Особенности организации двигательной активности дошкольников в летний и зимний период

 

Ритмическая гимнастика – это поточный вид физических упражнений, выполняемых под музыку, с подчинением движений музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения.

Цель моей работы как педагога дополнительного образования – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Использование инновационных технологий в ритмической гимнастике помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформовать потребность в здоровом образе жизни, а также восполняет недостаток двигательной активности детей дошкольного возраста. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы, на органы кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность, развивается и тренируется сердечная мышца. Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительное значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости, здоровья и тонуса нервной системы.

В непосредственно образовательной деятельности, в целях эксперимента, я использовала комплексы ритмических занятий, которые позволили увидеть заинтересованность детей, а также через анкетирование родителей отметила потребность в организации дополнительного образования детей, целью которого стало:

  1. Всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
  2. Совершенствование физических способностей.
  3. Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей.
  4. Формирование музыкально-двигательных способностей.
  5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, желания заниматься физкультурой и спортом в повседневной жизни.
  6. Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

Помимо задач, которые прописывают авторы в своих программах, К.К.Утробина, А.И. Буренина, я определила конкретные задачи, которые решаю в своей кружковой работе:

Оздоровительные:

- развитие силы мышц, поддерживающих правильную осанку;

-совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.

Образовательные:

- развитие двигательной сферы ребенка и его физических качеств: гибкости, пластичности, точности, выносливости и координацию движений, формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта разнообразными движениями.

Воспитательные:

- воспитание интереса и потребностей в физических упражнениях и играх, творческого воображения и фантазии;

- воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности: умение сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.

Данная программа помогает решить поставленные задачи, рассчитана на 2 года обучения, возраст детей – 5-6, 6-7 лет.

Занятия проходят в игровой, увлекательной, доступной для детей форме. Музыкально-ритмические занятия включают в себя:

- танцевальные композиции;

- элементы народных танцев;

- ритмические движения;

- элементы простейших построений под музыку.

Я придерживаюсь традиционной структуры: подготовительная часть, основная часть, заключительная. Но, включаю элементы нетрадиционных занятий: мы можем танцевать всё занятие, с замедлением и ускорением темпа танцев, построение танцев только под классическую музыку (чаще в современной обработке), под народную, современную эстрадную.

Подготовительная часть: здесь я использую упражнения, позволяющие разогреть и подготовить мышцы к основным движениям, применяю такие движения-ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен, пружинящий, топающий шаг, ходьба с ускорением и замедлением темпа; бег - легкий, ритмичный, с остановкой; прыжковые упражнения-на одной ноге, на двух ногах, на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков.

Основная часть: направлена на развитие физических качеств силы, гибкости, выносливости. Интенсивность нагрузок здесь высокая. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивания. Упражнения выполняются из различных положений: сидя на полу, лежа, сидя на пятках, лежа на животе, на спине, на боку и т.д. Использую материал А.И. Бурениной, которая развивает творческое мышление, воображение, фантазию, способность импровизировать. Чтобы повысить интерес к занятиям ритмики, в увлекательной и игровой форме использую методику К.К Утробиной «Веселый тренинг». Все упражнения имеют названия предметов, птиц, рыб, зверей и деревьев. Это позволяет детям лучше их запоминать и качественно выполнять упражнения. Повторение сопровождаются стихотворным текстом, фразами, которые быстро запоминаются. Весь комплекс упражнений вместе с рисунками можно оформить в виде консультаций для родителей, и предложить выполнять эти упражнения дома вместе с детьми, что несомненно поможет повысить интерес детей и родителей к физкультурным занятиям. Хочу предложить вашему вниманию упражнения, которые вы можете использовать в своей работе («Цапля», «Стойкий оловянный солдатик», «Ах, ладошки, вы, ладошки», «Насос», «Колобок», «Самолет», «Экскаватор»).

 

«Цапля»
Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать эту позу нужно.

Стоя на правой ноге, согните левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постойте так немножко. То же на левой ноге.

Для мышц ног, координации.
«Стойкий оловянный солдатик»
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветерок, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику.

Хотите стать такими же стойкими и сильными, как оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу.

Дует сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь. Повторите 3 раза. А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть. Молодцы!

 
«Ах, ладошки, вы ладошки!»
Хотите быть стройными и иметь красивую осанку?

Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживаем позу и повторяем:

«Ах, ладошки, вы ладошки,
За спиною спрячем вас!
«Насос»
Как работает насос? Это вовсе не вопрос.

Все на корточки присели, будто птички прилетели. А затем по счету «Раз», ноги выпрямили враз.

На счет «Два» - скорей обратно.

И так нужно многократно.

Для мышц ног, спины; гибкости.
«Колобок»

Что за странный колобок в окошке появился:

Постоял совсем чуток, взял и развалился!

Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги руками, и уберите голову в колени. Прижмите колени к плечам и посмотрите на свои пятки. Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять – развалились вы опять. Вытяните ноги и лягте на спину.

Для мышц шеи, спины, живота; гибкости.

 

Заключительная часть: предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе, релаксационные паузы, упражнения, позволяющие снять мышечное напряжение, расслабиться, отдохнуть.

Музыкально-ритмические упражнения и композиции мы используем не только на праздниках и развлечениях, как спортивных, так и музыкальных, но и на конкурсах городского и окружного уровня. Результатом кружковой работы является показательное итоговое занятие для родителей, которое проходит на высоко уровне.

Доступность программы «Веселая ритмика» для детского сада делает ее наиболее востребованной для педагогов и родителей. Предлагаемые упражнения можно применять в любой совместной деятельности, на занятиях и в играх с дошкольниками.

Заключение:

С особой гордостью хотелось бы отметить достижения наших детей в различных общегородских конкурсах и соревнованиях, где они занимают призовые места уже в течение пяти лет. Это касается чисто моей работы физкультурно-спортивной направленности. Но не имея больше возможности показать способности и достижения детей, я решила поучаствовать в окружном конкурсе «Фа-солька» в номинации «Хореографический номер», где показала результат работы кружка «Веселая ритмика». Выступления наших детей были отмечены и приглашены для участия в городских мероприятиях.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет)…

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Современное общество требует от человека применения широкого...

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Читайте также

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...

Кейс «Рисование на воде – Эбру»

Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...