параллельное плетение». | |
Апрель | Животные Африки (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит») | Познакомить с животными и птицами Африки. Использовать способ параллельного низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
Слон, мартышка, страус, крокодил в технике «параллельное плетение». | |
Май | Насекомые
(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха») |
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять её деталями из бумаги. | Насекомые (стрекоза, жук, муха, бабочка) в технике «параллельное плетение». |
Технологическая карта сентября
№ | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности. | Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребёнка. | Изделия из бисера.
Бисер, рубка, стеклярус. Проволока, ножницы. ТСО, схемы. |
||
Колечко | Знакомство с техникой «прямое плетение». | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Колечко в 1 бисерину на проволоке. | |
Колечко | Знакомство с техникой «параллельное плетение». | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Колечко в 2-3 бисерины на проволоке. | |
Брелок | Знакомство с техникой «параллельное плетение». | Бисер, проволока, ножницы, схема, кольцо. | Коробочка с подарком. | |
Браслет | Отработка техники «параллельное плетение». | Бисер, проволока, ножницы, схема, застёжка. | Браслет. | |
Технологическая карта октября
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Овощи | Закреплять знания об овощах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Овощи в технике «параллельное плетение» (морковь, редис). | |
Фрукты | Закреплять знания о фруктах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Фрукты в технике «параллельное плетение» (яблоко, ананас). | |
Технологическая карта ноября
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Любимые животные | Закреплять знания о разных породах кошек. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Кошечки. | |
Любимые животные | Закреплять знания о разных породах собак. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Собачки. | |
Технологическая карта декабря
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Новый год | Закреплять знания о новогоднем празднике. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Ёлочка, снеговик. | |
Новый год | Закреплять знания о новогоднем празднике. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий, воспитывать желание изготовлять подарки. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Дед Мороз, Снегурочка. | |
Технологическая карта января
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Обитатели морей
(по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка») |
Обогатить знание детей об обитателях морей. Вспомнить сказку Андерсена «Русалочка».
Использовать способ параллельного низания бисера для плетения разнообразных рыбок. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
Бисер, проволока, ножницы, схема. | Рыбка, русалка. | |
Обитатели морей
(по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка») |
Обогатить знание детей об обитателях морей. Использовать способ параллельного и прямого низания бисера для плетения осьминога и медузы. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
Бисер, проволока, ножницы, схема. | Рыба-пила, морской конёк. | |
Технологическая карта февраля
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Подарок папе | Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Автобус, корабль. | |
Подарок папе | Закреплять знания о многообразии транспорта – водный, воздушный, наземный. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Самолёт, ракета. | |
Технологическая карта марта
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Подарок маме | Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Незабудка. | |
Подарок маме | Закреплять знания о первоцветах, об их многообразии. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Тюльпан, нарцисс. | |
Технологическая карта апреля
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Животные Африки
(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит») |
Познакомить с континентом Африка, с её обитателями на основе сказки К.И. Чуковского «Айболит». Использовать способ параллельного низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
Бисер, проволока, ножницы, схема. | Слон, мартышка. | |
Животные Африки
(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Айболит») |
Закрепить знания о животных Африки. Познакомить с животными и птицами Африки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, использовать способ параллельного низания бисера при плетении.
Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. |
Бисер, проволока, ножницы, схема. | Страус, крокодил. | |
Технологическая карта мая
№ встречи | Тема | Содержание работы | Материал | Конечный продукт |
Насекомые
(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха») |
Вспомнить сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», её героев. Закрепить технику параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять её деталями из бумаги. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Жук, муха, комарик. | |
Насекомые
(по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха») |
Закрепит названия насекомых, их среду обитания. Закрепить технику простого и параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять её деталями из бумаги. | Бисер, проволока, ножницы, схема. | Стрекоза, бабочка. | |
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Характер формируется с детства
Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...
Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе
Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...
Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»